Выдающийся русский художник золотого века, один из самых известных портретистов первой половины XIX века Василий Тропинин до 47 лет оставался крепостным. Он перешел от одного хозяина к другому в составе приданого графской дочери, обучался кондитерскому мастерству, в то время как мечтал о живописи, а когда наконец получил возможность учиться в Академии художеств, граф отозвал его в Украину. Но несмотря на все жизненные перипетии, благодаря собственному таланту, мудрости и терпению смог не только заниматься любимым делом, но и добиться в нем больших успехов.
В. Тропинин. Семейный портрет Морковых, 1813
Василий Тропинин был крепостным графа Миниха, в селе Карповка Новгородской губернии. Его отец, служивший в имении графа управляющим, получил вольную за верную службу, но его дети оставались крепостными. Впоследствии Василий Тропинин перешел к другому хозяину – графу Моркову – в составе приданого за дочерью Миниха.
В. Тропинин. Слева – Портрет сына Арсения, 1818. Справа – Портрет пожилого украинского крестьянина, 1820
Способности к рисованию Тропинин проявлял с самого детства, но в Петербург его отправили учиться другому ремеслу – мастерству кондитера. В этом деле он тоже преуспел и позже вспоминал, что его «первыми художественными опытами были разнообразные кремовые розочки».
В. Тропинин. Слева – Золотошвейка, 1826. Справа – Гитарист, 1823
Императорская академия художеств не возбраняла посещать занятия крепостным в статусе «посторонних» – вольных слушателей, чем и воспользовался начинающий художник. В свободное от работы время он посещал рисовальные классы, его талант заметили и пригласили продолжить обучение в мастерской портретной живописи С. Щукина.
В. Тропинин. Слева – Портрет Анны Андреевны Тропининой, сестры художника, 1827. Справа – Портрет графини Н. А. Зубовой, 1834
Граф Морков дал свое согласие, но когда президент Академии художеств стал добиваться вольной для талантливого ученика – внезапно отозвал его в свое поместье в Украине, в село Кукавка Подольской губернии. Там он выполнял обязанности кондитера и лакея, делал копии с картин известных художников, расписывал местную церковь, писал портреты своих хозяев. При этом крепостной художник не сетовал на судьбу: «Я мало учился в Академии, но научился в Малороссии: я там без отдыха писал с натуры, и эти мои работы, кажется, лучшие из всех до сих пор мною написанных».
В. Тропинин. Слева – Женщина в окне (Казначейша), 1841. Справа – Девушка с горшком роз, 1850
Он мог бы так и остаться усадебным живописцем, но спустя почти 20 лет смог вернуться в Москву, где его работы высоко оценили признанные мастера живописи. Наконец в 1823 г., после настойчивых ходатайств генерала А. Тучкова и коллекционера П. Свиньина, граф Морков дал ему вольную. В том же году благодаря С. Щукину он выставляет свои работы на академическом совете и получает звание «назначенного в академики». А через год ему присвоили звание академика портретной живописи.
В. Тропинин. Слева – Портрет А. С. Пушкина, 1827. Справа – Портрет К. Брюллова, 1836
Выполняя большое количество частных заказов, Василий Тропинин вскоре стал самым модным и популярным московским портретистом. А в 1843 г. он получил официальное признание: Московское художественное общество избрало его своим почетным членом.