Эффект Пигмалиона – психологическое явление, которое заключается в материализации мыслей и надежд человека.
Человек, свято верящий в правдивость чего-либо, инстинктивно ведет себя таким образом, что то, во что он верит, подтверждается, точнее сбывается. Этот эффект еще называют «самоисполняющимся пророчеством». То есть, ожидания человека провоцируют его поведение, с помощью которого формируется та среда, в которой ожидания становятся реальностью.
История термина
Свое название эффект получил в честь мифологического греческого скульптора, кипрского царя Пигмалиона, который влюбился в статую девушки, созданную им же. Статуя из слоновой кости была настолько хороша, что он решил, что ни одна живая женщина не сможет сравниться с его «каменной» любимой. Назвав плод своего вдохновения Галатеей, царь стал просто одержим своей любовью. Чем дольше он проводил с ней время, одаривая ее ласками и подношениями, тем прекраснее она ему казалась.
В день влюбленных Пигмалион, страдающий от безответной любви, обратился к Афродите с просьбой оживить Галатею, и богиня вняла мольбам. Счастливый Пигмалион получил именно ту девушку, о которой грезил. В мастерской перед ним предстала та самая любимая Галатея, но уже не в облике мертвой статуи, а во плоти, с бьющимся любящим сердцем в груди. Вера помогла его мечте сбыться. Этот психологический феномен оправдавшихся надежд и лежит в основе эффекта Пигмалиона.
Эксперимент Роберта Розенталя и Леноры Якобсон
Эффект Розенталя – еще одно прижившееся название того же явления. В 1968 году американские психологи Розенталь и Якобсон провели эксперимент с учениками одной из школ Сан-Франциско, который стал наглядным подтверждением существования эффекта Пигмалиона.
Исследователи провели тесты на определение уровня интеллекта среди учащихся нескольких классов. После чего были отобраны дети с якобы выдающимися умственными способностями. Надо сказать, что на самом деле эти дети были выбраны совершенно случайно, и никакого особого потенциала у них не было, но школьные педагоги об этом не знали. Они поверили в чистоту эксперимента, но были, конечно, немного удивлены, узнав будущих гениев. Ведь эти ученики никогда не были «звездами», которые вечно сидят на первой парте и не пропускают ни одной школьной олимпиады. Это были обычные дети с совершенно средними, как небезосновательно казалось учителям, способностями. Но уважаемым психологам не поверить было нельзя. И педагоги решили ждать от «названых интеллектуалов» обещанных результатов. И дождались.
В конце года Розенталь и Якобсон вновь посетили ту же школу с теми же целями, и оказалось, что те самые «способные» ученики действительно подросли в интеллектуальном плане, они показали довольно высокий уровень интеллекта, не сравнимый с результатами начала года.
Педагоги, поверившие психологам, стали возлагать на «средних» детей большие надежды. Они настолько поверили в «нераскрывшихся» еще пока учеников, что непроизвольно как бы пропитали их своими надеждами, а те их оправдали. Здесь действует простая истина: как корабль назовешь, так он и поплывет.
Действительно, нередко бывает так, что дети, которых всегда обвиняют в хулиганстве и нерадивости, потом вырастают преступниками. А те, в которых верят, оправдывают надежды окружающих, потому что не оправдать их невозможно.
Руководители, которые верят в своих подчиненных, получают отдачу в виде успешной работы, а близкие, верящие в исцеление больного, помогают ему выздороветь. А как часто бывает, что жена долгое время обвиняет мужа в нелюбви и изменах, в итоге это и получает.
Веря в предсказанную удачу или неудачу, человек ее получает, просто потому, что программирует себя, свои действия и противодействия окружающих на определенные события. Мысли позитивные о себе и людях повышают возможность успеха, так же как и негативные множат неудачи.
источник