НА ШИРОКОЙ НИВЕ: 15 ВЕРСИЙ ЛЕГЕНДАРНОГО РОССИЙСКОГО ВСЕДОРОЖНИКА

В 1976 году в Тольятти собрали опытно-промышленную партию ВАЗ-2121, который в известной мере стал эпохальным для нашего автопрома автомобилем.

Эту машину задумали еще в 1970-м, после призыва тогдашнего Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина сделать автомобиль для тружеников села. На госиспытания Нива практически в том виде, в котором ее узнали покупатели, вышла в апреле 1974-го. Но до этого конструкторы и испытатели ВАЗа прошли долгий и нелегкий путь. Вспомним некоторые не самые известные и уже забытые автомобили, созданные до и после официального рождения знаменитой и многими любимой Нивы.

Фото: из архива редакции

НА ШИРОКОЙ НИВЕ: 15 ВЕРСИЙ ЛЕГЕНДАРНОГО РОССИЙСКОГО ВСЕДОРОЖНИКА

Такие автомобили под именем ВАЗ-Э2121 вышли на испытания летом 1971-го. Один из двух образцов был зеленым, за что прототипы и получили прозвище «крокодил». Машины с дизайном в стиле итальянского вседорожника FIAT Campagnola имели простой открытый, утилитарный кузов и необычную трансмиссию с отключаемым передним или задним приводом. Примерно такая же схема была, кстати, у прототипа ИЖ-14.

2/15

НА ШИРОКОЙ НИВЕ: 15 ВЕРСИЙ ЛЕГЕНДАРНОГО РОССИЙСКОГО ВСЕДОРОЖНИКА

ВАЗ-2Э2121 уже совсем другой автомобиль. Усилия ведущего конструктора модели П. Прусова и тех, кто, как и он, считал, что вседорожник должен быть комфортабельным, как легковая машина, не пропали даром. Автомобиль с дизайном В. Семушкина сначала оснащали мотором 1,3 л (такую версию, кстати, позднее предлагали на экспорт), но вскоре пришли к более мощному, совсем новому двигателю ВАЗ-2106. Полный привод стал постоянным, межосевой дифференциал — с блокировкой.

3/15

НА ШИРОКОЙ НИВЕ: 15 ВЕРСИЙ ЛЕГЕНДАРНОГО РОССИЙСКОГО ВСЕДОРОЖНИКА

Так выглядели Нивы на госиспытаниях 1974 г. На разных этапах ВАЗ сравнивали с вседорожниками УАЗ-469, ЛуАз-969, Land Rover, Range Rover и ИЖ-14. Комиссия признала ВАЗ-2121 жизнеспособным, хотя и отметила некоторые недостатки. К слову, слишком маленькие бамперы к началу серийного производства поменяли, а вот шум, вибрации и недолговечность трансмиссии изжить так и не удалось. И все же автомобиль, в целом, получился удачным.

4/15

НА ШИРОКОЙ НИВЕ: 15 ВЕРСИЙ ЛЕГЕНДАРНОГО РОССИЙСКОГО ВСЕДОРОЖНИКА

Зарубежный успех Нивы не могли предвидеть даже ее создатели. Машины неплохо продавались во многих странах, где делали множество своих специфических модификаций. В Норвегии, например, строили фургоны с высокой крышей и без заднего сиденья.

5/15

НА ШИРОКОЙ НИВЕ: 15 ВЕРСИЙ ЛЕГЕНДАРНОГО РОССИЙСКОГО ВСЕДОРОЖНИКА

Один из французских вариантов Нивы — кабриолет по имени Plein Soleil, напротив, выглядел пижонским. Открытые версии ВАЗ-2121 делали, кстати, в нескольких странах.

6/15

НА ШИРОКОЙ НИВЕ: 15 ВЕРСИЙ ЛЕГЕНДАРНОГО РОССИЙСКОГО ВСЕДОРОЖНИКА

Другое логичное развитие Нивы — пикапы. Задолго до появления отечественных грузовиков машины с удлиненным задним свесом стали производить в Австралии.

