Автомобиль-амфибия

В это трудно поверить, но cамодвижущееся транспортное средство, пригодное как для езды по земле, так и для плавания, появилось задолго до автомобиля. В 1805 году 20-тонный деревянный монстр с паровой машиной американского изобретателя Оливера Эванса поразил филадельфийцев, преодолев вплавь реку и выбравшись на берег.
С тех пор построены тысячи амфибий военного назначения, но только одна гражданская модель пошла в серию и свободно продавалась на рынке.

Казалось бы, чего проще превратить обычную машину в плавающую. Всего-то герметизировать кузов, протянуть от двигателя вал к гребному винту, а баранку соединить не только с колёсами, но и с водным рулём. Так и делали, только вот герметизация стоила немалых денег и вовсе не давала гарантированной защиты от протечек, когда рвались резиновые и прочие уплотнения, окружавшие тяги и валы. Если и удавалось справиться с гидроизоляцией, подводили колёса. Как зацепиться за землю и вылезти на сушу, если передние колёса уткнулись в грунт, а задние ещё вывешены в воде? То есть плавучесть автомобиля надо обязательно подкрепить системой полного привода. Ведь без него не выбраться на крутой и, не дай бог, топкий берег.

Amphicar с военным прошлым
Прорыв произошёл в 1959 году, когда немец Ханс Триппель сконструировал чисто гражданскую амфибию, полностью отвечавшую тогдашним представлениям о красоте автомобилей. То есть несколько угловатую и с намёком на задние кили-плавники. Если не заглядывать «под хвост», где располагались два нейлоновых гребных винта, и не скажешь, что этот изящный четырёхместный кабриолет способен плавать. От 43-сильного английского двигателя, расположенного, говоря по-морскому, «на корме», мощность отбиралась не только на ведущие колёса, но и на водные движители. Управлялась амфибия всё же по-автомобильному — поворотом колёс. На суше она разгонялась до вполне приличной скорости 112 километров в час, а по воде передвигалась ровно в десять раз медленнее.

Любопытно, что Триппель, к слову, опытнейший конструктор военных амфибий для вермахта, дал поначалу своему детищу название Marathon. Однако, как выяснилось, это имя уже застолбил один известный американский автомобилестроитель, и на Женевском автосалоне 1959 года новинка дебютировала как Alligator. Когда же состоялась премьера в Нью-Йорке и одновременно в столице Флориды Майами, где, как известно, хватает своих аллигаторов, машину выставили уже под названием Amphicar.

Найдя в качестве союзника могущественного финансиста, Триппель сумел в 1962 году, ровно полвека назад, наладить серийное производство машины. Поскольку цена в 12 тысяч марок в Германии и других странах Старого Света показалась европейцам чрезмерной, а в Новом, избалованном множеством моделей, как раз не было такой, оригинальной, партнёры сориентировались именно на американский рынок. В США с Amphicar случился настоящий бум. Владельцы, и понятия не имевшие о правилах вождения маломерных судов, вытворяли на водных путях такое, что власти в конце концов обязали их получать соответствующую лицензию, своего рода водномоторные права. Что не способствовало дальнейшему наращиванию продаж. И выпуск амфибии прекратили, изготовив без малого 3900 машин.

Прикольной европейской штучкой обзавелись многие известные люди 1960-х годов. Например, президент США Линдон Джонсон любил катать на ней своих высокопоставленных гостей. Причём с сюрпризом: он имитировал потерю управления и, к ужасу пассажиров, не подозревавших об умении автомобиля плавать, направлял его в близлежащий водоём.

Утверждают даже, что Amphicar был причастен к побегу некоего гражданина ГДР в Западную Германию. Нет, речь не о преодолении водной преграды между двумя немецкими государствами, а о тайнике, устроенном родственником беглеца в автомобиле с двойным дном. И будто бы восточногерманская охранка, «штази», даже тайно купила машину, чтобы обследовать её на предмет нелегальной транспортировки перебежчиков.

Сегодня примерно тысяча сохранившихся Amphicar — культовые, поистине раритетные автомобили, чья нынешняя цена превышает 60 тысяч евро. Они периодически участвуют в слётах амфибий, в съёмке рекламных роликов, как это сделала, например, Мадонна. Творение Ханса Триппеля до сих пор остаётся единственным серийным гражданским автомобилем такого рода.

