Иван Р предлагает Вам запомнить сайт «Быть умным - это модно»
Вы хотите запомнить сайт «Быть умным - это модно»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Основная статья: Народ

Колбяги: что нужно знать о самом таинственном народе Древней Руси

В Древней Руси было немало народов, которые со временем исчезли, растворившись в других этносах: чудь, меря, чухонь, весь и т.п. Загадочное племя колбягов стоит особняком в этом ряду, поскольку некоторые исследователи считают, что это даже не народ, а некая социальная группа, существовавшая на северо-западе нашей страны в XI-XII веках. И все же о них упоминается в нескольких памятниках древней письменности, а ряд археологов полагают, что именно колбяги создали приладожскую курганную культуру.

Кто они такие?

Историки, этнографы и лингвисты сломали немало копий в спорах о происхождении и быте колбягов. Например, известный немецкий языковед Макс Фасмер (1886-1962 гг.) высказал мнение, что этноним «колбяги» – это производное от древнескандинавского слова kylfingar. Причем kylfa означает «дубина, кол или разновидность копья». В таком случае выходит, что речь идет о неких людях с дубинами – воинах или бандитах.

Первый из известных историкам законодательных кодексов нашей страны – датированная XI веком «Русская Правда» – содержит несколько любопытных фактов о колбягах, которые упоминаются там наравне с варягами. В частности, говорится, что за укрывательство беглых холопов представители этих двух народов должны выплатить штраф в размере трех гривен в пользу господина, которому принадлежат скрывающиеся люди. Данная мера, очевидно, должна была пресечь побеги челяди, пытавшейся спрятаться среди живших вольно варягов и колбягов, присоединившись к ним. В дополнении к статье «О муже кроваве», которое было внесено в «Русскую Правду» в середине XII века, упоминаются колбяги-язычники, которые «крещения не имея», как и варяги.

Сведения об этом загадочном племени можно найти не только в древнерусских памятниках письменности. В исландском народном сказании XIV века «Сага об Эгиле», содержащем описание похода Торольва Квельдульвссона на территорию Финнмарка (область на севере Норвегии), повествуется о том, что колбяги (kylfingar) плохо обращались с местными жителями, обложив их данью, а скандинавский герой истребил всех отрицательных персонажей, завоевав себе воинскую славу.

Насколько можно верить таким легендам – вопрос спорный. Однако напрашивается вывод, что колбяги были сильным племенем, ведь иначе жители соседних территорий просто не стали бы платить им дань. К тому же в скандинавской саге земля, на которой жили поверженные героем представители племени kylfingar, названа царством Гардарик, а так викинги часто именовали Русь.

След колбягов можно встретить и в документах Византийской империи. При перечислении отрядов, нанятых на военную службу, они указаны вместе с варягами и другими «лихими людьми», готовыми за деньги сражаться на стороне Константинополя.

Происхождение колбягов, живших на севере Руси, вызывает жаркие споры. Одни ученые считают, что этот народ возник в результате смешения и ассимиляции различных финно-угорских и скандинавских племен, другие причисляют колбягов к братьям-славянам. Есть и оригинальные версии об их тюркском или литовском происхождении.


Финно-скандинавская версия

Наиболее авторитетным экспертом в данной области весь научный мир признает отечественного археолога Дмитрия Мачинского (1937-2012 гг.). Посвятив немало времени изучению колбягов, исследователь пришел к выводу, что они представляли собой этносоциальную группу, состоявшую из потомков приладожских финнов, пришлых скандинавов, а также различных неславянских племен Русского Севера, таких как водь, чудь и чухонь. По мнению Д.А. Мачинского, эти люди жили в новгородских землях и занимались различными промыслами, охотой, сельским хозяйством, торговлей, а также ратной службой в войсках Византии и Древней Руси. Именно они создали так называемую приладожскую курганную культуру.

Дело в том, что на территории северо-западного региона нашей страны археологи обнаружили немало захоронений, сочетающих в себе скандинавские и финно-угорские элементы погребальных обрядов. Ученые полагают, что эти курганы соорудили именно колбяги. Как выяснили историки, на побережье Ладоги издавна обитали норманны и местные финно-угорские народы, затем туда пришли скандинавы, наладившие торговлю пушниной и другими товарами с племенем саамов, мерянами и весью. Со временем потомки всех этих людей и стали именоваться колбягами.

В курганах приладожской культуры ученые находят много оружия и украшений, характерных для скандинавских захоронений. Мечи, боевые топоры, копья и доспехи сопровождали в загробной жизни мужчин, женщин же погребали вместе с браслетами, бусами, зооморфными пряжками и подвесками. Такие курганы возводили наподобие домов, в них помещали кухонную утварь, предметы быта: котлы, сковороды, очажные лопаты, керамические сосуды и т.п. Часто вместе со знатными покойниками закапывали и клады, состоящие из драгоценных камней, золотых и серебряных монет.

Археологи думают, что центральным поселением колбягов был город Алаборг, о котором говорится в скандинавских сагах о Хрольве Пешеходе и Хальвдане Эйстейнссоне. Он располагался, по мнению ученых, на берегу реки Сясь возле деревни Городище. Существование Алаборга датируется 750-920 годами. Вероятно, затем колбяги перебрались в район притоков Вихмеси и Сязнеги.


Славянская версия

Одним из виднейших сторонников славянского происхождения колбягов был известный российский историк Василий Татищев (1686-1750 гг.), который считал их жителями Колобжега – одного из поморских городов. Некоторые специалисты признают колбягов, которых скандинавы называли людьми с дубинами и кольями, социальной группой славян Русского Севера. Они могли быть эдакими представителями местной вольницы, подобными казакам. Свободные люди, не признававшие власть ни официального Новгорода, ни стольного Киева и жившие на побережье Ладоги вместе с финно-угорскими племенами. Они вполне могли совершать набеги на соседей, поэтому в саге об Эгиле Скаллагримссоне колбяги выступают как враги, поверженные доблестным викингом. Да и записаться в армию Византии в качестве наемников, чтобы получать деньги за ратное мастерство – чем не заработок для вольных людей Русского Севера?

Данная версия легко объясняет внезапное и полное исчезновение колбягов, о которых в источниках XIII века уже нет никаких упоминаний. Просто укрепившаяся к тому времени власть Новгородской республики прикрыла эту вольницу. А сами колбяги вынуждены были перейти на службу или работу в местных артелях.

Почему тогда «Русская Правда» причисляет колбягов к чужакам, подобным варягам? Вероятно, потому, что они жили обособленно от представителей племени русов, сохраняя языческую веру, обычаи и традиции.

Кем же были загадочные колбяги? Это один из вопросов, на которые ученые еще ищут ответы.


28 янв, 03:30
0 0

Почему русские так и не смогли покорить чукчей

Во время освоения Сибири и земель Крайнего Севера в XVII веке Семен Дежнев основал Анадырский острог (1652 год). Но чукчи не согласились мирно «отдать» свои земли, они же воины. Учитывая природный снобизм чукчей, то договориться о мирном присоединении земель не получилось. К тому же русские пришельцы потребовали дань, и это чукчи восприняли как страшно оскорбление. Ясак платить отказались.
Почти век спустя, в 1727 году, был отправлен отряд из 400 человек во главе с Шестаковым, «для мирного налаживания» контактов с чукчами. Но чукчи снова показали свой крутой нрав, поэтому приказ поменяли на полное истребление этого воинственного народа.
В 1730 году отряд Шестакова был разгромлен, Шестакову отрубили голову. Узнав об этом, в 1742 году Сенат отдал приказ искоренить чукчей. 5 лет готовились к походу, и в 1747 году отряд во главе с Павлуцким отправили воевать с чукчами. Чукчи нанесли упреждающий удар, Анадырский острог смели, русских убили. К тому времени стало понятно, что силой чукчей не возьмешь, и Екатерина II отдала приказ «умаслить» чукчей золотом, льготными условия налогообложения, самоуправления и другие привилегии, только бы они согласились войти в состав Российской империи (иначе Чукотка могла стать землей французов). В своде законов Российской империи 19 века отмечалось, что «чукчи – народ не вполне покоренный», который платить дань «количеством и качеством, который сами пожелают»
Полностью военные конфликты с чукчами прекратились только в 1920-х годах, при Советской власти. Но все равно полностью контролировать чукчей не удавалось. Примечательна история о войне чукчей с эскимосами, потому что чукчи – народ СССР, а эскимосы формально граждане США. Сталин для урегулирования конфликта не стал угрожать чукчам репрессиям, а подобно Екатерине II, «успокоил» чукчей подарками. Международного конфликта удалось избежать.

24 янв, 03:01
-10 6

Что случилось с айнами в России

Загадочный народ айнов жил на территории Дальнего Востока с незапамятных времен, сохранился их жизненный уклад и с приходом русских. Все начало меняться в конце XIX столетия после обострения отношений между Россией и Японией.

Бородатые люди

Айны (или айну) буквально означает «человек». Исконный ареал их расселения – юг Камчатки, Курилы, Сахалин, низовья Амура, а также Японские острова. По предположению ученых, первые айны появились здесь примерно 15 тысяч лет назад, однако неизвестно откуда они пришли.

Европейцы, впервые столкнувшиеся с айнами в XVII столетии, были поражены их внешностью: светлолицые, с европейским разрезом глаз, густой бородой и усами (у мужчин) – они разительно отличались от соседних народов монголоидного типа.

Традиционными занятиями айнов всегда являлись охота и рыболовство. В качестве оружия они преимущественно использовали короткий меч, ножи и лук, нередко с отравленными стрелами.

Существуют две гипотезы миграции айнов. Первая гласит, что айны пришли на Дальний Восток из Северной Сибири, вторая указывает на южные острова Тихого океана как на прародину айнов.

Последняя версия кажется более правдоподобной, так как у айнов наблюдается некоторая близость к аборигенам Австралии и Полинезии: строение лица и носа, спиральный орнамент на одежде, набедренные повязки как у экваториальных племен, лук сходный с оружием полинезийцев.

Популярная версия о родстве айнов с европейцами, в частности, с кавкасиоидной расой, не подтвердилась. Результаты ДНК анализа никакого генетического сходства между айнами и индоевропейцами не выявили.

Приблизительно с 500 года до н. э. с Японских островов айнов начали теснить пришельцы монголоидного типа – предки современных японцев. Однако воинственные хоть и малочисленные айны долгое время не позволяли чужакам согнать себя с обжитых мест. Но из-за усилившегося притока завоевателей им все же пришлось сконцентрироваться на территориях Хоккайдо, Курил и Сахалина.

Знакомство

Впервые русские первопроходцы встретились с айнами в конце XVII столетия на Камчатке. С амурскими и северокурильскими айнами отношения установились лишь в XVIII веке. Айны сразу признали в русских друзей, к середине XVIII столетия около полутора тысяч представителей этого этноса приняли российское подданство.

Любопытно, когда японцы впервые вышли на контакт с русскими они с трудом их отличали от айнов, хотя сами русские отчетливо видели разницу: для них айны были более смуглыми, волосатыми и темноглазыми чем они сами. В описании первых русских исследователей айны оказались больше похоже на цыган.

Иван Крузенштерн писал так: «Народ айну – кроткий, скромный, доверчивый, вежливый, уважающий собственность... бескорыстие, откровенность – их обычные качества. Они правдивы и не терпят обмана».

К сожалению, айны все чаще стали подвергаться со стороны русских эксплуатации и притеснению. Даже российские ученые признавали, что положение айнов на японском Хоккайдо было куда лучше, чем на принадлежащих России Курилах. Уже в середине XIX столетия российские айны мало-помалу начинают переселение на японские территории.

Работавший на Дальнем Востоке врач Добротворский отмечал, что «в середине XIX века на Южном Сахалине у бухты Буссе было 8 больших поселений айнов, по 200 человек в каждом минимум. Через 25 лет не осталось ни одного села».

Мореплаватель Иван Крузенштерн, писатель Антон Чехов и ссыльный польский этнограф Бронислав Пилсудский как-то пытались отстаивать права айнов, однако их голоса в защиту малого народа никто не услышал.

Исход

Когда по условиям Санкт-Петербургского договора 1875 года («об обмене территориями») Курилы отошли Японии, вместе с островами в страну Восходящего солнца автоматически переместились все курильские поселения айнов. Только 83 представителя этого этноса пожелали остаться в Российской империи. Они об этом сообщили 18 сентября 1877 года по прибытии в Петропавловск-Камчатский.

Царское правительство предложило оставшимся айнам переселиться в резервацию на Командорские острова, на что они ответили отказом. Четыре месяца брели айны пешком, пока не дошли до камчадальской деревни Явино, где и решили обосноваться. Позднее рядом вырос еще один поселок айнов – Голыгино. Проведенная здесь в 1897 году перепись констатировала, что в Голыгино проживает 57 представителей айнов, в Явино – 33.

После поражения России в русско-японской войне 1904-1905 годов положение российских айнов стало еще хуже. По сути, они были брошены на произвол судьбы. Всем оставшимся айнам было предложено отправиться в Японию. В итоге Россию покинуло свыше 90% представителей этой народности.

В советское время к айнам относились не лучше. В частности, новые власти уничтожили Голыгино и Явино, отправив всех жителей в селение Запорожье Усть-Большерецкого района Камчатского края. Со временем эти группы ассимилировались с камчадалами.

Многим другим айнам повезло еще меньше. В 1930-е людей с айнскими фамилиями ссылали в ГУЛАГ – их власти почему-то считали японцами. Айны стали поголовно менять свои фамилии на русские. В 1979 году этноним «айны» был вычеркнут из списка этнических групп СССР: народ был признан вымершим.

Тем не менее, айны выжили. По итогам переписи населения 2010 года айнами себя признали 109 человек, из них 94 на Камчатке. Однако, по заявлению этнологов, чистокровных айнов в России фактически не осталось.

