Иван Сусанин. К. Е. Маковский, 1914 год
История о подвиге Ивана Сусанина известна, пожалуй, каждому. Простой мужик ценой своей жизни увел отряд неприятеля от деревни, в которой находился основатель династии Романовых Михаил Федорович. Эта версия о крестьянине-патриоте из поколения в поколение популяризировалась представителями царской семьи. Тем не менее, существует немало точек зрения, которые ставят под сомнение такой вариант развития событий.
Смерть Ивана Сусанина. Эскиз. А. Волков, 1855 год. | Фото: colors.life.
Согласно общепринятой версии, крепостной Иван Сусанин жил в селе Домнино (примерно 75 км от Костромы). Там же, в вотчине, зимой 1613 года находился и новоизбранный царь Михаил Романов с матерью инокиней Марфой. Узнав об этом, литовско-польский отряд отправился к селу, чтобы не дать Романову взойти на российский престол.
По пути в Домнино полякам повстречался вотчинный староста Иван Сусанин. Они заставили его указать дорогу к царю, а тот, в свою очередь, повел отряд в другую сторону. При этом он сумел послать своего зятя Богдана Собинина с сообщением к Михаилу Романову.
Когда поляки поняли, что Сусанин их уводит в другую сторону по Исуповскому (Чистому) болоту, они его жестоко пытали, а потом и вовсе «изрубили в мелкие куски». Царь за это время нашел укрытие в Костромском Ипатьевском монастыре.
Обложка книги, 1908 год. | Фото: scansbooks.ru.
Из поколения в поколение передавалась история о подвиге Ивана Сусанина. Время от времени она обрастала новыми подробностями. В 1836 году в Большом театре в Петербурге состоялась премьера оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя». В либретто (текст к музыкальному произведению) закрепилась окончательная версия истории об Иване Сусанине как спасителе царя Михаила – основателя династии Романовых. Но, что именно происходило в окрестностях села Домнино за 200 лет до премьеры оперы, доподлинно неизвестно.
Грамота, данная царем Михаилом Федоровичем зятю Ивана Сусанина Богдану Собинину. | Фото: cdn01.ru.
Тому, что Иван Сусанин существовал на самом деле, есть реальное подтверждение в виде царского документа XVII века. Когда Смута закончилась и Михаил Романов твердо сидел на троне, некто Богдан Собинин предъявил государю челобитную. В ответ Михаил Федорович пожаловал грамоту, согласно которой село Домнино переходило во владение Собинина:
«Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры ы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти».
В дополнение к этому царь полностью освобождал село от всех налогов и давал им вольную:
«Наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни в какие подати имати с них не велели… и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно».
О том, по какой именно причине царь проявил такую милость, не указывается ни в одном официальном документе.
Тропа к Чистому болоту. | Фото: istpravda.ru.
У польских историков на этот счет есть свое мнение, согласно которому в марте-апреле 1613 года шляхтичей в Костроме быть не могло. Ведь Михаил Романов находился в статусе уже избранного царя, поэтому не было смысла его убивать с целью снова возвести на трон польского претендента.
Исуповское (Чистое болото) тоже нельзя назвать непроходимым, в самом широком месте оно достигало всего 5 км. Неприятель не мог заблудиться той местности, т. к. отовсюду был виден купол церкви в селе Домнино.
Страница из журнала «Искра», 1911 год. | Фото: istpravda.ru.
Ученые спорят о том, кто же тогда мог разбойничать в Костромском уезде. Многие склоняются к версии, что вооруженным отрядом вполне могли быть казаки, явившиеся с берегов Днепра, Дона, Яика (Урала) или Терека. Во времена Смуты они поддерживали тех, кто больше заплатит (в том числе и поляков), да и грабили попутно всех, кто попадется. Скорее всего, именно их довелось уводить прочь от селения Ивану Сусанину.
Сцена из оперы «Иван Сусанин».