Ввиду того, что до сих пор происходит путаница, между терминами нацизм и фашизм, я считаю необходимым внести ясность. Постоянно, когда пишешь что-нибудь на тему фашизма, выскакивает какой-нибудь интернет-специалист и начинает умничать. Мол, ничего вы не понимаете, я прочитал миллиард книг на эту тему и скажу вам, что в Германии не было фашизма, а был нацизм. Поэтому руки прочь от фашизма, он хороший, а Гитлер плохой, и мы от него отрекаемся.
Так говорят либо пропагандисты, которые хотят реабилитировать фашизм, либо специалисты вроде Стрелкова, которые просто ничего не понимают. Опасность в том, что на эту туфту покупаются многие люди, которые, как следствие, перетекают в разряд интернет-специалистов, прочитавших миллиард книг. Поэтому давайте разбираться.
Важно понять, что фашизм зародился не в Италии, как думают многие. Фашизм — это явление умирающего Модерна, (кстати об этом очень любопытно писал Томас Манн в «Докторе Фаустусе»), где именно он появился, сказать сложно. Сам себя он познал и отрефлексировал, как мне кажется, в Германии. Я сейчас говорю о таком явлении как «консервативная революция». Представителями этого течения были О. Шпенглер. А. ван ден Брук, Э. Юнгер, позднее К. Шмитт и М. Хайдеггер. Разумеется, данные товарищи не были фашистами, но именно они были «мозговым трестом» будущей идеи, но не только они…
Фашизм существовал во многих государствах Западной Европы, но к власти сумел придти только там, где для этого сложились определённые условия (одно из них опасность социалистической революции, именно там, где эта опасность назрела, элита пошла на сделку с реакционной аристократией).
Впервые к власти фашизм пришёл в Италии, именно поэтому обобщённое название для данного явления стало итальянским. Фашизм — это связка или пучок. Политическая организация Муссолини называлась «Союз борьбы» (на итальянском Fascio di combattimento). Само слово восходит к эпохе Древнего Рима. Древнеримские ликторы, исполнители распоряжений магистратов, носили с собой ту самую фасцию, с воткнутым в неё топором. Ликторские фасции и дали название этому движению. Вообще постоянная апелляция к своему героическому прошлому, как правило мифическому, характерна для фашистов всех мастей.
Короче говоря, термин фашизм, дал имя режиму Муссолини в Италии, но также он стал использоваться как обобщённое название для аналогичных режимов, пришедших к власти по всей Европе.
Усташи в Хорватии, салашисты в Венгрии, национал-социалисты в Германии, фалангисты в Испании. Все эти течения имеют общую природу.
В заключении хочу подчеркнуть одну очень важную вещь. Ужас Гитлера не в развязанной им войне и не в её огромных жертвах. Потому что войны велись всю историю человечества и, к примеру, 30-летняя война (1618-1648 гг.) по жертвам была не менее ужасна Второй мировой (жертв было свыше 15 миллионов, для Европы 17 века — это колоссально). Ужас Гитлера в его особой идеологии, презирающей гуманизм (отсюда лагеря смерти) и прогресс, стремящейся повернуть колесо истории вспять, вернуть нас в средневековье. Эта идеология была характерна не только для Гитлера, но и для всех аналогичных режимов. Именно поэтому, мы не должны допускать отделение фашизма от гитлеризма, которое делается целенаправленно.
источник