Но они сохранились в Японии. По официальным данным, на Японских островах их около 25 000 человек. Практически все они заняты в сфере туризма – обслуживают и развлекают жаждущих экзотики туристов.

В 2008 году парламент Японии признал айнов национальным меньшинством. Теперь японские власти проводят специальные мероприятия, направленные на поддержку малого этноса. Сегодня в материальном плане жизнь айнов практически ничем не отличается от жизни коренных японцев.




24 дек 17, 05:30
-1 3

Алтайцы - прародители тюрков, которые и сегодня кормят огонь и завязывают ленты на деревья

Алтайцы и сегодня живут в гармонии с природой. Хотя их мало, но до сих пор они бережно хранят свой мир, в котором камни, деревья и реки живые, и к ним нужно относиться с должным уважением. Любое обращение к высшим духам - посыл любви всему живому. 

Южные и Северные алтайцы

Согласно данным всероссийской переписи населения 2010 годf, на территории страны живут более 74 тысяч алтайцев. Все они разделяются на две большие этнографические группы - южные и северные алтайцы. 



Алтайцы в национальных костюмах

К первым относятся алтай-кижи, общающиеся на южноалтайском (ойротском) языке. Они делятся на телеутов, телесов, теленгитов. Их северные сородичи говорят на северноалтайском языке, в эту группу входят тубалары, челканцы, кумандинцы. Деление на племена оказало влияние на быт, культуру, общение, язык алтайцев, но все же они имеют много схожего. 

Их единое самоназвание - алтай-кижи - свидетельствует о сильной связи с природой Алтая. Они постоянно повторяют, что «их Бог - камень, дерево, природа, Алтай». Особенность этого народа в том, что весь их быт, культура, традиции пропитаны искренней любовью и глубоким уважением к родной земле.



Алтайские мужчины


Аланчик, айлу и берестяная юрта - жилища жителей Алтая

Изначально поселения алтайцев представляли собой небольшие поселки. Жилища стояли разрозненно, расположившись в основном на берегах рек. Южные алтайцы жили в войлочно-решеточных юртах. Популярными были у них жилища, напоминавшие по виду чум, покрытые сверху берестой и лиственной корой. Их называли аланчиками. 



Национальное жилище алтайцев

У северных народов было распространено айлу (аил) - жилище квадратной формы, построенное из бревен, деревянных досок, длинных жердей.



Аил
Центром домов неизменно являлся очаг. Со временем стали появляться многоугольные юрты из бревен. Развитие хозяйства и соседство с русскими привели к переменам в строительстве жилья - дома стали в основной массе бревенчатыми, появился пол, окна, печь. Состоятельные алтайцы стали строить рядом с жилищем помещения для скота, так стали появляться усадьбы, которые испокон веков не были знакомы этому народу. 

Современные алтайцы отдают предпочтение обычным, комфортным для проживания домам. Но и сейчас в деревенских дворах можно увидеть традиционные алтайские жилища. Часть из них используются в качестве беседок или летних кухонь. А некоторые хранятся как экспонаты, позволяя демонстрировать потомкам национальные типы строений.


Классовое расслоение и скрытая эксплуатация

В начале ХХ века у алтайцев четко выделялось классовое расслоение. Формально земля и угодья были собственностью общины, но на самом деле все обстояло немного иначе. Рядовые члены общества, имеющие небольшое количество скота, получали в пользование меньшую по размерам, неплодородную часть общей земли. А самые лучшие участки доставались тем, кто побогаче - башлыкам, зайсанам, кулакам-баям. Простые общинники были прикреплены к более состоятельным семьям, которые и представляли их интересы перед властной верхушкой. А те, кто вообще не имел скота и хозяйства, являлись домашними рабами в состоятельных семьях. 



Алтайский пастух

Скотоводство стало косвенной причиной и еще одного явления в межличностных отношениях алтайцев - скрытой эксплуатации. Богатые отдавали свой скот в пользование бедным, которые могли пользоваться, например, молоком от скота, но при этом обязаны были следить за ним, кормить и пасти, а потом с приплодом по первому требованию возвращать хозяину. Кроме того, бедняки часто выполняли разнообразные работы за богатых - косили сено, собирали урожай - это называлось «полыш» (помощь). Только после середины XIX века у алтайцев стали появляться категории наемных рабочих. 


Особенности быта

У южных алтайцев было популярно кочевое и полукочевое скотоводство. Представители северной группы в основном занимались охотой и лесными промыслами. И те, и другие развивали земледелие, объемы которого год от года увеличивались. Для обработки земель использовались соха - андазын (в степях), мотыга - абыл (на горных участках). В скотоводстве помимо привычного пастбищного типа алтайцы стали практиковать в начале ХХ века зимнюю подкормку, готовя для этого сено и создавая специальные помещения для скота. Охотились алтайцы на зверей пушных, чаще всего на белку. Использовали они ружья, капканы, ловушки. Среди домашних ремесел популярны кузнецкое дело и ткацкое мастерство.



