Зачем русскому лететь в космос
В 1957 году в космос был запущен первый искусственный спутник. Заветная мысль русского человека об освоении Космоса стала реальностью. Труды пионеров космонавтики, философов, ученых предопределили этот шаг.

Чтобы стать повелителем (Николай Фёдоров)

Мысль об освоении космоса человеком была очевидной не всегда. Смотреть в небо, держа в одной руке палку-копалку и бороздить разумом космические просторы, твёрдо веря в то, что их необходимо освоить, — вещи разные. От одного до другого состояния — тысячи и тысячи лет.

За сто лет до запуска спутника в космос русский философ-космист Николай Фёдоров писал, что освоение космоса не только возможно, но и необходимо. Фёдоров был аскетом, всегда ходил пешком, все свои деньги раздавал. Таких людей сейчас называют городскими сумасшедшими, но сумасшедшим Фёдоров не был однозначно. Он прекрасно ладил с головой, вел полемику с Ницше, занимался Кантом и Шопенгауэром, писал на темы христианства. Весь XX век о Фёдорове молчали, но те, кто был, что называется «в контексте» научной и философской мысли, знали его и читали. Фёдорова высоко ценили и Толстой, и Достоевский, и Соловьев. Фёдоров верил в человека и его бессмертие. Космос он рассматривал как пространство, необходимое для жизни воскресшего человечества. Фёдоров был уверен, что из зрителя космоса человек должен стать его обитателем и правителем. Освоение космоса Фёдоров считал естественным процессом, который обязательно случится. «Труд человеческий не должен ограничиваться пределами земли, тем более что таких пределов, границ не существует; земля, можно оказать, открыта со всех сторон, средства же перемещения и способы жизни в различных средах не только могут, но и должны изменяться» .

Чтобы стать взрослым (Константин Циолковский)

Ещё один «странный старик», предсказавший выход человека в космос и расширение сферы жизнедеятельности за пределы земного шара, — Константин Циолковский. Циолковский во многом перенял идеи Фёдорова. Тут произошло, что называется, «рыбак рыбака». В научном сообществе и к Фёдорову, и к Циолковскому относились с подозрением, принимая их за людей не от мира сего. Циолковский был уверен, что жизнь человечества, так же, как и жизнь человека циклична. Современное развитие цивилизации Циолковский считал младенчеством. «Да, — говорил он, — Земля — колыбель человечества, но ведь нельзя вечно находиться в колыбели». Ученый-самоучка, он понимал, что рост населения Земли, усиление техногенного фактора рано или поздно приведут к тому, что человек должен будет сделать этот шаг, выйти из колыбели.

Чтобы расширить ноосферу (Владимир Вернадский)

Учение Вернадского о биосфере и ноосфере революционным образом промыло мозги человечеству и заставило людей поверить в то, что мозги не только теснят их черепные коробки, но и подключены к чему-то большему. Образно, конечно. Вернадский доказывал то, что человеческое сознание, его продукты и энергия — не автономная «вещь в себе», а элемент планетарного масштаба.

Ученый определил биосферу как космическое явление с планетным, космическим значением живого вещества, деятельность которого преобразует облик планеты. Именно человечество является этой особой областью живого вещества. Как природное явление оно имеет свою историю. Биосфера под влиянием человеческой мысли и человеческого труда перешла в свое новое состояние – ноосферу. В работе «Научная мысль как планетное явление» ученый писал о ноосфере как этапе развития биосферы, усиливающем геологическую роль человеческого разума. Соответственно, выход за пределы Земли человеком уже осуществлён, будущим поколениям остаётся только расширять сферу освоения, проникая всё дальше и дальше в космос.

Чтобы творить добро (Николай Рерих)

«Поверх всяких Россий есть одна незабываемая Россия.
Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь.
Поверх всяких красот есть одна красота,
ведущая к познанию Космоса»

Учение Рериха о космической Живой этике зиждется на постулате о том, что все границы иллюзорны, в человеке, обществе и космосе идёт постоянная борьба между добром и злом. Сам человек определяет для себя границы возможного и границы эти зависят, прежде всего, от уровня чистоты человека, от искренности его устремления к добру. Приобщаясь к культуре, просветляя свое сознание, проникая в тайны космических связей человечества, люди начинают понимать друг друга, а также сущность истины. Преодоление человеком границы Земли и Космоса в учении Рериха приобретает нравственный оттенок. Человек не только может стать частью Вселенной, он ей является по определению. Единственное, что его сдерживает — это он сам, его нравственная, духовная неполноценность.

Чтобы достигнуть невозможного (Сергей Королев)

«Жить просто — нельзя, надо жить с увлечением». «Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная». «То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что ещё вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра — свершением!». «Я за романтику в науке, тем более космической. Без нее трудно делать действительно крупные научные открытия».

Все эти слова принадлежат Сергею Королеву, который открыл космос для всего мира. Если Фёдорова и Циолковского можно назвать «пионерами космонавтики», то Сергей Королев, определенно, её отец. Он начинал с проектирования планеров и дошёл до руководства полетами межпланетных станций. При этом Королева нельзя назвать «баловнем судьбы», в 1937 году он был арестован по ложному обвинению и осужден на 10 лет. Великий человек, большой романтик и невероятно талантливый ученый, он брался за проекты, которые, казалось, невозможно было осуществить . Известна ещё одна его знаменитая фраза: » «Ракета под водой — это абсурд. Но именно поэтому я возьмусь сделать это».

Чтобы освоить целинные земли (Юрий Гагарин)

Кто не знает Гагарина, поднимите руку! Как говорят школьные учительницы: «Лес рук». Действительно, если с предыдущими космическими людьми знакомы не все, то Гагарина знает каждый. Этому есть причина. Он, как-никак, первый человек, который-таки осуществил то, о чём мечтал его далекий однофамилец Николай Фёдоров.

Это не опечатка. Фёдоров был внебрачным сыном князя Гагарина, но фамилию эту носить не мог. Такая вот неслучайная случайность. Интересно, что за Гагариным (Юрием), также подозревали княжеское родство с его однофамильцами-князьями, после революции переселившимися в США. Этим вопросом открылась пресс-конференция космонавта, состоявшаяся 15-го апреля 1961-го. Ответ Гагарина был таков: «Среди своих родственников никаких князей и людей знатного рода не знаю и никогда о них не слышал».

Приземлившись в Саратовской области, Гагарин повстречал местных крестьян, которых наряд космонавта привёл в замешательство. На вопрос человека в скафандре, что они делают, колхозники ответили: «Хлеб сеем». Примечательно, что первой наградой Гагарина за полёт в космос стала медаль «За освоение целинных земель».

Чтобы проверить себя (Валентина Терешкова)

Первая женщина в космосе, Валентина Терешкова, была не робкого десятка.Во время полёта её корабль оказался запрограммирован не на приземление, а на подъем орбиты. Дело могло закончиться плохо, но Терешкова не растерялась и передала в ЦУП информацию о проблеме. Кроме того, что Терешкова стала первой женщиной-космонавтом, она до сих пор является первой женщиной, совершившей одиночный полет. Валентина Терешкова прославилась своей коронной фразой. В отличие от лаконичного Гагарина с его «Поехали», она крикнула: „Эй, небо, сними шляпу, я к тебе иду!“. Гагарин напомнил ей о морской примете, что женщина на корабле — плохая примета, но желание испытать, проверить себя — это ли не повод для полета русского человека в космос?