Мы унаследовали от неандертальцев светлую кожу, голубые глаза и тягу к поеданию мяса.
Многие думают, что неандертальцы были прямыми предками кроманьонцев – ветви, от которой произошли современные люди, и это миф номер один, – начал свою лекцию на Фестивале увлекательной науки замдиректора Института проблем передачи информации РАН, профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, доктор биологических наук Михаил Гельфанд.
Оказывается, на самом деле представители этих двух видов некоторое время жили одновременно. Неандертальцы обитали главным образом на территории Европы.
«Затем туда прибежала из Африки толпа агрессивных кроманьонцев, напала на мирных неандертальцев, гибридизировалась с ними (то есть произошло скрещивание), а сами неандертальцы вскоре вымерли», – полушутя-полусерьезно говорит профессор Гельфанд.
Ученым удалось установить, что «гены агрессии» действительно были отличительной чертой кроманьонцев, распространившихся по миру, как известно, с африканского континента (неандертальцы тоже явились оттуда, только раньше). А вот после секвенирования — полного прочтения генома неандертальцев исследователи восстановили черты и свойства, которые опровергают многие бытующие представления об этих предках человека. В частности, выяснилось, что у неандертальцев:
– была светлая кожа,
– волосы оттенков блонд, светло-русые или рыжие,
– голубые, серые, светло-зеленые глаза,
– гиперлордоз.
«То есть, позвоночник у них был прямым, и они, видимо, могли похвастаться прекрасной осанкой, в то время как мы нередко представляем себе неандертальцев сгорбленными – это грубая ошибка», – уточнил Михаил Гельфанд. Вообще, когда на основании расшифровки ДНК исследователи смоделировали внешность, неандертальские девушки оказались весьма миловидными даже по нынешним понятиям (см. фото).
БЕЗ МЯСА НЕ ВЫЖИТЬ
– После скрещивания кроманьонцев с неандертальцами у первых появились и закрепились некоторые виды генов – в первую очередь, адаптивных, помогающих лучше приспособиться к жизни в новых климатических условиях Европы, – продолжает ученый. – Часть таких генов обнаруживается и у современного человека: установлено, что геном каждого европейца сейчас содержит в среднем около 2% неандертальских аллелей, то есть вариантов генов.
Мы унаследовали у неандертальцев те самые характерные признаки жителей севера и средней полосы: светлую кожу, волосы, глаза, хотя некоторые мутации у нас случились независимо. Кроме того, исследования показали вклад неандертальских генов в формирование иммунитета.
Наконец, совсем недавно ученые установили, что именно неандертальские варианты генов во многом отвечают за липидный обмен – процесс расщепления и усвоения жиров у нас в организме. К такому выводу пришла группа исследователей под руководством нашего соотечественника, эволюционного биолога Филиппа Хайтовича, который сегодня совмещает работу в Шанхайском НИИ (Китай) и руководство лабораторией Сколковского института науки и технологий (Сколтеха).
– У меня есть версия объяснения полученных данных, – поделился Михаил Гельфанд, который был участником этой работы. – В отличие от восточно-азиатских районов, где питаются в основном растительной пищей, европейцы были в первую очередь охотниками и собирателями, ели в основном мясо, как и неандертальцы, которые приспосабливались к такой диете сотни тысяч лет.
Когда из Африки пришли наши предки кроманьонцы, для них аллели, связанные с мясной диетой, оказались адаптивными – обеспечивающими приспособление для лучшего выживания на новой территории. Соответственно, эти неандертальские аллели закрепились в геноме кроманьонцев, живших в Европе (но не азиатов).
КСТАТИ
Сегодня любой человек может выяснить, какой у него процент неандертальских генов. Это определяется по результатам генотипирования – процедуры, когда по ДНК, взятой из слюны, исследователи определяют варианты тех или иных генов, отвечающих за определенные признаки. Так, корреспондент, автор этого материала, по итогам генотипирования получила результат 0,9%.
«Вообще-то, для европейца это маловато (напомним, у жителей европейского континента в среднем обнаруживается около 2% генов неандертальцев), – прокомментировал Михаил Гельфанд. – Но индивидуальный разброс может быть достаточно большим». Как поясняют эксперты, фрагменты неандертальского генома «разбросаны» по всему геному современного человека, и не факт, что при генотипировании будут исследованы именно те участки ДНК, где встроены неандертальские гены.
источник