Иван Р предлагает Вам запомнить сайт «Быть умным - это модно»
Вы хотите запомнить сайт «Быть умным - это модно»?
Да Нет
×
Прогноз погоды
Блог
Для чего африканки растягивают губы: Ученые уже сто лет спорят о странном обычае

Для чего африканки растягивают губы: Ученые уже сто лет спорят о странном обычае

Обычаи многих африканских племен шокируют современных людей, ведь кажутся негуманными и бессмысленными. На этих редких ретро-фотографиях – пре

31 май, 03:30
0 0
«Невероятные приключения итальянцев в России» 45 лет спустя: Как сложились судьбы актеров

«Невероятные приключения итальянцев в России» 45 лет спустя: Как сложились судьбы актеров

Кадр из фильма *Невероятные приключения итальянцев в России*, 1973  45 лет назад Эльдар Рязанов снял приключенческую комедию «Невероятные приключени

31 май, 03:30
0 0
Отгадайте, кто этот человек?

Отгадайте, кто этот человек?

В процессе родов у него повредились нервные окончания лица. Щека, губы и язык так и остались парализованными... Когда ему было 11 лет, переживает развод ро

31 май, 03:01
+186 117

Нужна ли астрономия в школе? Предлагаем подборку ответов от экспертов.

развернуть


Нужна ли астрономия в школе? Предлагаем подборку ответов от экспертов.
"доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ"

Основная проблема школьной астрономии — это малое количество часов. Поскольку вряд ли разумно массово делать астрономию одним из основных предметов с заметным суммарным количеством часов, то она обречена быть в этом смысле «падчерицей».


В принципе, я не вижу в этом катастрофы. Скажем, нет в школе отдельного предмета «геология», а геологических факультетов и профильных институтов — масса. Вообще, вся страна на недрах живет. Часто говорят: «Вот! Убрали из школы астрономию, и теперь люди не знают, что вокруг чего крутится, почему летом теплее и как происходят затмения!» Друзья мои, это никогда и не изучалось в курсе астрономии в выпускном классе. Это все было и есть в курсе природоведения (как бы там предмет сейчас ни назывался).

В-третьих, эксперимент со всеобщим преподаванием астрономии в СССР уже проведен. Не было ее во многих школах. Я сам учился в отличной школе в советское время. Не было астрономии. То есть в журнале все было ОК, но часы были отданы под физику (и лично я этому был только рад).

Кстати, обращу внимание, что современная астрономия — это в основном астрофизика. Таковой она должна быть и в школе ближе к выпуску, после того как в первые годы рассказали про простые вещи. Важно понимать, что чаще всего современные астрономы первую степень получали по физике. И у нас в стране сильнейшие астрофизические группы в основном укомплектованы выпускниками Политеха в Питере, и ФизТеха в Москве.

Если же хорошего учителя под курс астрономии нет, то ключевые вещи вполне можно включить в физику. 
Таким образом, а) астрономия должна быть представлена в школьной программе; б) сделать это можно разнообразно: частично включив в курсы природоведения, естествознания, физики (даже химии, математики и биологии) или же сделать предметом по выбору, если есть хороший учитель; в) в качестве отдельного обязательного предмета астрономия может выжить, только если суммарная нагрузка будет больше 6 часов в неделю за все время обучения. Это маловероятно.

Антон Бирюков

"кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Лаборатории космических проектов ГАИШ МГУ"

На мой взгляд, астрономия должна входить в школьную программу, причем, скорее, в виде отдельного, пусть и небольшого курса.

Разумеется, современная астрономия (астрофизика) — это в большой степени раздел физики, однако со своими специфическими методами и предметом исследования. Именно поэтому мне сложно себе представить, как можно было бы органично вписать изложение астрономических тем в общий курс физики, который длится несколько лет. На каком этапе, например, можно дать школьнику представление об устройстве звезды? Даже для качественного (но не примитивного) изложения этого материала от ученика потребуется знание как механики, так и термодинамики и даже электромагнетизма. 

Поэтому рассказ о современной астрономии, а по сути, о картине мира на масштабах, больших, чем наша планета, логично, как мне кажется, делать в виде отдельного курса, завершающего естественнонаучную часть школьного образования. Кроме рассказа о Вселенной этот курс мог бы также быть хорошей возможностью показать ребятам то, как несвязанные, казалось бы, законы природы из разных областей физики работают совместно в рамках единых физических систем.
И я не исключаю возможности, чтобы курс школьной астрономии был бы своего рода спецкурсом по выбору, посещение которого остается на усмотрение ученика (или его родителей). Возможно, это упростило бы и встраивание его в существующие учебные планы, и компоновку тем, и проведение самих занятий.

