Корреспондент «Комсомолки»» рассказала, с какими проблемами она столкнулась, расследуя гибель девяти туристов на севере Свердловской области, и что мешает приблизиться к разгадке этой тайны сейчас.
Наталья Варсегова занимается расследованием таинственной смерти Игоря Дятлова и его товарищей уже четвертый год.
«УГОЛОВНОЕ ДЕЛО – МУЛЯЖ»
– Давайте для начала напомним, что случилось на перевале Дятлова.
– В начале февраля 1959 года на одном из безымянных перевалов северного Урала пропала, а потом, как выяснилось, погибла группа туристов, которая пошла в поход под руководством студента 5 курса Уральского политехнического института Игоря Дятлова. Что произошло на этом перевале, не знает никто.
Руководителем группы был студент 5-го курса Уральского политехнического института Игорь Дятлов. Фото: Фонд памяти группы Дятлова
– Сколько вы уже занимаетесь этой темой?
– Четвертый год идет.
– Как вам кажется, почему эта тема настолько востребована?
– Во-первых, это наша трагедия. Во-вторых, это наша история. За версиями стоит некая история, которую хочется разгадать. Быть может это история разработки какого-то оружия. Мы, вроде бы, сейчас много знаем про испытания тех лет – и про ракетные, и про космические разработки тех времен. Но вот оказалось, что чего-то мы все-таки не знаем. В-третьих, это интересный детектив, в котором есть ряд составляющих, и ряд составляющих отсутствует.
— А в чем загвоздка? Почему так сложно в этом деле докопаться до правды?
– Любому интересующемуся человеку кажется: я вот сейчас сяду и все быстро разгадаю. Тем более, если у человека есть логика. И мы с моим мужем, спецкором «Комсомольской правды» Николаем Варсеговым, точно также думали, что сейчас сядем и очень быстро со всем разберемся… Мы были на перевале несколько раз. Посмотрели, что он собою представляет. И после этой поездки у нас возникло еще больше вопросов. Стало совсем непонятно, как можно было вообще поставить палатку на столь продуваемом склоне.
Мемориальная доска на перевале
– Я правильно понимаю, что этот вопрос – он главный. Это такой камень преткновения, который не дает продвинуться в расследовании дальше? И сколько вообще таких «камней» в этой истории?
– Если раскладывать ряд фактов по полочкам, то вот этих «камней» там несколько. Самый первый – почему они поставили палатку на этом склоне? Второй – когда это вообще произошло? В ночь с 1 на 2 февраля? Или в ночь с 31 января на 1 февраля, как указано в некоторых документах? Или это произошло значительно позже? Да, судмедэксперты установили примерное время смерти, но оно не точное. По крайней мере, когда судебно-медицинский эксперт Эдуард Туманов изучил все акты, он пришел к выводу, что они очень и очень неполные. Такое ощущение, что они просто писались под копирку. Очень большой пласт загадок – это само уголовное дело, которое хранится в государственном архиве Свердловской области. Оно не засекречено. Любой имеет к нему доступ. Но оно не дает никакой практической информации. Бывший следователь по особо важным делам Леонид Прошкин, который вместе с нами занимается этим расследованием, посмотрел дело и пришел к мнению, что это муляж. В нем не хватает очень многих процессуальных бумажек. Например, есть те же самые акты о проведении судебной медицинской экспертизы, но нет постановления о проведении этих актов. А это очень важный процессуальный момент. И еще один странный аспект – постановление о возбуждении уголовного дела выносит прокурор города Ивдель Тимпалов. Потом он проводит некие следственные действия. А потом его вдруг допрашивают непонятно в качестве кого в этом же уголовном деле. Очень странная вещь.
Схема маршрута группы Дятлова…
..и схема расположения трупов погибших ребят
«ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ИХ МАШИНА СБИЛА»
– Какие повреждения были у членов группы Игоря Дятлова?
– У первой пятерки, которую нашли сразу после начала поисков, были не самые значительные повреждения. Больше было похоже на то, что они замерзли. Но есть любопытный момент. У одного из участников похода – Юры Кривонищенко – третья степень ожога ступни и откусана фаланга пальца. И часть кожицы с пальца найдена у него в зубах. У меня сразу вырисовалась картина: может быть, кто-то держал в костре его ногу, и он от боли укусил себе палец? Или, может, нога была обожжена намного позже, после того, как он умер? И так далее. Пятым был найден Рустем Слободин. У него была травма черепа – трещина. Специалисты говорят, что ее нанесли каким-то тупым предметом. Последняя четверка, которую нашли в начале мая, была травмирована больше всего. Там два самых изуродованных тела – это Семен Золотарев и Людмила Дубинина. У Семена Золотарева односторонний перелом сразу нескольких ребер. У Люды Дубининой двухсторонний. Это не переломы, нанесенные кулаком. Такое ощущение, что их машина сбила. Но никакой машины там, разумеется, быть не могло.
– Какова цель вашей нынешней командировки?
– Мы приехали для работы в Государственном архиве Свердловской области и в Центре документации общественных организаций. Наша цель – найти первичные документы о возбуждении следствия. Именно те документы, которые составлялись прокурором Тимпаловым. Они, по-моему, куда-то исчезли.
– Одна из первых версий: туристы выбежали из палатки из-за урагана. Почему от нее впоследствии отказались?
– Эта версия банально бьется одним единственным фактом – почему устояла палатка, если был такой сильный ураган, который раскидал по округе девять человек?
– На сайте KP.RU опубликованы выдержки из бюро свердловского Горкома КПСС от 27 марта 1959 года, согласно которым одной из причин гибели тургруппы могли стать недостатки в организации турпоходов Уральского политехнического института. Что, дескать, не надо было отправлять группу в феврале…
– Они просто искали крайнего. Ребята в той группе были опытные. У каждого не один поход за плечами. Плюс там же был Семен Золотарев, который вообще всю войну прошел. То есть его слабым человеком не назовешь. В данном случае просто искали крайнего. Если бы на перевале кто-то из ребят остался жив, то, скорее всего, вину просто повесили бы на него. А здесь вот кто отправлял группу в поход, тот пусть и будет крайним.
Людмила Дубинина прощается с Юрием Юдиным, который заболел во время похода и вернулся домой. За трогательной сценой наблюдает Игорь Дятлов. Фото: Фонд памяти группы Дятлова
«КАК НАТКНУТЬСЯ НА ПЕРЕВАЛЕ СРАЗУ НА 3 МЕДВЕДЕЙ-ШАТУНОВ?»
– У группы Дятлова был с собой фотоаппарат…
– Даже несколько.
– Из них изъяли пленку, проявили, и там есть несколько загадочных кадров. Что на них?
– Там один единственный непонятный кадр. Мы тоже его разбирали подробно с нашим фотографом Анатолием Ждановым. Там снят, якобы, какой-то движущийся светящийся объект в небе. Причем если этот кадр хорошенько обработать и высветлить, то получается, что внизу кадра будто три головы. То есть стояли три человека, и кто-то позади них сделал этот кадр с каким-то движущимся светящимся объектом…
– Очень много версий было. Инопланетяне, зэки, дикие звери. Вы к какой версии склоняетесь?
– Ни к какой. Я не понимаю, что там произошло. Все версии взаимоисключают друг друга. Если говорим о том, что их убили посторонние, но тогда где следы? Если бы там потерпела крушение какая-то ракета, то опять же должны быть следы. Да и, на мой взгляд, в этом случае туда не пустили бы студентов на поиски. В мистические версии я вообще не верю. Есть версия, где сразу три медведя-шатуна постарались. Но это ведь надо постараться наткнуться на перевале сразу на трех медведей-шатунов в феврале.
– Почему в вашем расследовании вы такое внимание уделяете Семену Золотареву? Чем он интересен?
– Исследование личности самого старшего участника группы – это отдельная загадка перевала Дятлова. Человек он очень неоднозначный. Родился на Кубани. Почему-то учился в школе 12-13 лет. В то же время вступил там в комсомол. Пока учился в школе, успевал работать в цехе. Даже преподавал что-то в школе. Под призыв он попал только в октябре 41-го года. Суть в том, что он прошел всю войну без единого ранения. Но если сравнить его боевой путь с боевыми путями частей, в которых он служил, то частично его боевой путь не совпадает по городам и по годам. Дальше совсем непонятно – он демобилизуется из армии, уезжает учиться в Минск в институт физкультуры. Там он учится на совершенно загадочном для нас «спецфакультете». И вот он учится, потом его не хотят принимать в партию, потом под каким-то нажимом принимают. Дальше идет странная ситуация с его распределением. Мы знаем, что он оказался в Пятигорске после окончания ВУЗа, но на самом деле он должен был ехать в город Гродно. Причем ему светила очень хорошая должность – начальник одного из отделов в спорткомитете области. Ему бы подчинялись все учителя физкультуры в этой области. Это был прекрасный старт, он мог сделать очень хорошую карьеру. Но что он делает – настаивает на том, что ему нужно в Пятигорск и уезжает туда обычным учителем физкультуры. Там из одного ВУЗа он переходит в другой, нигде долго не задерживается, его отовсюду увольняют. Он ругается с начальством, считает себя умнее. В итоге он оказывается в маленьком городке Лермонтов под Пятигорском. Преподает физкультуру у девочек в средней школе. Карьера его идет стремительно вниз. Если бы не одно но: город Лермонтов был на тот момент закрытым поселком, и там начиналась разработка урановых рудников.
Семен Золотарев (слева) и Александр Колеватов — самые загадочные дятловцы. Первый — фронтовик с темной биографией, второй — сотрудник секретного п/я 3394 в Москве
«ЗИМОЙ НА ПЕРЕВАЛ ЛУЧШЕ НЕ ХОДИТЬ»
– Есть версия, что на перевале Дятлова могли происходить испытания инфразвукового оружия. Тем более, что инфразвук может вызывать приступы паники. А мог ли этот инфразвук появиться благодаря естественным факторам?
– Сама версия очень интересная. Действительно, есть несколько вариантов возникновения инфразвука. Его мог вызвать ветер при прохождении через останцы, огибая высоту 10.79 – это место на склоне, где ребята установили палатку. И есть еще котлован естественного происхождения. Он находится на другой стороне высоты 10.79. Проходя через него, ветер мог образовывать этот звук. Суть в том, что эти версии имеют право на существование. Можно было бы относиться к этому скептически, но мы обратились в НИИ акустики в Москве, и теоретически нам эти версии подтвердили. Может ли это быть на практике, совершенно непонятно. Для этого нужны дорогостоящие исследования. Но есть момент, который эти версии опровергает – больше никто из туристов на перевале не пострадал.
«Версии с инфразвуком имеют право на существование. Мы обратились в НИИ акустики в Москве, и теоретически нам эти гипотезы подтвердили», — говорит Наталья Варсегова
– Вы несколько раз были на перевале. Стоит ли туда ехать обычным туристам?
– Ну, во-первых, это хорошее путешествие. Экстрим. Если надоело сидеть в городе, хочется новых ощущений, и вы любите туризм, то почему бы и нет? Но лучше подготовиться. Зимой я бы не советовала туда идти.
– Вы как журналист верите, что тайна перевала Дятлова будет раскрыта?
– Я думаю, да. Иначе все эти годы пошли насмарку.
источник
11 комментариев: Тайна перевала Дятлова будет раскрыта