И сегодня в муромских лесах можно увидеть совершенно невозможный для этой местности величественный средневековый замок, повергающий в изумление и восторг каждого, кто попал в это удивительное место. Вернее, уже не сам замок, а его развалины. И возникает вопрос — откуда здесь, во Владимирской области, такое чудо?
Загадочный готический замок в муромских лесах
С конца XIX века во Владимирской области находилось уникальное дворянское имение, владельцем которого был удивительный человек — отставной гусарский полковник, талантливый предприниматель-лесопромышленник Владимир Семенович Храповицкий.
В.С. Храповицкий — крупный русский лесопромышленник, последний предводитель дворянства Владимирской губернии.
Говорят, что Храповицкий, во время одной из своих поездок по Франции в 1880-е годы, был восхищен средневековыми замками в долине Луары. Французы, с гордостью показывая гостю свои владения, говорили ему, что в России такой красоты нет и быть не может.
Нет — значит будет! И Храповицкий заключил пари, что построит замок, не уступающий луарским.
Замок Луары в муромских лесах
Серия открыток. Дом.
Местом для этого он выбрал доставшееся ему по наследству родовое поместье в Муромцево, состояние которого к тому времени было весьма плачевным. Воплотить в жизнь амбициозные планы и построить замок гусарской мечты в 1894 году взялся молодой, но талантливый и высококлассный зодчий того времени, Петр Бойцов, любимым стилем которого как раз были готика и ренессанс.
Одновременно к ландшафтным работам, к которым Храповецкий относился не менее серьезно, приступил целый букет известных садовников и лесоводов.
Серия открыток. Дом.
Поскольку Храповицкий, к тому времени ставший крупным лесопромышленником, придерживался принципа – «все только самое лучшее!» (даже костюмы себе он шил у государева портного), работа шла весьма успешно и – всего за пять лет! — было возведено целое селение, главным украшением которого был, конечно, безумно роскошный замок.
Серия открыток. Дом.
Все внутреннее убранство для него заказывали у самых лучших столичных мастеров. В замке было около 80 комнат, и у каждой из них — свое название. Какую же изобретательность пришлось проявить для этого! Окружал дом великолепный парк с мощеными дорожками, каскадом прудов. Экзотические растения, диковинные птицы были завезены сюда со всего мира.
Серия открыток. Каскад прудов в парке.
Замок Луары в муромских лесах, Муромский Петергоф, Русский Версаль – такими эпитетами наградили творение Храповицкого его современники. На территории усадьбы был собственный театр и красивейшая церковь, даже конюшня и скотный двор напоминали маленькие замки.
Серия открыток. Театр.
Серия открыток. Церковь Святой мученицы царицы Александры.
Храповицкий был не чужд прогрессу, и при реализации проекта были использованы многие технические достижения – центральное отопление, водопровод, канализация, электричество, телефон и даже телеграф. Имелась даже собственная железная дорога и станции. Не усадьба, а экономическое чудо!
Серия открыток. Конюшня.
…Завершив строительство усадьбы, Владимир Семёнович пригласил француза с берегов Луары к себе в гости в Муромцево. Прибывший во Владимирскую губернию француз во время осмотра имения был крайне удивлен:
-O-о-о… Вы построили дом не хуже моего…
В ответ на это наш гусар небрежно бросил:
— Что Вы, месье, это же конюшня, а мой дом – в лесу.
Серия открыток. Скотный двор
Храповицкие заботились и старались всячески помогать крестьянам из принадлежащих им деревень. Были построены начальная и музыкальная школы, в которых дети обучались бесплатно. При необходимости крестьянам для лечения и дальнейшей учебы оказывалась материальная помощь. Кроме того, они бесплатно получали молочную продукцию и самим содержать скот не было необходимости. А жена Храповицкого по праздникам радовала крестьянских детишек подарками.
Короткая жизнь имения Муромцево
К 1917 году усадьба достигла своего расцвета, но, к сожалению, Храповицкие не смогли вдоволь насладиться жизнью в ней. Революция изменила все их планы, Храповицкому с супругой пришлось эмигрировать во Францию. Надеясь спасти усадьбу, Владимир Семенович полную опись всех ее материальных ценностей и имущества передал новым властям. Но, к сожалению, его надежды не оправдались, усадьбу разграбили…
Имение национализировали, на его базе основали лесной техникум. Из дворца вывезли целый вагон ценностей, многое было похищено. В середине прошлого века практически в каждой семье Муромцева можно было встретить различные предметы из усадьбы. Но пока здесь был техникум, замок еще как-то сохранялся, по крайней мере, были окна, двери, крыша.
Погибающий замок
Замок Храповицкого — удручающая красота. Так выглядит замок сегодня.
Самая черная полоса наступила, когда техникум в конце 70-х годов прошлого века переехал в другое здание. Пустой и никому не нужный, замок стал рушиться на глазах. За считанные годы великолепное имение было разворовано подчистую и изгажено. Изразцы и кирпичи с вензелями графа пошли на украшение домов местных жителей, а окружающий имение дендропарк вырублен и застроен под дачи.
Так выглядит сегодня замок снаружи.
Замок пока стоит, но представляет собой удручающее зрелище. Кровля обвалилась, внутри – разруха, грязь, мусор, ничего не осталось от его роскошного внутреннего убранства, но стены пока держатся.
Еще в 1995 году президентом был подписан указ о том, что этот памятник федерального значения охраняется государством, но только смысла в этой бумажке нет никакого.
Так выглядит интерьер замка сегодня.
Шедевры, которые мы теряем.
Из очерка Храповицкого о своей усадьбе, написанного им перед отъездом:
«Вот таковым было мое поместье в сельце Муромцеве, которое я и мои сподвижники всячески благоустраивали и облагораживали в надежде, что оно украсит собой уезд, а, стало быть, и всю Россию… Я смею надеяться, что мне удалось послужить России, ее славе и процветанию во благо будущего Отечества. А так же моя вера в то, что потомки сохранят и умножат начатое русским дворянином Владимиром Храповицким. И уходя, я хочу сказать вам, как, пожалуй, одни лишь русские говорят, расставаясь: — Прощайте».
Замок Храповицкого. Аэросъёмка.
Не сохранили… Отнять-отняли, да и бросили… … Нет слов…
Ускользающее прошлое.
Судьба четы Храповицких тоже сложилась трагично – последние годы жизни они провели в доме престарелых во Франции, практически не имея средств к существованию…
Источник: