Тихоокеанский вал Сталина был уникальным фортификационным сооружением, не менее масштабным, чем знаменитый Атлантический вал, построенный Гитлером. Благодаря этим оборонительным укреплениям, Дальний Восток остался русским.
По стране металл возили
История фортификационных сооружений на Дальнем Востоке уходит ещё в 60-е годы XIX века. Береговые укрепления тогда были построены во Владивостоке, Николаевске-на-Амуре и Порт-Артуре.
Во время Русско-японской войны, несмотря на то, что заводы уже выпускали дальнобойные пушки с 12-метровыми стволами и дальностью стрельбы в 26 километров, царские генералы не спешили оснащать форты этими орудиями, полагая, что такие пушки не нужны. Такая самоуверенность сыграла с Россией злую шутку. Японские корабли обстреливали русские укрепления и не встречали при этом достойного сопротивления.
Только тогда необходимость надежных фортификационных сооружений была осознана в полной мере. На Дальнем Востоке развернулось масштабное строительство, но оно было свернуто с началом Первой мировой войны. Теперь пушки и укрепления стали нужны на Западной границе Российской империи. Дальневосточные укрепления были практически полностью разобраны и спешно стали перебрасываться на фронты Первой мировой. Русский Дальний Восток при этом остался фактически незащищенным.
Новая угроза
В 1931 году Япония оккупировала Манчжурию и выставила СССР территориальные претензии. Разоруженная в 1914 году граница была фактически голой. Прибывший лично на проблемную территорию нарком обороны Климент Ворошилов сделал неутешительный вывод — «Захват Владивостока является простой экспедицией, которая может быть поручена любому подставному авантюристу». Сталин решил принять решительные меры.
Сдавать Дальний Восток Японии было нельзя, угроза требовала немедленной реакции советской власти — и она последовала. На Восток потянулись эшелоны с орудиями, танками и строительными материалами. Фронтовые бомбардировщики АНТ-6 стояли на аэродромах Дальнего Востока, готовые немедленно вылететь в сторону Японии.
Одновременно с переброской техники, было начато масштабное строительство фортификационных сооружений. По всей береговой линии — от Чукотки до Кореи начали строить бетонные оборонительные укрепления. Размах этой стройки впечатляет и сегодня — на строительство батареи Ворошилова на острове Русском было израсходовно бетона столько же, сколько на строительстве Днепрогэса. Об этой батарее за номером 981 стоит сказать особо.
Главная батарея
Батарею Ворошилова на горе Ветлина острова Русский, можно считать шедевром оборонительного искусства. Построенная так, что она не была видна ни с одной точки океана, она обеспечивала защиту по всему оборонительному сектору.
Удивительнее всего то, что пушки для батареи были сделаны ещё в 1914 году на петербургских заводах. Только в 1933 году они нашли свое место за 7000 километров от Петербурга.
Батареи Дальнего Востока были целыми подземными городами. Каждая из них, как и батарея Ворошилова, имела свой дизель-генератор и систему вентиляции. В случае необходимости, личный состав мог пробыть в укрытии под семиметровой броней больше недели. Доты были оснащены душевыми, госпиталями, камбузами.
Запас прочности батареи № 981 была такой, что она могла бы выдержать удар ядерной бомбы в 20 кт (такой мощностью обладал злополучный «Малыш»).
Подземную часть батареи пробивали под землей в скалистом грунте шахтным методом. Это была поистине титаническая работа.
Первые выстрелы
Тихоокеанский вал Сталина оказался не только надежным оборонительным сооружением, напугавшим японцев так, что они так и не предприняли решительных действий, но и надежным наступательным оружием. В августе 1945 года батареи Хасанского сектора обеспечили огневую поддержку советским войскам на корейской границе. Батарея № 945 несколько дней поддерживала высадку десанта Красной армии и на остров Шимушу.
В это же время четыре американских корабля приняли к себе на борт несколько тысяч китайских солдат, которых планировалась десантировать в Дальнем и Порт-Артуре. Сталин не мог этого допустить — на Ляодунский полуостров было мгновенно переброшены две железнодорожные установки из состава Владивостокского сектора.
Наличие дальнобойных батарей и четырех корпусов 39-й армии охладило американцев. Десант гоминадановцев так и не был осуществлен.
Что не разрушила бы ядерная бомба…
Что не разрушила бы ядерная бомба… разрушили сами советские командующие. В 60-е годы началось расформирование Тихоокеанского вала Сталина. С дотов было снято радиолокационное и все электронное оборудование. За 30 лет — а после перестройки в ускоренном темпе, фортификационная оборонительная линия была почти полностью разобрана.
Ворошиловская батарея сохранилась только благодаря усилиям энтузиастов-моряков. Они в 90-е годы спасли легендарный форпост от разграбления.
источник