Сюжеты из жизни украинского села. Автор: Николай Пимоненко.
Имя известного украинского художника Николая Пимоненко в наши дни призабыто широкой публикой. Сейчас уже не многие помнят его знаменитые шуточные и сентиментально-лирические сюжеты из жизни дореволюционного украинского села, публикуемые на станицах журналов, календарях, открытках в советскую эпоху. А было время, когда массовое тиражирование работ живописца принесло художнику мировую славу… и скандальную, в том числе.
Личное дело
«Автопортрет». (1912). Национальный художественный музей Украины. Автор: Николай Пимоненко.
В марте 1862 года в предместье Киева в семье резчика по дереву и владельца иконописной мастерской Корнелия Даниловича родился будущий художник. С 12 лет отец приобщал мальчика к своему ремеслу. Они ездили с сыном по сельским церквям, которые расписывал отец. А Николай растирал краски и грунтовал доски. Вскоре подросток и сам начал рисовать пейзажные и портретные зарисовки. Наметанный глаз отца увидел в сыне художественный дар, поэтому при первой же возможности он отдал юное дарование в иконописную школу при Киево-Печерской лавре.
Там его и приметил Николай Иванович Мурашко — директор Киевской рисовальной школы. Это с его легкой руки примут Николая Пимоненко в это учебное заведение, при том на бесплатной основе. А позже работы, посланные молодым художником в Санкт-Петербургскую академию на конкурс, высоко оценит приемная комиссия.
Отец же, провожая сына, в напутствие скажет:»Видишь, как Бог тебе помогает — и талант дал, и самых нужных людей послал, чтобы таланту дать ход. Теперь, значит, жди испытаний». Так оно и вышло. Через два года в 1984 году заболевает Николай тяжелой формой туберкулеза, и болезнь заставляет его вернуться домой, где был более благоприятный климат.
«Свадьба в Киевской губернии». Киевский музей изобразительного искусства. Автор: Николай Пимоненко.
В 1891-м за картины «Свадьба в Киевской губернии» и ««Утро Христова Воскресения» получил звание почетного вольного художника Академии искусств.
«Утро Христова Воскресения», (1891), холст, масло — Рыбинский художественный музей. Автор: Николай Пимоненко.
В Киеве Пимоненко преподавал в рисовальной школе, участвовал в организации художественного училища. Женившись, в браке прижил троих детей.
«Гопак». Лувр.Франция. Автор: Николай Пимоненко.
Николай Пимоненко принимал участие в международных выставках в Берлине, Париже, Лондоне и Мюнхене, был почетным членом нескольких зарубежных обществ и академий. В 1909 году за картину «Гопак» его наградили золотой медалью Салона де Пари Общества французских художников. Это одно из полотен, ярко изображающее будни и праздники украинских селян до революции, имело большой успех у французских зрителей и было приобретено музеем Лувра.
Портрет жены художника, Александры Владимировны Пимоненко.
Работал художник и над иллюстрациями к поэмам Тараса Шевченко, оформлял оперу Николая Лысенко «Наталка Полтавка».
Николай Корнильевич Пимоненко. Фото.
На рубеже 19-20 века при содействии Ильи Репина стал членом Общества художников-передвижников и был назначен преподавателем графики в Киевском политехническом институте. Достиг в 1904 году звания академика и чина статского советника, что в армии соответствовало генеральскому званию.
Весной 1912 года в 50-летнем возрасте Николая Пимоненко не стало. Похоронен в Киеве на Лукьяновском кладбище.
В 1913 году через год после смерти была организована выставка в Академии искусств Санкт-Петербурга, где было представлено 184 картины, 419 этюдов и 112 рисунков карандашом Николая Пимоненко. Всего же им создано более 700 живописных и графических композиций.
История о том, как картина художника стала предметом судебного дела
Популярность творчества художника была велика в дореволюционной России. Огромными тиражами расходились открытки с репродукциями полотен, отражающими самобытную жизнь украинского села.
«Не жартуй».
Особым вниманием пользовались незамысловатые, сентиментальные и шуточные сценки из жизни простого народа. Именно одна из таких работ получила скандальную славу и чуть не стоила художнику членства в Товариществе передвижников.
Полотно Н.К. Пимоненко. «До дома».