Алтайский охотник.

Традиционной пищей для алтайцев является мясо и молочная продукция. Последняя употреблялась в разных формах - различные виды сыров, кумыс, айран. Множество створоженных блюд, напоминающих брынзу, являются неотъемлемой частью стола. 



Кумыс

И по сей день эти продукты остаются основой традиционной кухни алтайцев. Ее отличительной чертой является отсутствие перца и других острых приправ. В современных семьях любимым блюдом остается отварной мясо, которое выкладывается на большое блюдо и ставится в центр стола. Запивают его мясным бульоном, в который при варке добавляются только соль и лук. Популярны у алтайцев шашлыки, домашняя кровяная колбаса. Деликатесным национальным блюдом является фаршированная селезенка. К столу современные алтайцы всегда подают колобки из пресного теста, которые готовятся на мясном бульоне. 



Мясное блюдо


Духовная культура и многообразие религий

Традиционной верой алтайцев, берущей истоки в древности, считается шаманизм. В начале ХХ века среди алтайцев стал распространяться бурханизм - некое соединение шаманизма с ламаизмом.



Алтайский шаман./Фото: molodoybryansk.ru



Алтайцы считали, что миром управляет множество духов - добрых и злых. Их предводители - создатель мира добрый Ульгень и злобный подземный властитель Эрлик. Для них обоих проводились обряды жертвоприношения, главным действующим лицом которых были породистые и мощные лошади. 

Большое значение в культуре алтайцев придается общественным молениям - они обращаются с молитвами к небу, земле, деревьям, особую роль играет священное дерево - береза. Одна из особенностей духовной культуры, которая и по сей день проявляется во многих семьях - культ тесей. Суть его в том, что у каждого рода имеется свой покровитель. Ему молятся в сложные времена, благодарят за хороший урожай, пополнение в семье, просят о здоровье и благополучии. 


Традиции и праздники

Главный божественный символ алтайцев - хозяин Алтая. Они представляют его как старика, облаченного в белые одежды. Из поколения в поколение передаются легенды о нем. 

Одна из самых интересных традиций - привязывание ленты на дерево, как знак поклонения великому Алтаю. И по сей день старожилы рассказывают о требованиях, которые должен соблюдать человек, желающий совершить этот обряд. Причем, условия эти адресованы как напрямую к человеку, так и к виду ленты и дерева. Например, ленту запрещено вешать на ель или сосну, она должна быть определенного размера, а ее цвет - символизировать определенное природное явление. Вешая такую ленту, человек должен обратиться к природе с пожеланием мира, здоровья и благополучия всем родным и близким. 



Традиция повязывать ленты./Фото: myrussianland.ru



Алтайцы верят, что у всего есть свой дух - у огня, гор, воды. Поэтому эти природные явления они не просто используют по прямому назначению. И сейчас можно увидеть, как после приготовления пищи хозяйка бросает в огонь куску мяса или выпечку - таким образом она кормит очаг, благодарит его за тепло и пищу. У них не принято плевать в огонь или сжигать мусор - это большой грех. 



Хозяйка кормит огонь./Фото: media.nazaccent.ru



У алтайцев 4 главных праздника, которые они чтят - всенародный фестиваль национальный культуры Эл-Ойтын, для участия в котором обязательно наличие национального костюма; «белый праздник» Чага-Байрам, по смыслу схожий с нашим новым годом; языческий праздник Дьылгаяк, напоминающий православную масленицу и соревнования для кайчи - Курултай сказителей, на котором мужчины выявляют лучшего в горловом пении. 



Курултай сказителей.



23 дек 17, 05:30
+6 3

Зачем одни народы спаивали другие народы

Алкоголь и наркотики затуманивают разум, лишают воли и в конечном счёте приводят к зависимости. И колонисты всегда с успехом пользовались этими средствами, чтобы эксплуатировать покорённые народы.

Русские – народы севера

Наблюдая сегодня за представителями малых народов русского севера, нельзя не заметить у многих из них патологическую зависимость от спиртного. Как известно, у народов сервера, принадлежащих к монголоидной расе, чрезвычайно низок в организме уровень фермента алкогольдегидрогеназы, который расщепляет алкоголь и не позволяет эритроцитам склеиваться друг с другом под действием этанола. Они не просто быстро привыкают к спиртному, алкоголь для них – настоящий яд.
Подсадили ли их на алкогольную иглу, или они пристрастились сами, однозначно сказать сложно. Тем не менее «заслуга» русских первопроходцев в этом есть. Существует мнение, что отправляясь на Север и в Сибирь на промыслы, русские купцы везли туда «огненную воду», чтобы спаивать аборигенов, а в взамен получать пушнину и другие ценные товары.

