Про «огненный таран» Николая Гастелло в СССР знал каждый, фамилия героя стала нарицательной. Однако позже подвиг Гастелло начали оспаривать. Сегодня уже не просто узнать, что на самом деле произошло 26 июня 1941 года на дороге Молодечно-Радошковичи.
26 июня 1941 года
В один из первых дней войны, 26 июня 1941 года, эскадрилья 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка под командованием капитана Николая Гастелло вылетела для нанесения удара по немецким боевым колоннам, двигавшимся в Минск.
Бомбардировщики настигли немцев в районе шоссе Молодечно-Радошковичи. Сбросив высоту до 600-800 метров, они атаковали противника с нижних пулеметных установок. Самолеты уже разворачивались в сторону аэродрома, как один из них был подбит зенитным снарядом и загорелся. Сбить пламя не удавалось, до своих было не дотянуть.
Теряя высоту, «Ил-4» неожиданно развернулся и врезался в колонну противника.
Так был совершен легендарный «огненный таран» или таран наземной цели Гастелло, который стал образцом героизма и самопожертвования.
Экипаж бомбардировщика погиб. Прибывшие на аэродром из звена Гастелло, лейтенанты Воробьев и Рыбас подали рапорт, в котором изложили все произошедшее. Капитан Гастелло получил посмертно звание Героя Советского Союза, а 10 июля 1941 года газета «Правда» прославила этот подвиг на всю страну.
«Огненный экипаж»
Из посмертного наградного листа капитана Николая Францевича Гастелло:
«Получив прямое попадание, объятый пламенем самолет не мог уйти на свою базу, но в этот тяжелый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю … капитан Гастелло развернулся на горящем самолете и повел его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи…».
Такова официальная версия подвига Гастелло, к которой остается только добавить, что неназванными членами экипажа были: штурман лейтенант Анатолий Бурденюк, стрелок-радист старший сержант Алексей Калинин и стрелок-лейтенант Григорий Скоробогатый.
Долгое время о них практически не вспоминали, и посмертной награды они удостоились лишь спустя 17 лет, в 1958 году.
Сам Николай Гастелло, по словам его сына Виктора, считал боевую дружбу и взаимовыручку главным в бою.
Самым молодым из экипажа был штурман Анатолий Бурденюк, к началу войны ему только исполнилось девятнадцать. Под командование Гастелло он попал в апреле 1941 года в качестве летчика-наблюдателя – отправили, чтобы молодой авиатор опыта набрался. Впоследствии Виктор Гастелло вспоминал о Бурденюке: «Анатолий любил жизнь, спешил жить, ему казалось, что время тянется очень медленно».
Алексей Калинин, в отличие от Бурденюка, был штатным стрелком-радистом в экипаже Николая Францевича. По воспоминаниям Виктора Гастелло, его отец отзывался о нем: «надежный, грамотный паренек, с которым в полете есть полная уверенность».
Наконец – стрелок-лейтенант Григорий Скоробогатый. Его письмо, адресованное жене, было найдено среди обломков «ДБ-Зф» в Мацковском болоте. Молодой парень, 1917 года рождения, недавно женившийся, попал в экипаж Гастелло утром 26 июня 1941 года. До этого он совершал полет с лейтенантом Федором Воробьевым, которому в тот день было суждено вернуться с поля боя.
207-й дальнебомбардировочный
На самом деле, история каждого экипажа 207-го дальнебомбардировочного полка 3-его дальнебомбардировочного авиационного корпуса была по-своему героической.
Дислоцируемые в районе Смоленска, его летчики стали участниками Великой Отечественной с первого дня войны. И первые же сражения обернулись для них большими потерями. Бомбардировщики летали без истребительского прикрытия. Тяжелые «ДБ-Зф», предназначенные для бомбардировки крупных объектов в тылу, были уязвимы для танковых колонн на небольшой высоте. По некоторым данным, потери доходили до 15 погибших экипажей в день.
Уже 24 июня оставшиеся летчики и самолеты полка были объединены в две эскадрильи. Командиром 2-й стал капитан Николай Францевич Гастелло, опытный летчик, у которого за плечами были сражения за Халхин-Гол и Советско-финская война.
