Серебро превращает бактерии в зомби

Команда израильских ученых обнаружила, что нитрат серебра вызывает своеобразный «зомби-апокалипсис» у клеток синегнойной палочки.

Умершие бактерии продолжают и дальше уничтожать представителей своего вида. Результат исследования опубликован на сайте Scientific Reports.

В ходе исследования антибактериального эффекта серебра ученые выяснили, что Pseudomonas aeruginosa, или синегнойные палочки, умирая от нитрата этого драгоценного металла, продолжали убивать живые бактерии. Ученые уже окрестили этот процесс «эффектом зомби».

Исследователи связывают смертоносные свойства мертвых бактерий с химическим принципом Ле-Шателье (возникновение в равновесной системе сил, пытающихся сдвинуть это равновесие, вызывает сопротивление данному процессу).

В среде мертвой синегнойной палочки устанавливается равновесие между концентрацией серебра внутри бактерий и в окружающей среде. После попадания мертвой бактерии из этой системы в чистую культуру Pseudomonas aeruginosa сложившееся равновесие нарушается, клетки-зомби заносят серебро в окружающее бактерии пространство. Эти приводит к выравниванию равновесия и смерти здоровых палочек. При этом, отмечают ученые, мертвые бактерии справляются с уничтожением живых клеток столь же эффективно, как и сам нитрат серебра.

Антибактериальные свойства серебра известны с давних времен. Еще Гиппократ отмечал, что этот драгоценный металл помогал при борьбе с некоторыми заболеваниями. А согласно персидским хроникам, правители использовали для хранения воды именно серебряные сосуды. «Персидский царь, отправляясь на войну, всегда брал запасы пищи, тщательно приготовленной дома, и скота. Также брал он воду из реки, что течет через Сузы, для питья, так как только она была царю по вкусу. Всегда, когда он путешествовал, его сопровождало несколько повозок, запряженных мулами, на которых перевозили воду, уже прокипяченную для питья и разлитую в серебряные фляги», — писал Геродот.

Однако из-за того, что серебро является тяжелым металлом, то при попадании в организм в большом количестве нарушает функционирование клеток. К примеру, может вызвать изменение окраски кожи на серебристую или синевато-серую.

источник