Первые в мире военные журналисты появились во время Крымской войны 1853–1856 годов. Из осажденного Севастополя вел репортаж о боевых действиях корреспондент журнала «Москвитянин» Николай Берг. Вторая мировая стала для советских военкоров испытанием таланта и мужества – и они с честью его выдержали.
«Пришлите снарядов и газет»
Такие телеграммы приходили с фронта в штаб. Во время Второй мировой регулярное снабжение свежей информацией бойцов действующих армий по значимости было сопоставимо со своевременным обеспечением оружием и продовольствием. Николай Тихонов, в годы войны много писавший для фронта, называл статьи и очерки военкоров «душевными боеприпасами». Ведь, помимо собственно сбора информации, перед журналистами стояла исключительная по важности задача «показ людей фронта – бойцов и командиров Красной армии, хорошо владеющих военной техникой и тактикой ведения боя, их инициативы, военной сметки и хитрости в борьбе с врагом, их ненависти к немецко-фашистским захватчикам, стойкости, самоотверженности и дисциплины в выполнении приказов командования» (из документа «О работе военных корреспондентов на фронте», 1942 год).
Для выполнения этой задачи с первых дней войны началось формирование профильных СМИ, которые могли бы бесперебойно снабжать сводками с поля боя действующую армию и тыл. К концу 1942 года в СССР действовали 600 дивизионных и бригадных и 93 корпусные и армейские газеты.
Военные корреспонденты армейской газеты «Защитник Родины» готовят статьи для очередного выпуска издания. Фото: Георгий Зельма / РИА Новости
Писать о войне имели право только определенные СМИ: Совинформбюро, ТАСС, газеты «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Красная звезда», «Красный флот» и «Сталинский сокол». На фронт посылали лучших из лучших. «Правда» направила в действующую армию 40 журналистов, среди которых были Борис Полевой, Пётр Лидов, Сергей Борзенко. Для «Комсомолки» писал Аркадий Гайдар. В составе специально созданной литературной группы Совинформбюро работали Михаил Шолохов, Илья Эренбург и Константин Симонов.
Каким должен быть военкор
О том, какие требования предъявлялись к военкорам, мы можем узнать из документа «О работе военных корреспондентов на фронте». Требований, впрочем, было всего два: опыт журналистской работы и обладание необходимым для работы на фронте минимумом военных знаний. За этими сухими строчками скрывается большое личное мужество, выдержка, умение находить выход из любой ситуации.
В годы Второй мировой в Красной армии не было пресс-службы. Командующие не давали интервью и вообще не очень охотно шли на контакт со СМИ, так что добиться встречи с командиром было задачей нетривиальной. Борис Полевой сумел взять интервью у командующего фронтом Ивана Конева только после того, как показал себя бравым солдатом и мастером слова.
Военный корреспондент беседует с солдатами. Фото: П. Бернштейн / РИА Новости
Пожалуй, лучшая характеристика настоящему военкору и его нелегкому труду дается в полушутливой-полусерьезной «Песенке военных корреспондентов». Слова к песне написал Константин Симонов в 1943 году по пути из Краснодара в занятый немцами Ростов-на-Дону. Первоначально «Песенку» пели на мотив «Мурки», пока Матвей Блантер, автор музыки к легендарной «Катюше», не написал для нее собственную мелодию.
Там, где мы бывали,
Нам танков не давали,
Но мы не терялись никогда.
На пикапе драном
И с одним наганом
Первыми въезжали в города.
Солдаты в полном смысле слова
Всех корреспондентов зачисляли в ряды бойцов Красной армии с присвоением воинских званий. Хотя главной задачей журналистов было смотреть и слушать, они были солдатами в полном смысле этого слова.
Писатель Константин Михайлович Симонов. Фото: Александр Лесс / Фотохроника ТАСС
Случалось и так, что военкоры занимали места погибших командиров, как репортер газеты «Знамя Родины» Сергей Борзенко. Он получил задание написать о взятии Крыма и 31 октября 1943 года, когда во время обстрела при форсировании Керченского пролива погибли все офицеры, как старший по званию принял на себя командование. Журналист не забыл и о своих прямых обязанностях: написал короткий отчет о высадке и передал связному, благодаря чему «Знамя Родины» первым сообщило об успехе операции. Под руководством Борзенко десантники удерживали захваченный участок три дня, до прибытия подкрепления. Корреспонденту было присвоено звание Героя Советского Союза.
Писатель Илья Эренбург (слева) и фотокорреспондент газеты «Красная Звезда» Сергей Лоскутов (справа) курят около фронтовой машины. Фото: РИА Новости
Лучше всего о подвиге военкоров говорит статистика. Из 258 военных операторов почти каждый был ранен, каждый второй – тяжело, каждый четвертый убит. Все они были молодыми людьми: самому старшему – едва за тридцать. В Центральном музее Великой Отечественной войны хранится «Книга памяти павших журналистов». В ней 564 имени, однако это далеко не полный список.
Знаменитые военкоры
Борис Полевой
Автор «Повести о настоящем человеке» прошел войну корреспондентом «Правды». Был под Сталинградом, на Курской дуге, воевал с партизанами в тылу. В мае сорок пятого Полевой по заданию командования высадился в центре оккупированной Праги и предупредил жителей о грядущем наступлении советских войск. Под огнем немецких орудий военкор сначала передал в штаб отчет об обстановке в городе, а потом надиктовал статью для «Правды». Заметки для будущего материала Полевой делал на коробке папирос.
Константин Симонов
Все знают его как автора стихотворения-талисмана «Жди меня». Но Константин Михайлович был еще и отличным солдатом. В качестве военкора «Боевого знамени» и «Красной звезды» он побывал на всех фронтах, дошел до Берлина. После войны получил звание полковника. Книга стихов «С тобой и без тебя», написанная во время войны, принесла Симонову всесоюзную славу.
Илья Эренбург
Числился корреспондентом «Красной звезды», но писал и для Совинформбюро и других изданий. Вместе с Константином Симоновым придумал лозунг «Убей немца!», который часто использовался для агитплакатов и листовок. Публицистика Эренбурга была настолько убойной, что Гитлер приказал найти и повесить советского военкора.
Пётр Лидов
Помимо очерка «Таня» о гибели Зои Космодемьянской, на счету Лидова – десятки ярких работ. Отчаянная храбрость этого человека впечатляла даже немцев. Так, во время оккупации Минска Лидов, рискуя жизнью, пробрался в занятый врагом город (эти впечатления послужили основой для статьи «В оккупированном Минске»). До Победы Лидов не дожил – погиб в 44-м под Полтавой.
Источник