7/15

НА ШИРОКОЙ НИВЕ: 15 ВЕРСИЙ ЛЕГЕНДАРНОГО РОССИЙСКОГО ВСЕДОРОЖНИКА

Неутомимый Жан Жак Пок много сделал для продвижения марки Lada и модели Niva, в частности, в Европе. Например, неоднократно выставлял наши машины на ралли Париж-Дакар. Сначала с практически серийным, затем с форсированным двигателем. На поздней версии Нивы пробовали даже двигатель V6. Гонщики на Нивах довольно успешно выступали и во множестве региональных внедорожных ралли, в том числе и в далекой Австралии.

8/15

НА ШИРОКОЙ НИВЕ: 15 ВЕРСИЙ ЛЕГЕНДАРНОГО РОССИЙСКОГО ВСЕДОРОЖНИКА

Нива всегда была лакомым продуктом для специалистов по тюнингу, как за рубежом, так и дома. Такой вариант под именем Улан в 1998-м изготовили умельцы из НАМИ.

9/15

НА ШИРОКОЙ НИВЕ: 15 ВЕРСИЙ ЛЕГЕНДАРНОГО РОССИЙСКОГО ВСЕДОРОЖНИКА

ВАЗ-1922 Марш — одна из самых экстремальных модификаций любимого вседорожника. Рама здесь, правда, от УАЗ-469, шины — низкого давления. Стандартный мотор разгонял болотоход до 70 км/ч. А чтобы управлять им, требовались права тракториста.

10/15

НА ШИРОКОЙ НИВЕ: 15 ВЕРСИЙ ЛЕГЕНДАРНОГО РОССИЙСКОГО ВСЕДОРОЖНИКА

Первый отечественный грузовик на базе Нивы по имени ФВК-2302 Бизон сделала тольяттинская фирма «Восточное кольцо». Базу грузовика, способного перевозить 500 кг, увеличили на 600 мм, сзади, естественно — рессоры.

11/15

НА ШИРОКОЙ НИВЕ: 15 ВЕРСИЙ ЛЕГЕНДАРНОГО РОССИЙСКОГО ВСЕДОРОЖНИКА

Напрашивающуюся удлиненную Ниву начали делать в 1994-м, сначала в трехдверном варианте ВАЗ-2129. Помимо стандартного мотора объемом 1,7 л стали ставить и 1,8-литровый. С 1995-го в производство пошел пятидверный ВАЗ-2131.

12/15

НА ШИРОКОЙ НИВЕ: 15 ВЕРСИЙ ЛЕГЕНДАРНОГО РОССИЙСКОГО ВСЕДОРОЖНИКА

История создания амфибии ВАЗ-2122, проектируемой по теме под кодовым названием Река, продолжалась с 1976 по 1987 год. За это время изготовили 22 образца нескольких серий с двигателями 1,3 и 1,6 л. На фото — прототип последней серии 600, 1987 г.

13/15

НА ШИРОКОЙ НИВЕ: 15 ВЕРСИЙ ЛЕГЕНДАРНОГО РОССИЙСКОГО ВСЕДОРОЖНИКА

Довольно странный минивэн под не очень оригинальным именем Надежда тоже сделали на узлах Нивы. В 1998-2006 гг. изготовили около 3000 таких семиместных машин.

14/15

НА ШИРОКОЙ НИВЕ: 15 ВЕРСИЙ ЛЕГЕНДАРНОГО РОССИЙСКОГО ВСЕДОРОЖНИКА

Полноприводные Самары по имени Тарзан ВАЗ-210834 и ВАЗ-210934 производила фирма «Лада-Консул». Автомобиль с дорожным просветом 220 мм создали на оригинальной раме, но с трансмиссией Нивы.

15/15

НА ШИРОКОЙ НИВЕ: 15 ВЕРСИЙ ЛЕГЕНДАРНОГО РОССИЙСКОГО ВСЕДОРОЖНИКА

В числе открытых пляжных прототипов, созданных на узлах тольяттинского вседорожника, был и почти забытый ныне Дозор с панелями кузова из стеклопластика, показанный в 1999-м.

источник