Это была картина «До дома», вернее ее репродукция, волею случая и без ведома художника, попавшая на этикетки водочной продукции торговой марки «Шустов и сыновья».
А дело было так. Злополучная открытка как-то попала в поле зрения московского водочного фабриканта Николая Шустова, который как раз был озадачен дизайном этикетки для бутылок новой водки «Спотыкач». Занимательная сценка, где горький пьяница еле идет до своего дома, а там уже поджидает жена с палкой и пес, сидящий на завалинке, натолкнула Шустова на решение проблемы. И он, не задумываясь, использовал этот сюжет для новой этикетки.
Тиражируемая репродукция на открытке с полотна Николая Пимоненко.
А Николай Пимоненко вскоре получит нелицеприятное письмо из Москвы от коллег-художников из Общества передвижников: «Мы считали тебя честным человеком и нашим товарищем, которым гордились, избрали тебя членом нашего общества за известность в художественном мире, стал академиком, но, оказывается, тебе этого мало! — писали «передвижники». — Ты пустился на низкие, подлые вещи, опозорил все наше общество, ты продал право на печатание своей картины «До дома» Шустову — водочному фабриканту, для этикетки к водке. Приезжай в Москву, полюбуйся, какую устроили тебе рекламу: девять человек по числу букв «Спотыкачъ» дефилируют по всем улицам Москвы с твоей картиной…»
«Спотыкач»./Н.Л.Шустов.
И нужно заметить, что Николай Шустов уже по тем временам был известным российским предпринимателем, владельцем крупнейшей компании по производству алкогольной продукции в царской России конца XIX века, а еще был известен оригинальной и весьма агрессивной рекламной кампанией, которая позволила ему быстро выделиться из общей массы таких же предпринимателей.
Графический портрет Н.К.Пимоненко. / Чеканка на портсигаре с сюжетом из полотна «До дому» .
Получив обвинительное письмо, Николай Пимоненко незамедлительно отправился из Киева в Москву. При встрече предприимчивый Шустов клялся: никакой картины «Домой» он в глаза не видывал, о художнике Пимоненко никогда не слыхивал, так как на выставки отроду не ходил. Ему всего-то навсего просто понравилась открытка: а таких по всем книжным лавкам полно. Ну а коль объявился сам автор, то он готов заплатить сколько надо. Однако Пимоненко денег не взял, а подал на фабриканта жалобу в суд, который и вынес вердикт — Шустов должен покрыть расходы по делу, уничтожить этикетку и изъять из продажи в магазинах все бутылки «Спотыкача».
Художественное наследие самобытного украинского художника
«Свидание.» Автор: Николай Пимоненко.
Лучшие работы мастера отражают прекрасное знание жизни своего народа, неподдельную любовь к своим героям и при этом несомненное живописное мастерство.
«Жертва фанатизма», (1898), холст, масло — Харьковский художественный музей. Автор: Николай Пимоненко.
«Вечереет», (1900). Рыбинский государственный музей. Автор: Николай Пимоненко.
«Сваты», (1882). Краснодарский краевой художественный музей. Автор: Николай Пимоненко.
«Сенокос», (ранее 1912), холст, масло — Харьковский художественный музей. Автор: Николай Пимоненко.
«Брод», (1901), холст, масло — Одесский художественный музей. Автор: Николай Пимоненко.
«Жатва на Украине», (1896). Волгоградский областной музей изобразительных искусств. Автор: Николай Пимоненко.
«Цветочница». Автор: Николай Пимоненко.
«Киевская цветочница». Автор: Николай Пимоненко.
«Идиллия». Автор: Николай Пимоненко.
«Украинская ночь. Свидание». Автор: Николай Пимоненко.
«Чистый четверг». Автор: Николай Пимоненко.
«Соперницы». Автор: Николай Пимоненко.
«Святочные гадания». Автор: Николай Пимоненко.
«На речке». Автор: Николай Пимоненко.
«Продавщица холста». (1901). Автор: Николай Пимоненко.
Последние десятилетия картины Николая Пимоненко начали появляться на мировых аукционных торгах. Так в 2006 году был поставлен «личный рекорд продаж художника Пимоненко». Полотно «Продавщица холста» (1901) было продано на арт-торгах за 160 тысяч долларов США.
Источник: