Голод и жажда, паника и одиночество — что еще чувствовали те, кто заблудился в лесу или в горах? Впечатляющие рассказы потерявшихся путешественников
Грибная история
Самый распространенный случай: пошел за грибами, увлекся и заблудился. «Поехали мы с женой и друзьями за груздями в лес. Собрали немножко, посидели на природе, приняли бальзама на душу и продолжили сбор грибов. Был пьяноват и смел, понесло меня в глубь, и вдруг откликов не стало. Ах да, телефонной связи там нет вообще. Залез на высокое дерево, попытался поймать связь, но результат плачевный. Не могу описать тот панический страх, но очень страшно, серьезно. Развел костер, забрался на дерево, чтобы провести ночь, сидя на ветке. Думаю, ну вот и все, жизнь заканчивается. К утру настроение поднялось, думал, спасатели сейчас найдут. Но этого не произошло.
Тут я увидел мухомор и вспомнил, как мне рассказывали, что его можно есть. И я подумал: а что мне терять-то? Может, я умру тут, так что я его съел, подсушив на огне. Меня начало подташнивать, появилась дрожь в конечностях, и я начал слышать непонятные шумы и видеть цвета, которых никогда не видел раньше. Потом я заснул, ибо невозможно было идти. Сон был странный, с видениями и звуками. Проснулся от пощечины мужика уже в сумерках, спасателя, чему был очень-очень рад».
Три ночи как один день
Чтобы заблудиться в горах, достаточно одного неосторожного шага. Летом 2015 года в Адыгее пропал 12-летний Никита Корягин. «Когда я пошел за дровами, поскользнулся и упал в горную речку. Выбраться наверх не смог и пошел по речке — думал, что смогу выйти к реке Белая и по ней подняться к лагерю. Но вскоре я понял, что заблудился, и тогда решил идти только по руслу, никуда не сворачивая. Ночевал в лесу, пил воду из реки», — рассказал подросток.
Спасатели искали Никиту до темноты, но поиск не дал результатов. «Тогда вызвали еще одну группу. Мальчика искали 20 спасателей из Краснодара, Туапсе и Красной Поляны c беспилотной и вертолетной техникой. И вечером нашли его у слияния реки Белой и ручья Хрустального — случайно, когда остановились перекусить. Один из спасателей спустился к реке и услышал детский голос: мальчик отозвался на свое имя», — рассказал оперативный дежурный поисково-спасательного отряда Андрей Казарьян.
Никита продержался двое суток в горах без спичек, ножа, еды и сухой одежды и даже не испугался. «Дети не чувствуют времени, поэтому им не страшно, — пояснил спасатель. — Когда мы спросили, сколько часов прошло, он ответил: «Ну, я день целый гулял». А на самом деле он провел три ночи один в лесу! Взрослый испугался бы, понимая, что его могут не найти, что можно умереть от голода, жары, жажды, хищников. Дети этого не осознают. И поэтому их психика не страдает, они легко забывают это».
В снежном плену
Чешской туристке Павлине Пизовой пришлось ждать спасателей в горах Новой Зеландии целый месяц. Вместе со своим другом она шла по живописной тропе Рутберн в горном районе, ставшем знаменитым после съемок «Властелина колец». «Этот месяц был для меня, моей семьи и семьи моего друга очень мучительным, — рассказала Павлина, когда ее нашли спасатели. — А в тот день погода была просто ужасная: сильный снегопад и низкие тучи, идти было невозможно, пришлось ночевать прямо на тропе.
Мы пытались найти укрытие, но Ондрей поскользнулся и упал со склона. Я соскользнула за ним, но уже ничем не смогла помочь… Когда мой друг погиб, я две ночи провела под открытым небом, прежде чем набрела на хижину у озера. Шла по пояс в снегу, метель замела все обозначенные тропы, и мне пришлось самой прокладывать путь. Я очень замерзла, устала и обморозила ноги. Потом несколько раз пыталась уйти из хижины, но не смогла — снега было очень много, и у меня не было сил идти дальше. Я поняла, что лучше оставаться в безопасном месте.
Мы сделали несколько ошибок: не сообщили о своем походе, не взяли с собой локационные маяки и не были готовы к зимней погоде в июле — все это привело к трагедии». Туристов начали искать только после того, как консул Чехии увидела в Facebook пост родственников девушки, давно не получавших от нее вестей. Поэтому Павлину нашли лишь в конце августа.
Чудесное спасение
На помощь туристам, заблудившимся в алтайской тайге, пришли не спасатели, а участники крестного хода, проходившего в этих местах. Дарья Швецова, Виктор Григорьев и Алексей Мейштас отправились автостопом на Белуху и заблудились по пути от села Инегень до Тюнгура. «Не спеша шли через тайгу, собирали и ели землянику. Так получилось, что с людской тропы мы перешли на звериную и заблудились, — рассказал Виктор. — Вода была только внизу — в Катуни, куда нужно спускаться по крутому склону, и мы легли спать голодными. Ночью нам снилась вода, дико мучила жажда. Утром стали спускаться под уклоном 85–90°. Алексей шел впереди, я за ним.
В это время над нашими головами пролетали камни, падающие сверху. Жажда перебивала инстинкт самосохранения». «Это была пиковая точка в нашем путешествии. Мы устали, было тяжело, силы закончились», — добавила Даша. «Думали, с ума сойдем. И вдруг видим очень далеко лик Христа. Сначала решили, что померещилось, а потом видим колонну людей, — поделился Алексей. — Такого счастья я никогда в жизни не испытывал!»
Встреча с медведем
17-летний подросток из Омской области сумел не только самостоятельно выбраться из тайги, но и прогнать медведя. Андрей Хакимов пошел с другом собирать кедровые шишки и забрел в самую глушь. «Стал кричать — никто не откликается. Ходил и еще больше заплутал. Решил остановиться на одном месте и ждать: вдруг услышу, как друг кричит. А вокруг ни души, и лесу нет конца! Через два часа начало темнеть, я пошел искать ночлег», — рассказал подросток. Андрей нашел небольшой охотничий домик, там он переночевал, но оставаться не стал — боялся, что так его не найдут.
Подростка искали около 100 человек: полиция, спасатели, волонтеры, местные жители. Задействовали спасательный вертолет. «Я его видел, махал ему кофтой, но он пролетел дальше. Это был самый яркий момент отчаяния. Еще помню сильный голод. Ел только клюкву и бруснику, которую находил. Пришлось пить болотную воду. Она воняет, но жить захочешь — чего не сделаешь. Страшнее всего было третьей ночью. Слышу за спиной шаги, поворачиваюсь — в 6–7 м огромный медведь! Я с испугу схватил палку и так заорал, что мишка убежал. Так трясло меня, что до утра не спал», — вспоминает Андрей. Выбраться из тайги он смог только на пятый день: «Вижу линии электропередач. Пошел на них и выбрался на дорогу. Оказалось, интуитивно вышел к деревне, где мы раньше жили. Она в 25 км от места, где я потерялся. А тут по трассе как раз ехал знакомый из Усть-Ишима, возвращавшийся из Омска, он и отвез меня домой».