Главные ляпы в книге «Архипелаг ГУЛАГ»

В конце 1973 года вышел первый том «Архипелага ГУЛАГ». Страшная правда этой книги оказалась едва ли не страшнее атомной бомбы. Вопрос только, насколько в «Архипелаге» был высок процент правды.

Жертвы репрессий

Основные претензии, конечно, к завышенным цифрам репрессированных – точной цифры в «Архипелаге» Солженицын не приводит, но везде пишет про многие миллионы. В 41-м, на момент начала войны, как пишет Солженицын, у нас были 15-миллионные лагеря. Точной статистики Солженицын не имел, поэтому цифры брал с потолка, на основе устных свидетельств. По последним данным за контрреволюционные и другие особо опасные государственные преступления всего с 1921 по 1954 было осуждено около 4 миллионов человек. А на момент смерти Сталина в лагерях находилось – 2,5 миллиона человек, из них около 27% политических. Цифры и без приписок огромные, но подобная неряшливость в цифрах, конечно, снижает достоверность произведения и дает основания неосталинистам утверждать, что репрессий и вовсе не было, а посадки были по делу.

Беломорканал

А вот статистика Солженицына о жертвах Беломорканала: «Говорят, что в первую зиму, с 1931 на 1932 г., сто тысяч и вымерло – столько, сколько постоянно было на канале. Отчего ж не поверить? Скорей даже эта цифра преуменьшенная: в сходных условиях в лагерях военных лет смертность один процент в день была заурядна, известна всем. Так что на Беломоре сто тысяч могло вымереть за три месяца с небольшим. А еще было одно лето. И еще одна зима». Утверждение основано опять же на слухах. Внутреннее противоречие заметно сразу – если все вымерли, то кто же тогда построил канал? Но и эту цифру Солженицын называет преуменьшенной, что уже вне всякой логики.

Посадили четверть Ленинграда

Также Солженицын утверждает, что во времена массовых посадок в Ленинграде «сажали четверть города». И дальше разжевывает мысль: «Считается, что четверть Ленинграда была расчищена в 1934-35-м. Эту оценку пусть опровергнет тот, кто владеет точной цифрой и даст ее». Солженицынская статистика опровергается очень легко. В 1935 г. население Ленинграда составляло 2,7 млн человек. Репрессиям подвергались в основном мужчины, в 30-е годы женщины составляли не более 7% от общего количества репрессированных, в 40-е, правда, количество репрессированных женщин стало больше от 10 до 20%. Если допустить, что в Ленинграде репрессировали четверть города, то получится — 700 тысяч. Из них мужчины должны были составлять около 650 тысяч (93%), то есть половину от общего количества мужского населения города (не более 1,3 млн). Если вычесть от оставшейся половины детей и стариков (400 тыс. — 30% от общего числа), получим, что в Ленинграде осталось около 250 тысяч трудоспособных мужчин. Подсчеты, конечно, грубые, но солженицынские цифры явно завышены. Спрашивается, кто же тогда работал на ленинградских заводах, кто в 1941-42 отражал натиск гитлеровцев на блокадный город, ведь только в народное ополчение уже к 6 июля 1941-го записалось 96 тыс. человек?

Пропавший лагерь

Смертность в лагерях по Солженицыну была огромной: «Осенью 1941-го Печорлаг (железнодорожный) имел списочный состав – 50 тысяч, весной 1942 – 10 тысяч. За это время никуда не отправлялось ни одного этапа – куда же ушли сорок тысяч? Узнал эти цифры случайно от зэка, имевшего к ним в то время доступ». Здесь опять возникают вопросы: откуда у зэка доступ к списочному составу? Исчезновение же 40 тыс. объяснимо – заключенные Печорлага строили железную дорогу Печора – Воркута, строительство завершилось в декабре 1941-го, а строители были зачислены в Воркутлаг. Да, смертность в лагерях была большой, но не столько, как пишет об этом Солженицын.

Анонимность

Большая часть свидетельств Солженицына основана на анонимных фактах. В первом издании имена 227 авторов, рассказами, мемуарами и свидетельствами которых он воспользовался, Солженицын по понятным причинам не называл. Впоследствии список появился, но не все рассказчики были довольны «Архипелагом». Так, одним из источников Солженицына были устные рассказы Варлама Шаламова. Сам Шаламов впоследствии Солженицына на дух не переносил и даже записал в своих записных книжках: «Запрещаю писателю Солженицыну и всем, имеющим с ним одни мысли, знакомиться с моим архивом».

