Украинские политики готовят для Батьки Лукашенко «лучшее будущее»
В Киеве продолжают лелеять планы как бы вбить клин между Россией и Белоруссией. Причем, вбить, как можно глубже. Чтобы было больнее. Это недвусмысленно дал недавно понять в эфире местного телевидения экс-министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко.
Сегодня этот человек, вроде бы, не при должности. Но зато с богатым дипломатическим опытом (тридцать лет проработал в структурах МИД, начав свою карьеру еще в советское время) и горячим «патриотическим задором».
Так вот он, как сообщает ИА «ПолитНавигатор», заявил, что украинские власти должны рассматривать Белоруссию как государство, которое в «определенной исторической перспективе присоединится к западному миру». И призвал делать все для того, чтобы постепенно в республике «крепли силы, которые видят Беларусь интегральной частью этого».
Если отмести в сторону все словесные «политесы» бывшего дипломата, то в сухом остатке просматривается главная цель — расшатать ситуацию в Белоруссии, чтобы оторвать ее от России.
Тема — опять же — не новая. Мы помним, как зимой 2010-го во время президентских выборов в стране прозападная оппозиция попыталась устроить уличную революцию в Минске. Но белорусские силы правопорядка сработали четко и быстро.
Правда, то, что не получилось тогда в Минске, с успехом было чуть позже реализовано в Киеве. И теперь украинские националисты, видимо, почувствовавшие себя после Майдана «властелинами мира», уже напрямую грозят Лукашенко переворотом и в его стране. Есть смысл напомнить здесь об акции, которую в апреле 2016 года неонацисты из батальонов «Айдар» и «Азов» устроили у белорусского посольства в Киеве, где прямо об этом заявили.
На самом Западе, в общем, тоже не скрывают, что готовятся привести к власти в Минске лояльные себе политические силы. И в этот проект — ни для кого не секрет — вкладываются немалые финансовые средства, в частности, через Литву и Польшу. И не только через них.
Агентство США по международному развитию (из России эту организацию попросили по совершенно определенным основаниям) недавно, к примеру, утвердило специальную программу сроком на пять лет по «обучению демократии» гражданского общества в Белоруссии. Будут, так сказать, готовить свой кадровый резерв на «историческую перспективу».
То есть, планомерная работа по расшатыванию ситуации в Белоруссии с целью переформатирования пока еще близкой и дружественной России республики, она уже идет…
И тут главный вопрос, как нам себя вести в этой ситуации, чтобы не «проспать» Белоруссию, как Украину?
— К сожалению, все идет к тому, что Россия, действительно, может «проспать» Белоруссию, так же как Украину, — комментирует ситуацию эксперт Фонда «Народная дипломатия», политолог Кирилл Аверьянов-Минский. — По той простой причине, что никакой альтернативы той деятельности западных фондов, по сути дела, нет. Фонд «Народная дипломатия», который я представляю, является фактически единственной некоммерческой организацией, которая продвигает российскую «мягкую силу» в Белоруссии. Однако нам противостоит целая инфраструктура западного влияния, и мы здесь в разных весовых категориях, что называется. Наши силы неравны.
Что касается того, на что это все направлено со стороны Запада (и со стороны Украины, как выясняется)… Направлено, на самом деле, на отторжение Белоруссии от России. И постепенно это отторжение происходит. Прямо сегодня. И прямо на наших глазах.
«СП»: — Что имеется в виду?
— Это связано и с переписыванием истории Белоруссии, которое очень активно идет. Как грибы после дождя по всей стране появляются памятники литовским князьям, которые воевали с Москвой. Героизируются польские повстанцы, воевавшие против Российской Империи.
Кроме того, внешнеполитический курс Белоруссии, он все менее напоминает союзнический по отношению к России. Можем здесь вспомнить голосование на недавней Парламентской ассамблее ОБСЕ, которая в июле собиралась в Минске, где четыре из шести белорусских депутата проголосовали за принятие резолюции, в которой Россия объявлялась «агрессором».
«СП»: — Это так называемая резолюция о восстановлении суверенитета Украины над Крымом и Донбассом, которую внесли сами украинские представители?
— Да, конечно.
И, в общем, мы видим, что вот эта деятельность по реализации западной «мягкой силы» в республике приносит свои плоды. Наш фонд пытается противостоять этому, но хотелось бы, чтобы российской «мягкой силы» в Белоруссии все-таки было больше.
«СП»: — А как так случилось, что национализм в стране, где ничего подобного никогда не было, вдруг тоже стал поднимать голову? При том, что Александр Григорьевич, вроде бы, всегда говорил, что ненавидит нацистов…
— Говорил. Но, на самом деле, Лукашенко довольно странный противник национализма. Не так давно, собственно, он сказал, что является сторонником здравого национализма. И эту националистическую концепцию приказал прописать в учебниках по истории Белоруссии. Поэтому так однозначно Лукашенко все-таки воспринимать не следует.