Подняться над водой
Успех Amphicar по-прежнему будоражит конструкторов. Но они прекрасно понимают, что время простых решений, реализованных в этой классической машине, ушло. Амфибия — это не автомобиль, умеющий плавать и ездить, и не лодка, поставленная на колёса. Всякое совмещение разнородных функций ухудшает выполнение каждой из них. Самый яркий пример, иллюстрирующий эту закономерность, — летающие автомобили. Как ни стараются их создатели, и ездят они плохо, и летают не ахти.

Земля и вода, конечно, разные стихии, но всё же не такие далёкие, как асфальт и воздух. Сделать современный, быстрый и безопасный автомобиль нетрудно. Несложно и заставить его не тонуть и передвигаться. То есть без затей продираться сквозь плотную водную среду, преодолевая её мощное сопротивление.

Выход давно уже нашли создатели быстроходных маломерных судов. Их корпус должен быть таким, чтобы само это сопротивление как бы выдавливало катер из воды, резко уменьшая площадь соприкосновения судна с жидкостью. Такой режим, гарантирующий быстрое и экономичное — в смысле затрат энергии — передвижение, называется глиссированием.

Вспомните, как прибавила в скорости авиация, научившаяся убирать шасси. Значит, автомобиль, если ему надлежит быстро плавать, должен в воде «поджимать ноги», то есть втягивать в себя колёса. В сущности, здесь перечислены технические решения, к которым неизменно прибегают авторы современных амфибий.

Одна из самых известных — Aquada, созданная британской фирмой Gibbs Technologies. Её автомобильная часть построена на базе модели Mazda MX-5, да и выглядит машина на шоссе, как этот японский прототип, а передвигается по суше со скоростью до 160 километров в час. Разглядеть водное предназначение Aquada можно, разве что взглянув на днище амфибии, спрофилированное как у настоящего катера. Заехав на мелководье, водитель нажатием кнопки убирает колёса в ниши и даёт команду 175-сильной силовой установке перекинуть свою мощность с ведущей задней оси на водомётный движитель. Через шесть секунд трансформации автомобиль превращается в судно, способное благодаря глиссированию разгоняться до скорости 48 километров в час. Такое было не под силу Amphicar с его плоским днищем, необтекаемым носом и слабеньким двигателем. Неудивительно, что именно Aquada побила давний рекорд Amphicar, преодолев в 2004 году Ла-Манш за 1 час и 40 минут. Прекрасный аппарат, не правда ли? Только вот стоит он более 200 тысяч долларов. И потому производят его строго по заказу и о серийном производстве речи пока нет.

Американский аналог британской амфибии — Python компании WaterCar. 1725-килограммовый водоплавающий «змей» очень напоминает по дизайну модель Chevrolet Camaro 2002 года и предлагается с разными двигателями мощностью до 640 лошадиных сил. На суше автомобиль способен разгоняться до 200, а на воде, превратившись в судно за две-три секунды, — до 74 километров в час. Цена уже знакомая — 200 тысяч долларов.

Дешевле — 155 тысяч долларов — только американская же амфибия Hydra Spyder от компании C.A.M.I., выпускающей в качестве основной продукции автобусы. Эта машина с 400-сильным мотором «засветилась» в одной из серий бондианы, вышедшей в российском прокате под названием «И целого мира мало».

Как некогда Ханс Триппель совершил прорыв со своим Amphicar, так и в наши дни швейцарская компания Rinspeed предложила совершенно необычное решение проблемы скорости амфибии на воде. Необычное, уточним, для этого класса аппаратов, а не судов вообще. Основатель и глава Rinspeed Фрэнк Риндеркнехт задумал полностью вывести из воды корпус судна-автомобиля, оснастив аппарат подводными крыльями. То есть прибегнув к приёму, напомним, вызвавшему в 1950-х годах революцию в судостроении. Её совершил тогда советский инженер Ростислав Алексеев, создавший в своём КБ знаменитые «Ракеты», «Метеоры» и «Кометы».

Rinspeed Splash, передвигающийся по дороге со скоростью до 200 километров в час, разгоняется на воде до 84 километров в час. Правда, для выхода на крылья ему нужна глубина не менее одного метра. Если «под килем» слишком мелко, Splash плывёт как обычный катер. На просторе выдвигает крылья, корпус поднимается над водой на полметра, и через несколько секунд всего лишь 140-сильный мотор катапультирует аппарат до крейсерской скорости.

источник