5 декабря 1941 года начался наступательный период Битвы за Москву, в результате чего фашистские войска были отброшены на 100-250 километров от столицы. Это было первое крупнейшее поражение нацистской Германии в ходе Второй мировой войны.
Победа ковалась не только героизмом и боевым мастерством бойцов Рабоче-крестьянской Красной армии, но и самоотверженностью тружеников тыла. Многие заводы были эвакуированы, но не все. Одним из оставшихся на месте предприятий был Московский нефтеперерабатывающий завод, располагавшийся в Капотне.
Чтобы спасти важнейшее стратегическое предприятие от авиаударов, в трёх километрах от него была в кратчайшие сроки создана фанерная копия, которая с воздуха выглядела как настоящий завод. Была установлена специальная подсветка, вокруг фанерного завода высажены деревья, а по территории расставлены бочки с мазутом.
Сверху фанерный макет выглядел настолько реалистично, что немецкие лётчики за все 90 дней Московской битвы не заметили фальшивки и бомбили только его. На настоящий завод не упала ни одна бомба – он продолжал работу, бесперебойно обеспечивая советскую технику топливом.
За героический труд коллектив завода был награждён Красным знаменем Государственного комитета обороны СССР. Знамя до сих пор хранится на заводе, который сегодня является собственностью ОАО «Газпром нефть». Материнская компания Moscow NPZ Holdings B.V. зарегистрирована в Нидерландах.
Начавший работу в 1938 году нынешний Московский НПЗ превратился в гиганта, который в 70 раз больше того спасённого стратегического объекта. «Эффективный менеджмент» привёл к тому, что сегодня завод является одним из основных загрязнителей воздуха Москвы. Год назад МНПЗ допустил многократное превышение предельно-допустимых концентраций (ПДК) по изопропилбензолу-(кумол) 23-30 раз, пропаналю в 13 раз, ксилолу 2 раза. Авария произошла в связи с утечкой высокооктановой смеси, которую использовали для улучшений качеств топлива. Загрязнению воздуха подверглись несколько юго-восточных районов города Москвы: Люблино, Марьино, Братеево.
В 2011-2012 годах предприятие сливало отходы нефтепродуктов в ближайший пруд, а оттуда прямиком в Москву-реку.
В начале декабря 2014 года зампред комитета Государственной думы по природным ресурсам и экологии Максим Шингаркин заявил, что виновника ядовитых выбросов в Москве установить не удалось.
источник