Из университета – в дворяне

Есть и мелкие недочеты в романе: «Брали дворян по сословному признаку. Брали дворянские семьи. Наконец, не очень разобравшись, брали и личных дворян, т.е. попросту – окончивших когда-то университет. А уж взят – пути назад нет, сделанного не воротишь». То есть по Солженицыну дворянство давали по окончании университета, но против фактов не попрешь – личное дворянство на гражданской службе давали только по достижении IX класса Табели о рангах (титулярный советник). А чтобы получить IX или VIII класс по окончании университета нужно было поступить на гражданскую службу по 1-му разряду, то есть происходить из дворян. По 2-му разряду шли дети личных дворян, духовенства и купцов 1-й гильдии. Прочие шли по 3-му разряду и о IX классе, дающем право на личное дворянство, по окончании университета могли только мечтать. Да и дворянам получить сразу IX класс не всегда удавалось, Пушкин, например, из Лицея вышел коллежским секретарем (Х класс), а титулярным советником стал только 15 лет спустя.

Атомная бомба

Большие вопросы вызывает и сцена, произошедшая якобы на пересылке в Омске: «Когда нас, распаренное, испотевшее мясо, месили и впихивали в воронок, мы кричали надзирателям из глубины: «Подождите, гады! Будет на вас Трумэн! Бросят вам атомную бомбу на голову!» И надзиратели трусливо молчали… И так уж мы изболелись по правде, что не жаль было и самим сгореть под одной бомбой с палачами». Во-первых, за призывы скинуть атомную бомбу на СССР можно было получить надбавку, а заключенные вовсе не дураки, чтобы кричать об этом сотрудникам системы. Во-вторых, об атомном проекте в СССР знали мало, информация об этом засекречивалась – сложно представить простых заключенных, которые бы знали не только об атомном проекте, но и о планах Трумэна.

Комментарии 20

  • Альберт Скитальцев
    Автор: Альберт Скитальцев Добавлено 20 апреля, 2020 в 17:59

    И необходимо стереть всё с лица Земли всё напоминающее об америкосовской подстилке Солженицыне.Настоящая мразь.

    • андреич андреев сын
      Автор: андреич андреев сын Добавлено 26 мая, 2020 в 14:47

      ПЕРВЫМИ ЕГО СОТРУТ ЕГО ЖЕ ДЕТИ — УЧЕНИКИ соЛЖЕницына.

  • Владимир Мишин
    Автор: Владимир Мишин Добавлено 20 апреля, 2020 в 21:27

    Бригадир зоны,библиотекарь -это такие места в зоне,что надо шибко много попахать на хозяина и кума лагеря и вбагрить не один десяток своих соседей по нарам.Вот так и жил исаич «Не по лжи».

  • Россиянин
    Автор: Россиянин Добавлено 21 апреля, 2020 в 00:07

    Солженицын сам по себе большой ляп.

  • Василий Варга
    Автор: Василий Варга Добавлено 21 апреля, 2020 в 17:28

    Что касается лжи, поверьте, в советское время все авторы, поэты, драматурги, кинорежиссеры держались на лжи и фарисействе. В этом плане Солженицыну далеко до них. Уж как русофоб, враг русского народа, Бланк, стрельнул, куда повернулся, какой  гениальный прищур у него был, какой примерный семянин, — все мы, интеллигенты, знали назубок, но с какафонии «Ленин с нами» советского композитора, сбегали, бросая подаренные нам билеты, в урну. Так что не надо говорить о Солженицыне: вся пишущая братия до Солженицына — подлые лжецы. Почему никто из вас, кто так любит правду, видит соринку в глазу Солженицына, а в своем бревна не видит? Простите меня за грубость, но все вы лжецы, недоросль малограмотная, коммуняки, родившиеся во лжи от родителей лжецов, гопники, пытаетесь талдычить о лжи и правде. Далеко вам пока до того, чтобы навязывать кому-то свои суждения. Взгляните на себя со стороны и может быть увидите свои лживые отражения. Я не поклонник Солженицына и его стиль не для меня, но я знаю: он писатель ( пусть неважный), но не историк. У меня есть более страшная книга (для коммунистов) — ГЕНИЙ ЗЛА. 2 части — «Варфоломеевские ночи и Пляски на черепах».  Подобной книги вы не найдете в мировой литературе. Я жду ваших проклятий.

  • Неонил Принципов
    Автор: Неонил Принципов Добавлено 21 апреля, 2020 в 17:48

    /Простите меня за грубость, но все вы лжецы, недоросль малограмотная, коммуняки, родившиеся во лжи от родителей лжецов, гопники, пытаетесь талдычить о лжи и правде./ 
    Мы тебя, Васятка, не прощаем по тому, что ты пиздишь когда можно пиздеть, а когда было опасно, сидел молча и одобрял. Кивал своей саоотвеженной головкой и подымал руку «ЗА». Трупоед ты, Вавсятка! ШАКАЛ! И это не проклятие , это констатация факта. Смерди и дальше.

  • Василий Варга
    Автор: Василий Варга Добавлено 21 апреля, 2020 в 18:03

    Н. Без Принципов. Да было, каюсь, но прозрел, Бог дал. А вот вы   «каким ты был, там остался». Тыкать незнакомому человеку — это подзаборная лексика, свойственная гопнику. Вы никогда не прозреете, ваш мозг отравлен талмудами, вы — быдло, выродок, а тупой я или нет, покажет время, не вам судить, поганому скунсу, который не стоит ломаного гроша.

    • Неонил Принципов
      Автор: Неонил Принципов Добавлено 20 мая, 2020 в 21:52

      Вам время уже ничего не покажет. Вам уже поздно пить Боржоми. Кривоногий мадьяр будет меня жизни учить? Если не умрешь к осени, ещё разок переобуешься в воздухе. Поменяешь свои взгляды и принципы. У вас, шаришей — варишей, это в крови.

      • Неонил Принципов
        Автор: Неонил Принципов Добавлено 19 мая, 2020 в 10:53

        С тем, что не плохой писатель, я пожалуй соглашусь, но только в том плане, что не плохой.  Даже хорошим его назвать нельзя, ну если только ранние произведения.  А вот, что касается достойного гражданина, вы тут сильно преувеличили. Достойный гражданин не станет лить грязь на свою страну. Вы наверно имели ввиду «гражданина мира», но тут нужно спрашивать у тех кто его приютил и дал возможность пачкать СССР и нас с вами.

        • Владимир Безбадченко
          Автор: Владимир Безбадченко Добавлено 20 мая, 2020 в 03:09

          Ну, вот хоть двое спокойных нашлись. А что такое хороший писатель? Тут Вы, сударь в капкан лезете! Читатели разные и времена меняются. Литературные произведения не должны связываться с жизнью писателя после их создания. «Раковый корпус» не писал гражданин США. Но, стая «патриотов», но стая патриотов даже без команды «фас» брызжа слюной кинулась в поисках врага. А враг-то …. потихонечку, прибавил им пенсионный возраст. И сколько миллионов до пенсии не доживут? Куда там патриотам добраться до горла антинародных министров. ТАК ПОГАВКАТЬ НА ПОКОЙНОГО!

          • Неонил Принципов
            Автор: Неонил Принципов Добавлено 20 мая, 2020 в 13:17

            / ТАК ПОГАВКАТЬ НА ПОКОЙНОГО!/
            Как говорил Вольтер» О мертвых мы должны говорить правду…»
            У Вас на Украине уже повысили пенсионный возраст? У нас в России еще только думают над этим.
            Раковый корпус относится к ранним работам, а прочтите внимательно, что о них я написал. 
            / Литературные произведения не должны связываться с жизнью писателя после их создания. /
            А я и не связывал его работы с его жизнью. Говно на нас он лил в своих выступления и публикациях после того как эмигрировал, даже разосрался со всеми эмигрантскими кругами, доказывая исключительность своей позиции по всем вопросам. Ну как же он нобелевский лауреат , а они кто…
            А теперь про «патриотов».
            У вас на Украине «патриоты» намного вежливее наших. Чуть, что ставят на колени и бьют по башке , пока не человек покаяться. а потом через строй на карачках заставляют ползти и кричать «Слава Украине!». Нашим то до ваших далеко еще. 

          • Владимир Безбадченко
            Автор: Владимир Безбадченко Добавлено 20 мая, 2020 в 18:46

            А если моя фамилия была бы Рабинович, Вы считали бы что я израильтянин? Я голосовал за Путина, живу в Бурятии. Вот как Вам не повезло!

          • Неонил Принципов
            Автор: Неонил Принципов Добавлено 20 мая, 2020 в 19:36

            Я посмотрел практически все ваши комментарии на вашей страничке и вижу кому и что я пишу.

          • Владимир Безбадченко
            Автор: Владимир Безбадченко Добавлено 20 мая, 2020 в 20:17

            И ещё будете утверждать что я — хохол? LOL!

          • Неонил Принципов
            Автор: Неонил Принципов Добавлено 20 мая, 2020 в 21:44

            Неужели узбек?

          • Владимир Безбадченко
            Автор: Владимир Безбадченко Добавлено 21 мая, 2020 в 05:18

            Бурят. Разговор беспредметен, конец связи.

          • Неонил Принципов
            Автор: Неонил Принципов Добавлено 21 мая, 2020 в 18:30

            Ну как скажите… Закончен , так закончен… Хотя вот хохлобурят — это оригинально.

  • Ann Россиянка
    Автор: Ann Россиянка Добавлено 19 мая, 2020 в 17:34

    Когда я в первый раз прочитала Солженицына про лагеря, была под огромным впечатлением. Но мои родственники в Сталинских депрессиях не пострадали. И не мне об этом судить.

  • Владимир Безбадченко
    Автор: Владимир Безбадченко Добавлено 20 мая, 2020 в 03:11

    ++++++++++Мы пострадали в депрессиях демократии…

  • Альберт Скитальцев
    Автор: Альберт Скитальцев Добавлено 20 мая, 2020 в 08:05

    Полностью поддерживаю,именно прополкой сорняков.