Корой у буддистов называется обход святыни по часовой стрелке с чтением мантр и перебиранием четок. Если же идешь против часовой, то ты уже не Буддист, а последователь религии Бон.

Я думаю, что перед войной немецкая экспедиция ошиблась адресом, приехав в Лхасу. Их явно не интересовали усмирение желаний и мировоззрение, не дающее убить комара или муху. А вот у Бона и Свастика «правильная» с завоевания соседей, с уничтожением отказывающихся «воевать», убивать. Рогатые войны из небольшого княжества наводили ужас на территории от Индии до Персии. Колдуны и массовые жертвоприношения под горой Кайлаш. В этом месте начинается буддийская кора, бонская заканчивается.

Протяжение внешней коры более 50 километров, с набором 1500 метров в высоту. Расстояние это проходят по-разному. Мы прошли за три дня. Простирающиеся в пыли паломники, даже не знаю, за сколько можно проползти 50 километров. У многих на лбу большой мозоль. Ведь при каждом простирании нужно коснуться камня лбом.

Поразило количество паломников, хотя конец сезона и обилие мусора. Этим мы на тибетцев похожи. Отношение к священным местам философское. Меня всю дорогу терзали то ли демоны с бесами, то ли просто черные мысли. Постоянно ловил себя на том, что вынашиваю планы. Есть люди позитивно мыслящие, а есть я. После коры внешней сидел я в ванной на горячем источнике. Тибетские товарищи накрывают ее специальной пленкой, что не лишнее, учитывая, что многие из них моются один раз в год при походе в эту же ванну. И вот только подумал я: «Какие молодцы. Какая пленка замечательная». После 50 километров по горам расслабился, конечно. Тут же пленка лопнула, а вода из ванны вся ушла. Учитывая, что стекол в окнах не было и не топят на Тибете традиционно, быстро расслабуха моя прошла. И явился мне дух горячего источника и услышал я: «Это карма твоя – хрень видеть и искоренять ее тотально». И заткнул я пяткой дыру в ванной, не дают они пробок. И наполнилась она. Вымылся мылом начисто. А вот то, что взять белье чистое и полотенце, нам не сказали. Так и ехал в штанах на босу ногу мокрый.

Внутренняя Кора или последователи Прямо пути. Говорят, что если обойти внешнюю кору 108 раз, то уже при этой жизни попадешь в Нирвану. Это год без остановки бегать. Сложно? Но был такой поэт Меларепа. Он за одну жизнь достиг просветления и в Нирвану ушел. А песни его народ Тибетский до сих пор поет под китайский аккомпанемент. Так вот он открыл прямой путь. И если по прямому Пути, то можно всё за один раз сделать. Для этого у них есть внутренняя кора.

За один день 28 километровый круг с заходом к священным Ступам и перевал 6000 метров. Этот путь трудный, да и закрыт. Решил, раз уж я добрался до Кайласа, грех не пройти внутреннюю прямым путем.

В этот день никого на нем не было. Напряжение потрескивало на кончиках ушей электрическими разрядами. И при подходе к шеститысячной ступени, где стоят около десятка ступ с реликвиями в честь победы Гуру Римпоче над великим Бонским колдуном, я ощущал, что упираюсь лбом во что-то похожее на стену.

Говорят, перевал этот не всех пускает. Как выяснилось позже, наша проводница была уже 18 раз и ни разу не прошла внутреннюю кору. Валила она, конечно, на спутников своих, мол, не готовы они были. Но как говорят, рад бы в Рай, да грехи не пускают. Нам-то сказала, что проходила все ни раз. И только по ее разговору с проводником Кил Саном я понял, что не знает она, куда идет. Проскочила, в общем, на наших безгрешных душах. 

Ну, да ладно, у каждого, как говорят, своя карма. А у меня на подходе к ступени дыхания нет. Каждый шаг – подвиг. И это после Эвереста. Вокруг камни, как ножом масло, ровно разрезаны. Идеально ровные срезы. Ощущение, что под водой иду. Стал думать, может назад повернуть. Всё-таки я день без передышки. Но на каждой горе есть место, где либо поворачивают слабые, либо сильные побеждают себя.

Разошлась стена невидимая и словно выросли крылья. Радость пришла и с ней скорость движений. Мысли светлы. Понял, что один в месте силы. Никого нет. Я в потоке энергии и мои мысли летят к тому, кто исполнит их. Дальше совсем легко. Перевал перескочил и вниз скатился за пару часов.

Утром было пасмурно, а тут солнце, погода, животные разные на склонах. Тропа вся чистая, ни соринки. И только на входе в деревню горы мусора. У камушка тибетец пристроился. Какает. У них это запросто, где шел, там и нашел. И снова мой дух, очищенный в прозу жизни. Все виды бытовых и прочих отходов в священной реке и на ее берегах. И главное, как в жизни, всё. Ничего не изменить. Можно либо плакать и сетовать, либо принять всё, как есть. Выбрал принять. Разгрести это не получится. Переступил и пошел навстречу солнцу и небу голубому. Вот бы всегда так. Может это и есть Нирвана, когда, даже получив по правой, подставишь левую и дальше пойдешь. Даже прощать не понадобится. Обиды, как и грязи, нет в природе. Есть только солнце и небо. Небо голубое, а солнце светит всегда. Мне этого иногда из-за туч не видно.