А вот почему все это стало проявляться в последние годы?
Здесь, я думаю, события на Украине стали, скорей, не причиной, а катализатором. То есть, они просто усилили те тенденции, которые наблюдались еще и до этого.
Собственно, это связано с двумя, я думаю, факторами. Во-первых, на белорусских националистов подействовал воодушевляюще пример Украины. Они поняли, что все-таки можно прийти к власти. Можно подстроить государство под себя, чтобы оно отстаивало их интересы. Что мы видим на Украине.
Другой фактор, это то, что Лукашенко — нужно смотреть правде в глаза — испугался, что крымский прецедент (условно) случится в Белоруссии. Действия и слова белорусского президента говорят о том, что он искренне в это верит. И искренне этого опасается. Тогда как мы понимаем, что к реальности эти страхи не имеют никакого отношения.
Опасаясь повторения «крымского сценария», Лукашенко и проводит политику усиления вот этой националистической составляющей во внутренней жизни Белоруссии. Это «дни вышиванки», которые стали проходить по всей стране. Это введение белорусского языка в различных сферах общественной жизни. И это такая антироссийская историческая концепция, которая продвигается сейчас в Белоруссии, в том числе и на уровне памятников.
Ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) Олег Неменский, в свою очередь, не верит в возможность повторения киевского сценария в Минске:
— Украина устами своих ведущих политиков постоянно говорит о том, что находится в состоянии так называемой «гибридной войны» с Россией. А это подразумевает самые различные действия, направленные на ослабление противника, в том числе и на международной арене. Чем, в общем-то, Украина вполне открыто и занимается.
При этом на Украине уже хорошо осознают, что конкуренцию с Россией она проиграла — конкуренцию по уровню жизни, по стабильности государственной системы. Тем не менее, пока что это приводит лишь к радикализации выводов. Например, что Украина может состояться только в том случае, если Россия будет уничтожена как государство.
«СП»: — Но это уже совсем какие-то фантастические мечты…
— Любой здравый человек это понимает. Но на Украине это видят именно так. Потому что там люди давно уже не в действительной реальности живут, а в некотором роде сознательно создаваемой виртуальности. Им все видится несколько иначе, чем есть на самом деле. И внутри этих фантазий можно ставить самые смелые задачи — от взятия украинской армией Москвы, до Майдана в Минске.
По крайней мере, на уровне внутреннего потребления это работает, потому что представления значительной части украинцев сейчас достаточно далеки от адекватности.
При этом, надо сказать, что Украине как бы и незачем ссориться с Лукашенко. Тем более, смещать его куда-то. Потому что Батька занял довольно-таки проукраинскую позицию в российско-украинском конфликте. Он, как мы знаем, не признал присоединение Крыма к РФ. И Белоруссия периодически подтверждает непризнание этого факта, в том числе и на международном уровне.
Лукашенко оказывает Киеву немалую поддержку, и эта поддержка белорусов очень значима для ведения войны на востоке Украины.
Так что, в принципе, белорусского президента можно считать вполне проукраинским политиком. И вряд ли у Киева есть серьезные намерения ссориться с ним. Я имею в виду позицию официального Киева.
На уровне же идеологии Белоруссия им видится как государство пророссийское. Это тот самый путь развития, который предлагался и Украине, но она от него отреклась. Отсюда, видимо, ревность — ведь Белоруссия по сравнению с «незалежной» очень успешное государство.
И возможно, поэтому сегодня у многих украинских политиков есть желания увидеть в Белоруссии все то, что произошло на Украине, в том числе и Майдан, и последующий разрыв отношений с Россией.
«СП»: — А, собственно, что мешает сегодня этому плану реализоваться?
— Запад уже лет двадцать делает все, чтобы в Белоруссии произошла «цветная революция». И Украина, наверняка, участвует в этих программах с тем, чтобы этому поспособствовать. Но, тем не менее, кишка тонка.
Даже у всего Запада не получается организовать подобие Майдана в Минске. И вряд ли в этом плане Киев может здесь помочь.
На самом деле, власть Лукашенко сейчас довольно крепка. И в обществе большинство его поддерживает. Так что никаких шансов реализации в Белоруссии украинского сценария нет.
Кроме того, сама Украина — это наглядный пример для белорусов, почему не стоит выходить на Майдан. Крайне неудачное государство. Самая бедная страна в Европе, которая живет в ненависти и постепенно деградирует в самых разных аспектах своей экономической и государственной жизни.
Поэтому заявления украинских политиков о том, что белорусы хотят строить то же самое у себя, они, по крайней мере, нелепы.
Светлана Гомзикова