Чукотский писатель Юрия Рытхэу отмечал, что на севере люди испытывают недостаток солнечного тепла, и поэтому их организм быстрее привыкает к алкоголю и табаку. По мнению писателя, этим и пользовались «нечистые на руку русские купцы», которые «поили чукчей и за бесценок скупали у них меха».
Мало что изменилось и в советское время. Чукчей насильственно приучали к цивилизации: селили в дома с водяным отоплением, туалетом и телевизором. Однако обратно в тундру на выгон оленей их, вкусивших комфорт, было уже не заманить. Так они постепенно и превращались в поселковых пьяниц, пояснял Рытхэу.
В лихие девяностые в Сибирь потянулись бизнесмены, которые действовали по отлаженному сценарию: за определенное количество бутылок водки они получали доступ к землям, предположительно богатым месторождениями.
По этому поводу высказывался известный художник Серей Бочаров, который обвинил «нефтяные компании олигархов» в том, что они используют в своих интересах земли хантов, манси и других северных народов. «Эти новые колонизаторы спаивают коренное население, да ещё и хвастают. Хищники между тем захватывают землю и корчуют лес», – досадовал художник.
В газете «Трудовая Россия» за 2003 год сообщалось, что если в советское время продолжительность жизни хантов, манси и других народов Севера поднялась до 52 лет, то теперь она снизилась до 31 года. И главный виновник этого – спиртное.
А вот точка зрения нашего современника и очевидца, он во всем винит СССР: «Проезжали деревни ненцев на Обской губе. Удручающее зрелище, если бы они спивались такими темпами с XIX века – давно бы все вымерли. Реальный удар по ним нанесла советская власть, выдернув их из собственного мира».


Американцы – индейцев

Колониальная политика европейцев в Северной Америке была ничем не лучше, чем действия конкистадоров в Южной. Помимо физического уничтожения коренного населения и сгона его в резервации янки регулярно прибегали к проверенному средству - спаиванию местных жителей. Особенно последовательными их действия стали после обретения Соединенными Штатами независимости.
Общую цифру индейцев, уничтоженных на территории США, назвать крайне затруднительно. Однако ряд историков и представителей индейских организаций утверждают, что от геноцида в США погибло несколько миллионов коренных жителей, что составило более половины от их общей численности.
Согласно исследованиям авторитетного специалиста Рассела Торнтона, до прихода европейцев на территориях Северной Америки проживали около 15 миллионов аборигенов, к началу XX века их осталось не более 200 тысяч. И немалую роль в этом сыграла политика спаивания индейцев.


Французский колонист Жак Картье в середине XVI столетия первым решил выменивать у американских индейцев меха на дешевое виски. С него началась печальная история истребления коренного населения Америки с помощью спиртного. Так, в книге «История Северо-Западной Кампании: первый опыт большого бизнеса» сообщается, что колонизаторы держали под жестким контролем многочисленные группы индейцев, сделав их зависимыми от алкоголя. У индейцев, как и многих народов русского севера, крайне низкий уровень содержания алкогольдегидрогеназы, что очень быстро превращает их в пьяниц.
К примеру, сохранился документ, согласно которому в 1623 году англичане отравили вином примерно 200 человек племени пауатан и еще 50 добили холодным оружием. В других документах неоднократно можно было встретить жалобы индейских вождей на то, что их спаивают ромом.
В мемуарах вождя индейского племени тетон дакота оглалла Мато Нажина читаем: «Вместе с белыми пришли и неизменные спутники – торговцы вином, которые стали продавать виски, чтобы лишить нас рассудка. Когда индейцы пили это зелье, им мерещились разные видения и снились кошмары».
Несмотря на то что в 1832 году власти США установили запрет на спаивание индейцев, подобная проблема актуальна и по сей день. Если индейцы и не погибают от алкоголя в короткие сроки, то они перестают быть полноценными членами сообщества: спиртное делает их неспособными мыслить, трудиться, воспроизводить здоровое или вообще какое-либо потомство. Такой народ рано или поздно обречен на полное вымирание.
Любопытный случай произошел в феврале 2012 года в штате Небраска. Индейцы подали в суд на пивоваров за спаивание резервации. Истцы требовали 500 миллионов долларов в качестве компенсации расходов на лечение и реабилитацию. Представители племени утверждали, что пивовары умышленно, ради собственной выгоды усугубляют проблемы с алкоголем, которые существуют у местных индейцев.
В иске также сообщалось, что один из четырех детей в резервации рождается с пороками развития плода, спровоцированными алкоголизмом родителей. Стоит отметить, что средняя продолжительность жизни местных индейцев составляет всего 48 лет.