Анатолий Засов

"доктор физико-математических наук, профессор кафедры астрофизики и звездной астрономии физического факультета МГУ, заведующий отделом Внегалактической астрономии ГАИШ МГУ, член редколлегии журнала «Физика в школе», специалист по изучению внегалактической астрономии"

Особенность астрономии в том, что она глубоко затрагивает мировоззренческие вопросы, а значит, формирует общее представление об окружающем мире, его познаваемости и его неразгаданных тайнах, о нашей Земле как небольшой планете в безграничной Вселенной. Вопрос в том, нужно ли все это современной и без того перегруженной непонятно чем школе.

Мой ответ определенный: да, нужно. Причем астрономические представления об окружающем мире должны в той или иной форме прививаться в течение всего школьного обучения.

Я бы выделил здесь несколько важных моментов. Вот, на мой взгляд, для чего необходимо астрономическое образование (помимо простых объяснений наблюдаемых явлений на небе):

1. Иллюстрация того, как «работают» известные законы физики вне Земли. Демонстрация универсальности физических законов, возможности физического объяснения наблюдаемых явлений не только на Земле, но и в космосе.
2. Знакомство с быстроразвивающейся в наше время «космической» сферой деятельности человечества, в которую вовлечены все более-менее развитые страны и на которую тратятся большие средства (не только научные космические исследования, но и космическая связь, навигация, экономика, оборона, высокие технологии).
3. Удовлетворение естественной юношеской любознательности, формирование научного представления об окружающем мире и воспитание интереса к процессу познания природы (а через астрономию — к другим наукам).

Что мы имеем на сегодня? 

С астрокосмическим образованием в России сложилась парадоксальная ситуация. В разгаре двадцать первый век. В стране, открывшей миру дорогу в космос, астрономия фактически выдавлена из школы как ненужный предмет. При этом изучение других естественных наук также сведено к минимуму, а научная и мировоззренческая безграмотность значительной части населения просто зашкаливает. И это в то время, когда в мире происходит быстрое развитие физики, астрофизики, прикладной астрономии. Все фундаментальные физические теории проходят астрономическую проверку. За работы в области астрофизики выдаются Нобелевские премии. В космических исследованиях, в астрономических наблюдениях — наземных и/или внеатмосферных — участвуют все сколь-нибудь развитые в техническом отношении страны. Реализуются международные проекты создания гигантских высокотехнологичных наземных инструментов, открывающих новые возможности изучения Вселенной, из них четыре — стоимостью более миллиарда долларов: недавно созданный в Чили субмиллиметровый телескоп ALMA, проект европейского супергигантского телескопа E-ELT, американского гигантского обзорного телескопа LSST, международный проект всеволнового радиокомплекса SKA из нескольких тысяч отдельных радиоантенн. Участие России в этих проектах проблематично. Мало кто у нас вообще слышал о них.

Астрономия — не изолированная дисциплина. Астрокосмическое образование в школе не поднять, даже если ввести отдельный обязательный курс, если при этом, например, будет убита или предельно упрощена школьная физика или математика, что сейчас представляется вполне реальным, и восторжествует узкопрагматичный взгляд на то, чему надо учить. Речь идет о достойном месте естественных наук в школе, о престижности науки в общественном сознании. От того, как будет решаться этот вопрос, во многом зависит воспитание нового поколения, не говоря уже о научно-техническом потенциале страны и, в конечном счете, о ее будущем.

Дмитрий Вибе

"доктор физико-математических наук, заведующий отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН"

Общаясь со слушателями на лекциях, с посетителями обсерватории на днях открытых дверей, я очень часто слышу восклицание: «Как жаль, что у нас в школе не было астрономии!» Причина проста: яркие астрономические картинки довольно хорошо растиражированы, они привлекают внимание и довольно часто обрастают легендами, как правило, апокалиптического толка. Без знакомства с астрономией современный человек оказывается незащищенным от потока пугающей лжеинформации, которую он в изобилии получает как из интернета, так и из более традиционных СМИ. Полное отсутствие базовых астрономических познаний вкупе с представлением об астрономии как о некоем таинстве, доступном лишь посвященным, приводит к тому, что человек слепо верит в любую где угодно услышанную чушь. Восклицание же, приведенное в начале абзаца, рождается в тот момент, когда человек получает от специалиста простое и наглядное объяснение этой чуши. Так что, можно сказать, что общественный запрос на возвращение астрономии в школу существует.

