Новые изобретения и технологии вдохновляют фантастов — а те, в свою очередь, вдохновляют изобретателей. Мобильные телефоны и интернет, генетическая модификация и космические станции — все это, возникнув в воображении футурологов, сегодня стало частью нашей жизни. Влияние это так очевидно, что калифорнийская компания SciFutures предлагает услуги своих фантазеров за деньги. Процветающий бизнес, среди клиентов которого числятся компания Hershey и Военно-морской флот США, занимается генерацией идей, среди которых вполне могут попасться и фантастически перспективные. Оказаться в числе таких визионеров будущего — мечта настоящих дизайнеров. Недаром столь популярно такое упражнение, как проектирование концептов, наброски идей, которые могут и не иметь воплощения сегодня — но способны указать возможное завтра. И конечно, многие из этих концептов воплощают идеи, впервые прозвучавшие в фантастике, или хотя бы их отголоски. Поэтому, оказавшись свидетелями выступления финалистов конкурса Electrolux Design Lab 2015, мы задумались над тем, какие фантастические произведения могли вдохновить их проекты.
Electrolux Design Lab
Конкурс промышленного дизайна Electrolux Design Lab проводится ежегодно. В 2015 году он был посвящен теме «Здоровые, счастливые дети» и собрал более 1500 проектов от участников из 56 стран мира. После двух этапов отбора шестеро финалистов встретились в Хельсинки и представили свои идеи перед профессиональным жюри во главе с Ларсом Эриксоном, возглавляющим отделение дизайна в Electrolux. Победитель конкурса получил денежный приз и полугодовую оплачиваемую стажировку в Глобальном центре дизайна Electrolux.
I место — «За умное использование существующих технологий»
Bloom (Джордан Ли Мартин, Великобритания)
Электрочайник, часть водяного пара из которого используется дополнительными отсеками — для полива небольшой гидропонной грядки, для приготовления пищи и стерилизации использованной посуды.
«Да, бываешь одним, а становишься другим. Меня набили землею — для чайника это все равно что быть закопанным, — а в землю посадили цветочную луковицу. Кто посадил, кто подарил ее мне, не знаю, но дали мне ее взамен китайских листочков и кипятка, взамен отбитой ручки и носика. Луковица лежала в земле, лежала во мне, стала моим сердцем, моим живым сердцем, какого прежде во мне никогда не было. И во мне зародилась жизнь, закипели силы, забился пульс. Луковица пустила ростки, она готова была лопнуть от избытка мыслей и чувств. И они вылились в цветке».
Ганс Христиан Андерсен, «Чайник» (1863)
II место — за идею, «которая базируется на печальной и реально существующей потребности»
Air Shield (Доминикас Бадинас, Литва)
Детская коляска с плексигласовым колпаком, под которым поддерживается комфортный микроклимат с чистым воздухом. Встроенные микрофоны и динамики позволяют малышу слышать родителей, а им — его.
«Пекин и значительную часть шести северных провинций на прошлой неделе накрыла плотная пелена смога, которая может сохраниться до четверга и лишь после этого начнет рассеиваться. В Пекине концентрация мелких частиц — тех, что способны проникнуть в легкие и в кровеносную систему — во вторник вечером достигла 505 микрограммов на кубометр. Безопасный уровень, рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения, равен 25. (…) Ухудшающаяся ситуация с качеством воздуха уже сейчас серьезно сказывается на экономике. Не летают самолеты, закрываются автострады, не выходят на улицы туристы».
Джонатан Кэймен, The Guardian (2014)
Future Classroom (Тобиас Тсамисис, Германия / Венгрия)
Интерактивная кухня для школы: на одной половине расположен аквариум с полузамкнутой экосистемой и грядкой свежих растений, на другой — кухонные приборы. Разделяет их интерактивная поверхность для обучения. Главное — показать детям, «откуда берется пища».
«Еда оказалась потрясающей. Они и представить себе не могли столь удивительно картофельный и столь морковный вкус. Каждый кусочек барашка словно содержал в себе тысячу барашков…
— Мы всё так и выращиваем, старым естественным способом, — сказал Шон. — Как следует этого не сделаешь: грунтовые воды у нас такие же отравленные, как и у всех. К тому же приходится пользоваться искусственным солнцем. Но все равно мы молодцы».
Бен Элтон, «Второй Эдем» (1993)
Plato (Мария Пилюгина, Россия)
Комплект предметов для ухода за ребенком, выполненных в форме платоновых тел. Интерактивный мобиль Octa, роботизированная игрушка Docon для раннего обучения, робот-спутник Cuon, стерилизатор для посуды Tetra, а также комбинация ванночки Bico и колыбели Hico.
«Двое детей шли по аллее, усыпанной гравием, дышали воздухом, пропитанным ароматом растений, делали глубокие вдохи и старались задержать в легких запах роз, фиалок и цветущих гранатов как можно дольше. (…) За детьми медленно двигалась няня, громко позвякивая подвеской колес. Поврежденная клешня была отремонтирована, а на место разбитого фотоэлемента вставлен новый. Однако плавная координация движений, с которой перемещалась няня раньше, теперь исчезла, а вмятины и царапины на зеленом корпусе так и остались. Время от времени няня останавливалась, и дети останавливались тоже, нетерпеливо ожидая, пока она догонит их».
Филипп К. Дик, «Няня» (1955)
III место — «За перенесение классического продукта в атмосферу XXI века»
Quadruple H (Джеонгбин Сео, Южная Корея)
Пассивный очиститель воздуха в форме обруча хулахуп со встроенными угольными фильтрами. Если крутить надоело, QH можно повесить на раскрытое окно, и он будет дополнительно фильтровать воздух. А с помощью встроенного в крепеж проектора еще и покажет движущиеся голограммы.
«Грязный воздух и грязная вода поступают в огромные емкости. В соседних емкостях вода и воздух почище. (…) Очистка происходит в стенках между емкостями. На самом деле «стенки» представляют собой бесконечные решетки беспрерывно вращающихся субмикроскопических зубчатых колесиков. Каждый зубчик подхватывает молекулу азота или воды с грязной стороны и переносит на чистую. Все, что не азот и не вода, не подхватывается, а следовательно, не попадает в следующую емкость. Другие колесики извлекают полезные примеси».
Нил Стивенсон, «Алмазный век» (1995)
Voris (Марта Фабиола Гарсия Бустос, Мексика)
Веселый робот, приучающий детей к чистоте. Перед сном ребенок кладет в него свою одежду, а утром получает ее освеженной и обеззараженной ультрафиолетом. Окончив работу, Voris высовывает язык.
«Пожалуй, Наддлегг первым выбросил на рынок стиральные машины, настолько автоматизированные, что они сами отделяли белое белье от цветного, а выстирав и выжав, утюжили его, штопали, подрубали и помечали красиво вышитыми монограммами владельца, на полотенцах же вышивали поучительные, вселяющие оптимизм сентенции вроде «Кто рано встает, тому робот подает» и т. п. В ответ на это Снодграсс выбросил в торговую сеть стиральные машины, которые сами слагали и вышивали четверостишия — в зависимости от культурного уровня и эстетических запросов клиента. Следующая модель стиральной машины Наддлегга вышивала уже сонеты. Снодграсс ответил стиральными машинами, поддерживавшими беседу в кругу семьи во время перерывов в телевизионных передачах».
Станислав Лем, «Стиральная трагедия» (1962)
источник