Днем, положившим начало развитию дальней авиации в России, можно назвать 23 декабря 1913 года, когда совершил первый полет тяжелый четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец» — легендарное детище авиаконструктора Игоря Сикорского.
Больше века она обеспечивает неприкосновенность государственных границ и расширяет границы возможного своими рекордами. Предлагаем вспомнить главные вехи развития русской дальней авиации.
Создание. «Илья Муромец»
Свое начало русская дальняя авиация берет с эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец», указ о создании которой был принят 10 (23) декабря 1914 года Николаем II. Командиром был назначен М.В.Шидловский- председатель совета акционеров Русско-Балтийского вагонного завода, в прошлом морской офицер. На этом заводе и строились сами воздушные корабли- тяжелые четырехмоторные бомбардировщики «Илья Муромец»- выдающееся творение знаменитого авиаконструктора И.И.Сикорского. Первый полет «Илья Муромец» совершил почти на год раньше- в декабре 1913-го.
Возрождение и прогресс
В годы Первой мировой войны зарождающаяся дальняя авиация была фактически разрушена. Возрождение началось 22 марта 1918 года. Декретом Совета Народных Комиссаров от 22 марта 1918 г. предписывалось сформировать Северную группу воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе трех боевых единиц.
С расцветом дальней авиации тесно связаны индустриализация и годы первых пятилеток, давшие хороший толчок для развития самолетостроения. Развитие дальней авиации также повлияло на службы радиосвязи и метеонаблюдений- разработка подробных погодных карт, получение точных метеосводок и прогнозов погоды,- все это одна из заслуг развития дальних перелётов.
Эпоха дальних перелетов
Первые дальние перелеты были сделаны еще в 1911 году, но свое развитие получили позже. В 1926-м состоялся перелет С. А. Шестакова по маршруту Москва- Токио, который проходил в крайне тяжелых метеоусловиях над тайгой и горами. В том же году состоялся исторический перелет С. А. Шестакова и штурмана Б. В. Стерлигова по маршруту Москва-Нью-Йорк на самолете АНТ-4 «Страна Советов».
В 1936 году В. П. Чкалов совершил сложнейший беспосадочный перелет Москва- Петропавловск-Камчатский. 18 июня 1937 года состоялся легендарный перелет Чкалова из Москвы в США через Северный полюс. За 63 часов 25 минут был преодолен воздушный путь длиной в 12000 км. Самолёт произвел посадку на аэродроме Ванкувер. Результатом этого перелёта стало закрепление за СССР приоритета исследования Центра Арктики и открытие кратчайшего авиапути из Европы в США через Северный полюс.
Женский рекорд дальности
В 1938 году советские летчицы В. Гризодубова, П.Осипенко и М. Раскова совершили дальний беспосадочный перелёт на самолете АНТ-37 «Родина» из Москвы на Дальний Восток. За 26 часов 29 минут экипаж пролетел по прямой 5947 км, установив женский международный рекорд дальности, который не преодолён до сих пор.
«Максим Горький»
В октябре 1932 года, в день 40-летнего юбилея литературной деятельности М.Горького возникла идея создания агитационного самолета, названного в честь писателя. Был создан Всесоюзный комитет по строительству самолета и сбору денег. За короткий срок было собрано 6 млн. рублей. Также был создан Технический совет, которому было поручено разработать технические требования и облик будущего самолета. В работе принимали участие институты- ЦАГИ, ЦИАМ и НИИ ВВС. Главным конструктором был назначен А.Н.Туполев.
В апреле 1933-го был рассмотрен эскизный проект, в котором предусматривалось многоцелевое использование самолета — агитационный, транспортный, пассажирский, бомбовоз и штаб для высших командных сил. Самолет был назван АНТ -20 «Максим Горький». Вот некоторые его характеристики-8 двигателей по 900 лс ( общая мощность- 7200 лс), длина разбега- 400 м, деревянные винты диаметром 4 м. Это был самолет-гигант, летающая крепость. На его борту находились громкоговорители, кинопроекторы и фотолаборатория.
4 июля 1933 года была начата постройка. И уже 17 июня 1934 года летчик-испытатель Громов М. М. совершил первый полет, который длился 35 минут. Второй полет состоялся через два дня над Красной площадью во время встречи челюскинцев.
Самолёт просуществовал чуть больше года. 18 мая 1935 года, во время демонстрационного полета, АНТ -20 «Максим Горький» из-за роковой ошибки пилота сопровождения развалился в небе и рухнул на поселок «Сокол». Погибло 49 человек.
Дальняя авиация в ВОВ
Первые боевые вылеты в Великой Отечественной войне экипажи дальней авиации выполнили уже 22 июня 1941 г.- самолеты бомбили скопления войск противника в районах Сувалок и Перемышля, а на второй день войны дальние бомбардировщики совместно с морской авиацией бомбили Кенигсберг, Варшаву и Краков. Основной боевой машиной тех лет был тяжелый бомбардировщик Пе-8,- четырехмоторный бомбардировщик дальнего действия, использовавшийся для стратегических бомбардировок тылов противника.
В ночь с 10 на 11 августа 1941 г. советские бомбардировщики морской авиации Краснознаменного Балтийского флота и 81-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии нанесли удар по Берлину – это был один из самых известных боевых вылетов. За годы ВОВ дальняя авиация принимала участие почти во всех известных боевых операциях Красной Армии , совершив в общей сложности 220000 боевых вылетов.
Ту -160 — «Белые лебеди»
Ту -160 был разработан в 80-е ОКБ Туполева. Это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности. Он является самым крупным в истории авиации сверхзвуковым самолетом, а также самым тяжелым боевым самолетом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлетную массу. Он стоит на вооружении с 1987 года. На начало 2013 г в ВВС России насчитывалось 16 самолетов. Среди пилотов он получил красивое прозвище «Белый лебедь».
источник
1 комментарий: Российская дальняя авиация: вехи становления