Рецепт возвращения может одновременно включать в себя оба варианта: отдельный предмет и включение в другие курсы. Вряд ли стоит говорить о простом возвращении в 11 класс обновленного учебника Воронцова-Вельяминова. Я бы в контексте заданного вопроса разделил астрономию на три части. Первая — это инструментарий астрономии: телескопы, межпланетные зонды и прочее. Вторая — физические законы, знание которых позволяет объяснять результаты, полученные при помощи астрономических инструментов. Третья — это собственно объем познаний о Вселенной, накопленных в результате многочисленных наблюдений и их объяснения при помощи физических законов. Первые две части действительно можно включить в другие предметы, рассказывая о телескопах в курсе оптики, а о космических полетах или, скажем, об измерении времени — в курсе географии. Но вот третья часть — познания о Вселенной — ни в какой другой предмет не впишется! Ни в физике, ни в химии, ни в географии не найти места для того, чтобы сформировать у человека связное представление о мире, в котором он живет. Это можно сделать только в рамках отдельного предмета — космографии, если угодно. И присутствовать он должен в старших классах, поскольку зазубривать астрономические сведения без понимания их физической основы бессмысленно.
Конечно, это все слова для идеального мира. Реальность, как всегда, печальнее. Чтобы массово вернуть астрономию в школу (было бы несправедливо говорить, что сейчас астрономии в школе вообще нет: она есть там, где находится учитель-энтузиаст), недостаточно концептуально придумать, в какой форме это будет делаться. Необходимо решить проблему подготовки учителей, разработать отчетность по этому предмету (не будет астрономии в ЕГЭ — кто ее будет учить?)… Как-то слабо верится, что в текущих условиях эти задачи действительно удастся решить в комплексе. 


Источник →

Ключевые слова: астрономия, Телескопы
Опубликовал Иван Р , 25.07.2014 в 21:18

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Фёдор Зотов
Фёдор Зотов 25 июля 14, в 23:22 Статью не читал, но уверен точно-нужна. В школьные годы всю библиотеку городскую на тему астрономии перечитал. Практически не пригодилась, но сейчас слушая или смотря что то про вселенную понимаю о чем речь и просто отдыхаю. Текст скрыт развернуть
1
Владислав Ильмер
Владислав Ильмер 27 июля 14, в 16:32 Прочёл статью. Она достаточно тенденциозно. Знаний по астрономии наши школьники получают достаточной курсе природоведения и особенно в курсе Основы Православной культуры. Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 2
Правда о репрессиях 1937 года

Правда о репрессиях 1937 года

1 апр, 02:02
+1309 1565
Самый сильный человек мира с…

Самый сильный человек мира случайно разогнал гей-парад на Украине.

1 сен 17, 03:01
+802 161
Как император Александр III …

Как император Александр III с Европой разговаривал. Несколько особо "выпуклых" цитат

3 май, 05:01
+802 267
В чем "провинился" Кадаффи

В чем "провинился" Кадаффи

3 май, 05:01
+771 588
Сейчас Вы очень удивитесь. В…

Сейчас Вы очень удивитесь. Возможно, здесь приведены всего лишь цифры, но какие! Итак, начнём.

1 дек 17, 02:00
+673 359
Стих 10-летнего мальчика про…

Стих 10-летнего мальчика про Родину. Ну и дааааааа....

1 мар, 08:01
+604 239
Другой взгляд на историю Руси

Другой взгляд на историю Руси

1 апр, 02:02
+467 355
Экзотика по-африкански: топл…

Экзотика по-африкански: топлес-выставка женской красоты без табу (+18)

28 май, 05:00
+444 251
Немецкие солдаты о русских.

Немецкие солдаты о русских.

28 май, 05:00
+393 306
Мужество советского генерала

Мужество советского генерала

28 май, 05:00
+382 207
Любовь напоказ: 16 сексуальн…

Любовь напоказ: 16 сексуальных фантазий, запечатленных в скульптуре

29 май, 05:01
+377 286
Почему США не замечают...

Почему США не замечают...