Эксгумация 1951 года
Единственные очевидцы «огненного тарана» Гастелло – лейтенанты Федор Воробьев и Анатолий Рыбас, вскоре последовали за своим командиром. Воробьев погиб 23 августа в районе города Орел при возвращении с боевого задания, а Рыбаса подбили «мессершмитты» 15 ноября 1941 года. После их гибели история легендарного тарана начала обрастать новыми подробностями.
Началось все, как всегда, с благих намерений. В 1951 году, в канун десятилетнего юбилея подвига Гастелло, было решено провести эксгумацию героя СССР и его экипажа для последующего торжественного захоронения. Но на месте предполагаемой могилы Гастелло нашли останки и вещи его сослуживца – командира 1-й эскадрильи 207-го полка, капитана Александра Маслова и стрелка-радиста Григория Реутова.
При дальнейшем разбирательстве выяснилось, что на том месте, где, как предполагали, Гастелло протаранил немецкую колонну, разбился экипаж Маслова, до этого считавшийся пропавшим без вести. Причем пропал он в тот же день, когда был совершен подвиг Гастелло.
Затем недалеко от гибели Маслова, в Мацковском болоте был найден еще один самолет. В нем находился один обгоревший труп с письмом на имя Скоробогатой и бирка от двигателя – М-87Б с номером 87844, идентифицируемая как часть разбитого бомбардировщика Гастелло. Тогда об этом умолчали, а на месте гибели бомбардировщика Маслова поставили бюст Гастелло. И до перестройки все благополучно об этом забыли.
Новые версии
1990-е годы подняли тайну Гастелло вместе с другими «секретами» Советского Союза. Автором новой версии стал майор в отставке Эдуард Харитонов, который предположил, что Александр Маслов был тем, кто совершил «огненный таран», поскольку были найдены останки именно его экипажа.
В 1996 году Маслов и члены его команды были посмертно награждены званием Героев Российской Федерации, а во многих городах появились улицы с их именами.
Впрочем, в формулировке награждения 1996 года не было ни слова о том, что именно Александр Маслов совершил таран.
Дальше—больше. По очередным версиям, огненный таран не удалось совершить ни одному экипажу.
Александр Маслов, попытавшийся протаранить на горящем самолете вражескую колонну, промахнулся и разбился в поле, в 200 метрах от дороги. Вылетевший позже Гастелло, по некоторым предположениям, попытался направить подбитый бомбардировщик на позиции врага в деревне Мацки, но Ил-4 не дотянул и рухнул недалеко от цели, в Мацковское болото, где впоследствии и был найден.
Что же касается рапортов Воробьева и Рыбаса, то их достоверность ставится под сомнение. Во-первых, оригиналы рапортов были утеряны, во-вторых, сторонники альтернативных версий утверждают, что покинувшие бой летчики могли и не видеть тарана, связав его с дымом от крушения самолета. Ни опровергнуть, ни подтвердить эти версии невозможно, последние свидетели погибли в 1941 году.
Достоверные факты
Недостаток фактов и вещественных доказательств сыграли с подвигом Гастелло злую шутку. Это были первые дни войны – некогда было возиться с бумагами, собирать показания свидетелей, вести архив. Итог – утеря почти всех сведений о произошедшем. Оставшиеся факты говорят не так уж и много, но достаточно, чтобы убрать все сомнения насчет подвига раз и навсегда:
26 июня 1941 года оба экипажа Гастелло и Маслова в разное время вылетели на бомбардировку немецкой колонны на «ДБ-3ф» — с самого начала плохо подходивших для противостояния танкам и зениткам на небольшой высоте. Истребительского прикрытия не было – риск был изначально высоким. Оба экипажа погибли при выполнении боевого задания. Из двух найденных останков достоверно идентифицирован только экипаж Маслова.
По мнению большинства исследователей, в том числе и полковника в отставке, Виктора Гастелло, отсутствие останков Николая Францевича является еще одним доказательством, что он совершил огненный таран, поскольку взрыв колонны с бензином и боеприпасами уничтожил все доказательства.
источник