Фургоны вардо — традиционные дома британских цыган и настоящие деревянные шедевры

Вардо (фургон или кибитка) — традиционная повозка, запрягаемая лошадью, которая использовалась британскими цыганами в качестве жилища. Эти кибитки были оснащены дымоходами, обычно были богато украшены, отделаны замысловатой резьбой и ярко окрашены (или даже позолочены). Традиционные вардо британских цыган сегодня считаются важным культурным достоянием с точки зрения художественного оформления — ведь это настоящие шедевры работы по дереву. 

Фургоны вардо — традиционные дома британских цыган и настоящие деревянные шедевры

Цыганская стоянка.

Расцвет цыганских фургонов вардо длился в течение примерно 70 лет: с середины 1800-х годов до первых двух десятилетий 20 века. Ныне они не используются цыганами для круглогодичного проживания, но их можно постоянно увидеть на цыганских конных ярмарках, проводимых в течение всего года.

Фургоны вардо — традиционные дома британских цыган и настоящие деревянные шедевры

Цыганский караван. Фургоны, запряженные лошадьми.

Конструкция вардо неизменно включает в себя большие колеса (чаще задние колеса больше передних) и тент из холста, который натягивается на изогнутую деревянную раму. К середине 1800-х годов конструкция вардо была почти полностью стандартизирована: к примеру, дверь почти всегда начали делать в передней части фургона.

Фургоны вардо — традиционные дома британских цыган и настоящие деревянные шедевры

Кибитки в пути.

Еще одним общим атрибутом кибиток стала небольшая чугунная варочная печь, которая была изобретена в Америке и появилась в Великобритании около 1830 года. Естественно, что кухонная плита с печкой требовали дымохода для отвода дыма из фургона. Если смотреть на фургон спереди, то дымовая труба всегда находится на левой стороне. 

Фургоны вардо — традиционные дома британских цыган и настоящие деревянные шедевры

Кибитка Вардо.

Это было сделано не случайно, ведь в Великобритании левостороннее движение и, когда фургон едет по дороге, то труба не цепляет свисающие низко над дорогой ветви деревьев.Интерьер цыганского фургона, как правило, оснащен встроенными сиденьями, шкафами, полкой-нарами для сна в задней части фургона, комодом и застекленным трюмо. 

Фургоны вардо — традиционные дома британских цыган и настоящие деревянные шедевры

Цыганские караваны в английском Стоктон-он-Тисе.

Окна обычно расположены на левой стороне и сзади. Некоторые типы кибиток оснащены масляными лампами, монтируемыми снаружи для освещения дороги.Цыганские фургоны можно разделить на 6 основных типов: браш, ридинг, ледж, боутоп, опенлот и бартон. Они развивались в течение многих десятилетий, а их названия произошли от имени владельцев (браш), стиля (ледж, боутоп или опенлот) или городов, где они впервые появились (ридинг и бартон).

Фургоны вардо — традиционные дома британских цыган и настоящие деревянные шедевры

Караван британских цыган на конной ярмарке Appleby Horse Fair, 1956.

Фургоны «Бартон»

Популярные среди цыган, а также среди циркачей фургоны типа «бартон» являются самым старым примером фургона, используемого в качестве дома в Великобритании. Хотя повозки данного типа изначально не украшали, впоследствии они превратились в сложные кибитки британских ромов. Стоит отметить, что из-за небольших колес этот фургон не подходит для использования в условиях бездорожья.

Фургоны вардо — традиционные дома британских цыган и настоящие деревянные шедевры

Вардо напротив Армли Парка в английском Лидсе, 1933.

Фургоны «Браш»

Фургоны «браш» также известны, как стандартные цыганские вардо, с прямыми стенками и колесами, расположенными вне корпуса фургона. «Браш» примерно одинаковы по конструкции с вардо типа «ридинг», но имеют две отличительные черты от всех прочих типов цыганских фургонов: половинные двери с застекленными жалюзи, расположенные на задней части вардо (к этим дверям от земли ведут откидные ступеньки), а также наполовину открытую крышу. 

Снаружи «браш» оборудован стеллажами и полками, которые позволяли владельцу легко использовать фургон в качестве передвижного «рундука» при торговле. Кроме того, крышу окружали три легких железных бортика для крепления на крыше громоздких товаров.

Фургоны вардо — традиционные дома британских цыган и настоящие деревянные шедевры

Завтрак с лучшими друзьями.

Фургоны «Ридинг»

«Ридинг» отличается боковыми стенками, расширяющимися по направлению к крыше, высокими арочными колесами и относительно легким весом. Пожалуй, ни один другой вардо так не олицетворяет собой золотой век цыганских кочевых караванов. Впервые «ридинг» появился в 1870 году и был назван так по названию города, возле которого жил его создатель. 

Данный тип фургона высоко ценится за свой эстетический дизайн, красоту и практичность (на «ридинге» можно спокойно пересечь брод и передвигаться по пересеченной местности, на что были неспособны фургоны с меньшими колесами, типа «бартон»). Обычно «ридинг» был 3 метра в длину. Задние колеса были на 45 см больше, чем передние.

Внутри фургона по обе стороны от кровати стояли зеркала, а стены были богато украшены. Боковые и задние окна были украшены и оснащены ставнями, и корпус фургона делали из деревянных брусьев, окрашенных в красный цвет с добавлением желтого и зеленого. Как и в других вардо, степень украшения отражала богатство семьи. Зачастую на деревянных ребрах фургона вырезали головы львов и горгулий, которые красили в золотой цвет.

Фургоны вардо — традиционные дома британских цыган и настоящие деревянные шедевры

Караван Пустынная мечта на дороге, 1950.

Боутоп

На основе конструкции фургона «ледж» был создан «боутоп», который был значительно легче и имел меньше шансов перевернуться при сильном ветре. Дизайн «боутопа» представлял собой легкий тент, который натягивался на деревянную раму. Передние и задние стенки фургона были оформлены в виде завитков и окрашены в зеленый цвет. Внутри фургона располагались плита, стол и двуспальная кровать.

Фургоны вардо — традиционные дома британских цыган и настоящие деревянные шедевры

Маргарет Тейлор и ее мать Филлис, стоящие в дверях кибитки, июль 1956

Погребальный обряд цыган в 19 и 20 веках включал в себя сжигание фургона и всех вещей после того, как их владелец умирал. Также всегда практиковался обычай, что вообще ничего не продавалось: часть имущества умершего, ювелирные изделия и деньги оставались в семье. Остальное, в том числе и фургон, сжигали.

Фургоны вардо — традиционные дома британских цыган и настоящие деревянные шедевры

Великолепно отделанный цыганский фургон.

Цыганские путешественники в 1920-е годы гордились своими декоративными вардо, хотя их образ жизни значительно изменился из-за существенного сокращения торговли лошадьми. Было подсчитано, что к 1940 году лишь около 1% цыганских кочевников по-прежнему жили в традиционных вардо, которые запрягались лошадьми.

Фургоны вардо — традиционные дома британских цыган и настоящие деревянные шедевры

Цыганский мальчик с собакой, Англия, примерно 1920.

Сегодня цыгане до сих пор регулярно посещают конные ярмарки, самой известной из которых является Appleby Horse Fair. Некоторые участники ярмарок приезжают на них в традиционной манере: на вардо, запряженных лошадьми.

Фургоны вардо — традиционные дома британских цыган и настоящие деревянные шедевры

Цыганская семья со своим вардо.

Источник: