Психолог Даниэль Големан написал для New York Times колонку о том, почему обеспеченные и наделенные властью люди часто относятся к окружающим равнодушно или жестоко.
Смотреть сверху вниз. Оказывать холодный прием. Закрывать глаза. Не замечать в упор. Описания, применяемые к сильным мира сего, говорят сами за себя. Они выявляют тот разрыв, который находятся между ними и окружающими людьми с меньшим социальным статусом.
Постоянно увеличивающийся объем исследований подтверждает, что люди, обладающие большим влиянием в обществе, часто не хотят обращать внимание на тех, кто подобной властью не обладает. К примеру, в ходе пятиминутного разговора человек с преобладающим социальным статусом проявляет меньше сигналов внимательного слушателя, таких как смех или кивание головой. Лицевая мимика таких людей чаще, чем обычно, выявляет их безразличие. Также они чаще переводят разговор на себя, перебивают собеседника или смотрят в сторону от него.
На самом деле, большинство людей поступает схожим образом по отношению к тем, кто находится на несколько ступеней ниже их в социальной иерархии.
Главной предпосылкой к эмпатии является внимание к тому, кто испытывает боль. В 2008 году социальные психологи из университетов Амстердама и Калифорнии изучили диалоги незнакомцев, в ходе которых один из них делился своим травмирующим опытом — смертью близкого или разводом. Оказалось что люди, обладающие большей властью, оказывали к подобным проявлениям меньше сострадания.
Профессор биологии Дачер Келтнер предположил, что человек в первую очередь обращает внимание на тех, кто для него более ценен. В то время как обеспеченные люди могут заплатить за помощь, те, кто не обладает большими средствами, сильнее ценят свои социальные вложения: к примеру, отношения с соседями, которые могут присмотреть за вашим ребенком, пока вы не вернулись с работы.
Социальная дистанция располагает к тому, чтобы сфокусироваться на небольших различиях других групп, позитивно воспринимая свое окружение и с предубеждением относясь к «чужакам». Фрейд называл это «нарциссизмом незначительных различий». Побороть его можно за счет активных межличностных контактов. Жители штата Вирджиния (который считался в 30-х годах одним из самых расистских в США), вынужденные общаться с различными этническими группами, постепенно переставали видеть в них «чужаков». В таких сообществах уровень эмпатии был значительно выше, чем в соседних.
Но увеличивающаяся пропасть между богатыми и бедными не предполагает подобного диалога. Борьба с имущественным разрывом не должна проходить исключительно в финансовом поле — параллельно люди должны научиться по-другому относится к проблемам окружающих.
Источник