4 май, 03:00
+347 78
"Маузер": вся правда о писто…

"Маузер": вся правда о пистолете комиссаров

29 май, 05:01
+320 163
Удивительный текст, как молитва

Удивительный текст, как молитва

28 май, 05:00
+318 86
Удивительная находчивость ко…

Удивительная находчивость командира разведчиков

4 май, 01:59
+308 51
Почему Сталин вернул погоны …

Почему Сталин вернул погоны в 1943 году

29 май, 05:01
+298 283
ЧИТАТЬ читать и еще раз чита…

ЧИТАТЬ читать и еще раз читать...будет интересно

17 дек 16, 03:21
+288 95
Сотни американских шпионов в…

Сотни американских шпионов в период холодной войны были пойманы в СССР по глупейшей причине

29 май, 05:01
+274 390
Редкие цветные фотографии ко…

Редкие цветные фотографии коммуны хиппи

29 май, 05:01
+272 171
Интересные факты о Сталине.

Интересные факты о Сталине.

8 май, 05:01
+253 238
Немного об оружии

Немного об оружии

6 май, 02:01
+244 97
Сохраните и читайте, когда б…

Сохраните и читайте, когда будет плохое настроение!

8 май, 05:01
+231 27
«Моему бывшему хозяину». Пис…

«Моему бывшему хозяину». Письмо раба, написанное 150 лет назад, потрясло полмира

8 май, 05:01
+226 146
Добро пожаловать в ад, инженеры.

Добро пожаловать в ад, инженеры.

6 май, 03:01
+225 215
Такому в школе нас не учили. А жаль!

Такому в школе нас не учили. А жаль!

6 май, 04:01
+214 63
Круто...

Круто...

5 янв, 04:01
+200 56
Что вы никогда не знали о Кр…

Что вы никогда не знали о Красной армии

31 май, 03:01
+199 272
Почему воины на Руси были та…

Почему воины на Руси были такими могучими?

6 май, 03:01
+194 152
Кому по праву должна принадл…

Кому по праву должна принадлежать Прибалтика?

16 май, 02:01
+194 56
7 «иуд» русской истории

7 «иуд» русской истории

31 май, 02:01
+194 246
Почему американцев называют …

Почему американцев называют пиндосами

12 май, 02:01
+193 65
Сколько денег украли у Росси…

Сколько денег украли у России Англия, Франция, США

7 май, 05:01
+190 77
Русский и английский

Русский и английский

30 май, 05:01
+190 102
Отгадайте, кто этот человек?

Отгадайте, кто этот человек?

31 май, 03:01
+186 117
Эта история произошла во вре…

Эта история произошла во времена ярой дружбы СССР и Кубы

5 май, 02:01
+184 52
Тайна вьетнамских подземных партизан

Тайна вьетнамских подземных партизан

30 май, 05:01
+183 79
Про рухнувший на Украине сам…

Про рухнувший на Украине самолёт, почитайте, интересно!

4 окт 14, 18:53
+181 35
Великая была страна, которая…

Великая была страна, которая имела таких сыновей.

30 май, 02:00
+177 49
Всадница. Задание для глаз

Всадница. Задание для глаз

30 май, 02:00
+176 301
Просто фото или не просто фото

Просто фото или не просто фото

31 май, 03:01
+163 28
Найдите лошадь..... головоломка

Найдите лошадь..... головоломка

7 мар, 04:00
+159 292
15 загадок с подвохом

15 загадок с подвохом

31 май, 02:01
+156 78
Почему русская военная техни…

Почему русская военная техника называется так, как она называется?

9 май, 03:00
+152 48
Уникальный вертолет «Чёрная акула»

Уникальный вертолет «Чёрная акула»

8 май, 06:02
+151 36
Как советские военные с легк…

Как советские военные с легкостью вычисляли немецких шпионов под Ленинградом

8 май, 06:02
+149 157
Подвиг Зины Портновой

Подвиг Зины Портновой

9 май, 04:01
+148 60
Что нужно знать о Черном море

Что нужно знать о Черном море

9 май, 02:01
+144 46
Вечный двигатель, которому 2…

Вечный двигатель, которому 25 тысяч лет: почему его исследования подавляются?

9 май, 02:01
+138 149
РАПОРТ АКУШЕРКИ ИЗ ОСВЕНЦИМА.

РАПОРТ АКУШЕРКИ ИЗ ОСВЕНЦИМА.

11 май, 03:00
+135 25
Военные хитрости для мужчин

Военные хитрости для мужчин

9 май, 03:02
+134 34
Читать

Последние комментарии

Дмитрий Подшивалов
Дмитрий Бакланов
Геннадий Кирьянов
Тут появилась такая  милая подстилка сталинско-лагерная!
Геннадий Кирьянов Интересные факты о Сталине.
Читать

Поиск по блогу

Люди

8980 пользователям нравится сайт knowledgeblog.ru