Британцы – китайцев

В первой половине XIX века крупнейшим на планете 300-миллионным народом Китая правила маньчжурская династия Цин. Ослаблением одного из древнейших в мире государств не могли не воспользоваться искушенные в колониальной политике европейские державы. В авангарде, как и всегда, оказались англичане.
Не имея сил и материальных ресурсов для оккупации такой огромной страны, Британия предпочла экономические методы эксплуатации ее населения. Схема была простой и эффективной. Британская Ост-Индская компания (БОИК), работавшая на азиатском рынке более 200 лет, монополизировала промышленное производство опия в Бенгалии. А затем задалась целью через вновь созданную «Китайскую внутреннюю миссию» с помощью пропаганды курения опиума пристрастить к наркотику китайских крестьян. Так, с минимальными затратами средств и времени был организован обширный рынок сбыта для опиума. Официальным бизнесом БОИК была торговля чаем, однако она не давала и одного процента от тех средств, которые поступали по каналам наркотрафика. Только с 1830 по 1837 год английский экспорт опиума в Китай возрос с 2000 ящиков (весом около 60 кг каждый) до 39 000. О подобных масштабах современные наркокартели могут только мечтать. От опиумной торговли выиграла также Индия, находившаяся под протекторатом Британии, - на счету опиума было 13 процентов от общих доходов страны.


Наркоторговля в Китае вытесняла торговлю другими товарами, утечка серебра расстроила финансы и истощила казну Цинской империи, миллионы китайцев, от простых кули до принцев всех 12 рангов были вовлечены в этот пагубный для населения бизнес.
Ситуация с наркоторговлей имела для страны катастрофические последствия. К середине XX века в Китае, раздираемом непрерывными междоусобицами, под опиум было отведено по меньшей мере миллион гектаров, а официальное число наркоманов составляло 20 миллионов человек. Однако британский дурман вскоре утратил свое влияние в Поднебесной, получив удар от коммунистического режима.
В конце XIX столетия опыт подсаживания на опиум британцы перенесли в другие страны азиатского региона. Так, в Иране к 1914 году количество опиумных курильщиков приближалось к 10% от всего населения страны. В неменьшей степени опиумом были отравлены и другие английские колонии – Пакистан, Афганистан и Бирма.


22 дек 17, 03:30
0 0

Какие народы дают детям алкоголь с раннего возраста

Пьянство, несомненно, является пороком, который по праву порицается обществом. Что уж говорить о том, чтобы давать алкоголь детям? Однако представители некоторых народов именно так и поступают. Кто эти люди? И зачем они это делают?

Молдоване: это не алкоголь, а сок!

По данным Всемирной организации здравоохранения, одной из самых пьющих стран в мире является Молдавия. На душу населения там приходится более 17 литров спирта. В основном молдаване употребляют водку и изготовленное в домашних условиях вино. Практически каждая семья делает для собственных нужд около 2 тысяч литров вина в год.
С недавнего времени вино в Молдавии исключили из списка алкогольных напитков. Теперь это просто пищевой продукт. Хотя, стоит отметить, что молдаване так считали всегда. Молдавские родители дают своим детям вино, начиная с первых лет жизни. В основном детей потчуют мустом – молодым виноградным вином, которое для большинства жителей Молдавии является ничем иным, как обычным соком. Поэтому муст пьют, как воду, просто для того, чтобы утолить жажду.



Грузины: напиток Богов

В Грузии к алкогольным напиткам всегда относились уважительно, так как жители этой страны считают, что вино является подарком Бога, а не результатом деятельности человека. Наверное, именно поэтому до сих пор застолье у грузин – это место перемирия. Там, где распивают вино, не принято появляться с оружием: оно может осквернить напиток Богов. Так же, как и молдоване, грузины предпочитают изготавливать вино в домашних условиях.
В грузинских семьях вино дают детям с полугода. Конечно, дети употребляют этот напиток в очень маленьких дозах. Грузины объясняют свои действия стремлением предупредить алкоголизм у своих отпрысков. Кстати, американские ученые из университета здравоохранения подтвердили эту грузинскую гипотезу. В эксперименте принимали участие 160 итальянцев, которые в детстве всегда выпивали немного вина во время семейных трапез. Оказалось, что такая культура потребления действительно снижает риск злоупотребления алкоголем в будущем.


Цыгане: главное – контроль!

Для цыган застолье – это целый культ. Поэтому цыганский стол, так же, как и грузинский, всегда ломится от яств. Цыгане чувствуют свою норму, и никто не обидится, если после очередного тоста кто-то из гостей только пригубит рюмку. Напротив, напиться в хлам считается в таборе большим стыдом. Цыгане не уважают людей, которые не умеют себя контролировать. На свадьбах или больших праздниках всегда дежурят как минимум два человека, которые следят за порядком.
Вино цыгане используют в различных магических обрядах. Например, настои трав смешивают с вином и водой. Если жена никак не может забеременеть, оба супруга выпивают эту смесь из одного стакана перед сном. Ритуал повторяют трое суток.
Современные цыганки больше предпочитают коньяк, а их мужья – водку. Бытует мнение, что цыганские матери зачастую дают алкоголь и своим детям для того, чтобы те лучше спали.


24 ноя 17, 05:30
0 0

Какие народы являются предками современных украинцев

С учетом современных военно-политических событий, происходящих на Украине, тема происхождения украинской нации, ее первородства, приобретает особую остроту. Историки незалежной ратуют за то, что украинский этнос едва ли не прародитель всех славян. Их оппоненты выдвигают контраргументы.

Минусы автохонной теории

Апологеты местечковой, территориальной, точки зрения происхождения украинского этноса, как считают специалисты в области этнографии, ошибаются в главном: более чем тысячелетняя история пребывания славянских племен, ареал обитания которых простирался от Дона до Карпат, насчитывает массу принципиально важных событий, накладывающих свой отпечаток на формирование территориальной этнографической картины.

Автохонность подразумевает создание отдельного этноса на конкретной территории, где на протяжении веков обитает то или иное племя. Однако славян сотни лет беспрестанного атаковали сарматы, гунны, готы, печенеги, половцы и татары. Этнический облик славянских племен в результате такого рода набегов каждый раз менялся. Монголы в XIII веке опустошали в Приднепровье славянские поселения на сотни верст в округе, убивая и уводя в полон большую часть жителей. Об этом, в частности, пишет очевидец тех событий францисканец Карпини.

Самостийность славян еще долго оставалась для них мечтой – побывав под ногайцами, затем испытав власть литовского княжества, а впоследствии и Речи Посполитой, древнерусский этнос сделал решительную попытку восстановить национальную идентичность только в XVII веке. Как известно, окончилось все это гетманщиной – южнорусской автономией под управлением казаков.



Не украинцы, но русины

С научной точки зрения - древние летописи это подтверждают - об украинском народе как о самостоятельной этнографической единице всерьез заговорили лишь в XIX веке. Прежде же под современными украинцами подразумевали русских, русинов, малороссов и даже россиян. В XVII веке исторические документы («Протестация», написанная киевским митрополитом Иовом Борецким, переписка гетмана Богдана Хмельницкого с турецким султаном Мехмедом IV) содержат такие этнографические термины: «народу российского», « русь».

Обозначение «Малороссия» встречается в документах, адресованных второму русскому царю Алексею Михайловичу Романову (Тишайшему), также датированных XVII веком.

До XIII века включительно «украиной» именовалась окраина московских земель – «польская, сибирская украйна». Это обозначение сохранилось, в частности, в летописном изложении передвижения киевского князя Данилы Галицкого.



Украинцы – предки монголов?

Есть любопытная версия, что предками современных украинцев на самом деле были монголы. У этой гипотезы два аспекта, на которые опираются ее сторонники: этимологический и археологический. Слово «казак» имеет тюркские корни, в переводе на русский – это «разбойник», «изгой».

Сторонники версии происхождения украинцев от монголов считают, что основу будущего этноса могли заложить мятежные беглецы из Орды Чингисхана, обосновавшиеся впоследствии в степях современной Украины. Сохранились исторические свидетельства средневекового польского хрониста Яна Длугоша о набегах в XV веке на Волынь крымских татар-отщепенцев, которые именовали себя казаками.

В подтверждение версии тюркского происхождения украинского этноса предлагаются результаты археологических исследований, проведенные в Запорожье, в районе города Берестечко (ныне - Волынская область Украины). Там летом 1651 года поляки разбили объединенное войско Богдана Хмельницкого и крымского хана Ислам-Гирея. Сражение было масштабным, соответственно, археологам удалось найти и идентифицировать по определенным признакам множество останков запорожских казаков. Важная деталь: при раскопках было установлено, что ни у одного из погибших запорожцев нет нательного креста. Соответственно, христианство в Запорожской Сечи, до того как казаки в XVIII веке приняли российское подданство, судя по всему, широкого распространения не находило.


Половинная идентичность

На сегодняшний день существуют два серьезных генетических исследования, на основании которых можно строить научные гипотезы о происхождении украинцев как этноса, - разработки, проведенные Российской академией медицинских наук и Гарвардским университетом.

Выводы отечественных ученых, анализировавших мужские хромосомы и женскую ДНК, говорят о том, что украинцам по генетической схожести ближе белорусы, поляки и жители Западной России, но есть также и внутриобластные генетические различия между самими современными украинцами.

Американцы распределили украинцев на гаплогруппы. