История о том, как процветающие регионы с райской природой превратились в руины. О том, как природа пожирает города. О том, к чему приводит война…
Началось все с того, что мы не успели на автобус до Ткуарчала. Узнав о нашем «несчастье», водитель автобуса до Очамчиры сказал, что может нам помочь. Он обгонит автобус и мы сможем в него сесть перед поворотом с основной трассы. Сказано- сделано. И вот мы мчим 120 км/час по трассе, обгоняя машины и объезжая коров на дороге, а где-то на заднем сидении креститься бабулька и кричит водителю- поубиваешь нас!
Пересели на нужный автобус. На горизонте появились горы, над нами сгустились тучи, похолодало. Климат здесь заметно отличается от побережья. За окном показались разрушенные здания и дымовые трубы. Добро пожаловать в город-призрак Ткуарчал.
Ткварчели был основан как индустриальный центр Абхазии в 1942 году. Основу промышленности составляла добыча и обогащение угля. В советское время город назывался Ткварчели и входил в состав Абхазской автономной республики, которая была частью Грузинской ССР.
Административного деления в городе, как такового, не было, однако в состав Ткварчели входили близлежащие поселки, такие как Акармара, Джантуха, Поляна и др. Сам город четко разделен географически (благодаря местному рельефу) на верхнюю и нижнюю часть, которые назывались верхней и нижней площадками и связаны между собой кольцевой дорогой, канатной дорогой и длинной лестницей, насчитывающей сотни ступенек. Ткварчели уникальное место — это город, который полностью окольцован горами и только одна дорога ведет на въезд и выезд (включая ЖД). Интересной и по своему уникальной является архитектура города. Большинство административных и общественных зданий, а также жилой фонд в центральной части Ткварчели были построены пленными немецкими солдатами (после 1943-44 гг). В проектировке зданий участвовали немецкие архитекторы и инженеры. Это наложило на город неповторимый отпечаток и сделало его непохожим на все остальные малые города СССР. Война 1992—1993 гг нанесла городу непоправимый урон. Многие здания были разрушены, другие просто пришли в упадок без надлежащего ремонта.
Население города до войны- 40 тыс. человек, сейчас — 5 тыс. человек.
В городе работала ГРЭС которая снабжала электроэнергией предприятия и дома в городе и далеко за его окрестностями.
Опора канатной дороги соединяющей верхний и нижний город.
Вагончик застрявший где-то посредине. Так и висит тут десятилетиями.
Здание вокзала очень красивое, но в ужасном состоянии. Пассажирское сообщение на станции отсутствует.
Административный корпус ГРЭС.
Заброшенная мотриса в кустах. Правда, задняя кабина обитаема, на что указывает целый замок.
Увидев нас из далека, сторожа электростанции пригласили к себе в гости. Да еще и разрешили самостоятельно прогуляться по территории.В наших краях такого гостеприимства не встретишь.
Во время войны ГРЭС подверглась обстрелам и до сих пор не восстановлена.
За разрушенным зданием на станции производиться перевалка угля добываемого абхазо-турецкой фирмой «Ткуарчалуголь» в горах открытым способом. После вагоны с углем отправляют в порт Очамчиры и на кораблях- в Турцию.
Тот самый вагончик.
Внутренности электростанции.
После осмотра станции, строж по имени Алик поинтересовался нашими планами. Я ответил, что мы собираемся в Акармару. Алик сказал, что этого делать не стоит, ведь на дворе вечер, а в темноте мы можем заблудиться и быть съедены голодными шакалами. И предложил поставить палатку прям на территории ГРЭС под его чутким присмотром. На том и порешили.
После мы отправились в магазин и приготовили кушать. Сели за стол, прямо под опорами ЛЭП и ужинали обсуждая жизнь и политику.
Рано утром нас разбудил Алик и сказал, что нашел нам машину, которая отвезет нас туда, куда мы хотим. Это было очень кстати, так нам бы пришлось идти 16 километров в гору. Заплатив немного за бензин мы отправились к шахтерским поселкам в горах.
ЖД мост через Галидзгу. Пути разобраны. При союзе тут ездили поезда груженные углем.
Конечная точка нашего маршрута — поселок Поляна. Артур, который привез нас сюда, до войны жил в тут.
Это бывшая школа. Мы зашли во внутрь, но долго не протянули. Там стоит невыносимая вонь. Теперь в ней коровник (или свинарник).
Этот дом в послелке — самый заселенный. У некоторых есть свой автотранспорт.
Собака-охраняка. Как только увидела нас- залаяла, чем привлекла внимание жителей.
А в этом доме не осталось ни одной жилой квартиры. Природа медленно поглощает его.
Поляна — шахтерский городок. Раньше тут жило около 10 тыс. человек, а в очереди на квартиру стояли годами.
В конце 80-тых шахты начали закрывать, а народ- разъезжаться. Ну а потом война…
Все кто смогли- уехали. Остались в основном пенсионеры.
По улицам бродят коровы.
Пустые улицы…
Только иногда местные выглядывали с балконов, посмотреть на редких туристов.
На первом этаже этого дома раньше был магазин. Теперь близжайший магазин через 10 километров.
В квартирах пусто. В некоторых местах перекрытия проваливаются.
Возле этого дома пасутся свиньи.
Ужасающая картина.
Тишина и спокойствие. Никакой суеты.
Люди тут добрые и отзывчивые. Есть обычай здороваться со всеми, даже с незнакомыми и это очень приятно.
Горящая лампочка тут — признак обитаемого жилья.
Покинув Поляну, мы стали возвращаться в сторону Ткуарчала. По пути зашли еще в один город-призрак — Джантуха.
В центре валяются два разбарахоленных запорожца.
Тут тоже жили шахтеры. По комсомольским путевкам люди приезжали со всего союза. Местные говорят, что было и много украинцев.
Заброшенный кинотеатр.
А этот дом совсем рухнул.
Поросенок.
Главная улица в Джантухе. Как видно, в домах где живут люди — перекрыли крыши.
Ради интереса мы зашли в один из подъездов. На удивление квартиры здесь, в отличии от Поляны, остались в хорошем состоянии. Чья-то кухня.
И спальня.
В этой комнате даже старый телевизор остался. А паркет уже кто-то начал разбирать. Возможно — на обогрев.
Детская комната с качелями.
На этой кухне только плита уцелела.
Покидаем Джантуху.
Вот такие пейзажи видели люди, проживающие здесь, со своих окон. На верхушка гор еще полно снега, не смотря на июнь.
Еще один городок — Акармара. Но по сравнению с Поляной и Джантухой — тут полно людей.
Быстрая и шумная Галидзга. Не рискнул бы перейти ее вброд.
Посмотрев все, мы двинули в сторону Ткуарчала. До него оставалось 11 километров. Идти пришлось недолго, первая проезжающая машина остановилась и водитель предложил подвезти нас. А потом еще и показал местные достопримечательности города.
Напоследок бонус — Акармарский водопад. Очень красивое зрелище. Мощная струя воды высотой в пятиэтажный дом. Не смотря на отрешенность этого места, буквально за моей спиной идет стройка. Под навесом будущего кафе мы около получаса ожидали окончания дождя и пили чай. Его хозяин живет в нескольких километрах от водопада и любезно согласился подвезти нас сюда. Думаю скоро просмотр этой естественной красоты станет платным, а туристов будут за большие деньги привозить из крупных городов.
9 комментариев: Заброшенные города Абхазии