Новая система химических элементов появилась в мире ещё в 1989 году и была принята научным сообществом.
Русскоязычный вариант был сделан в начале 2000-х годов. Его составитель – наш земляк Ренат Сайфуллин, академик Академии наук РТ, профессор КНИТУ-КХТИ.
Соседи или гости?
«Старая система давно перестала отвечать на многие вопросы и нуждалась в изменениях, — объясняет Ренат Саляхович. – Это естественно, ведь она датируется далёким 1869 годом. В то время были известны только две трети элементов. Никто не знал, например, о неоне, аргоне и криптоне — инертных газах, находящихся в воздухе. Существующие элементы Менделеев разделил на восемь групп по некоторым схожим признакам».
В эти группы впоследствии стали добавлять и новых «жильцов», а у более ранних элементов учёные открывали дополнительные свойства. Получалось, что хоть они и стояли рядом, далеко не все следовало считать совместимыми.
«В группах были «гости», — говорит профессор Сайфуллин. – По поведению эти элементы отличались от «соседей». Например, в первой группе с благородными золотом и серебром оказались щелочные металлы натрий и калий. Хром – самый тугоплавкий металл — находился в той же группе, что и сера, которая плавится легко. Железо, кобальт и никель чуть-чуть похожи – значит одно семейство!»
В результате, в 1989 году Международный союз по теоретической и прикладной химии (ИЮПАК) рекомендовал составить современный вариант системы. В ней стало 18 групп вместо 8. Не осталось спорных подгрупп и семейств. Вместо римских появились арабские цифры.
Во многих странах постепенно стали использовать современный вариант таблицы Менделеева, но в России это делать не торопились.
«Я много публиковался за границей, видел, что в журналах печатают новую систему, и решил создать русскоязычную версию для нашей страны, — говорит Ренат Саляхович. – Почему это никто не сделал до меня? Возможно, решались другие проблемы, время для науки было непростое».
На трёх языках
Автор пошёл дальше, чем просто создание варианта на русском языке. Его таблица стала в некотором роде справочником. В ней представлены названия элементов на русском и английском языках, а также на латыни в случае отличия от английского варианта. Например: железо, iron, ferrum. Продублированы были альтернативные англо-американские названия (сурьма, antimony – английское, stibium — альтернативное) и некоторые американские, отличающиеся от британских (сера, sulphur – английское, sulfur – американское). Кроме того, для всех простых веществ автор привёл температуру плавления и кипения, а также данные по электроотрицательности атомов.
Новый вариант таблицы в России понравился не всем. После публикации одной из статей Сайфуллина в научном журнале в редакцию пришло письмо от профессора из Новосибирска. Мол, как же так: всю жизнь объяснял студентам, что фосфор в пятой группе, а теперь он в пятнадцатой!
«Европа нововведение тоже не сразу освоила, в Америке мы и сейчас встречаем старые таблицы, — говорит Ренат Саляхович. – В России не все готовы перестраиваться. Проблема в инертности мышления. Некоторые людей не переделаешь. В КНИТУ-КХТИ мы используем новую систему уже несколько лет, работают с ней и в КГАСУ. Современная таблица теперь публикуется в учебниках МГУ, правда, с опозданием лет на десять. Переходят на неё и другие вузы страны».
Со школами сложнее. Где-то изучают элементы по усовершенствованной системе, но во многих учебниках остаётся старый вариант.
«Переиздаются учебники двух-трёх авторов, — объясняет Сайфуллин. – Школы их закупают и используют годами. Конечно, педагоги могут объяснять свойства элементов и без таблицы Менделеева, однако по современной системе делать это методически правильнее и удобнее».
источник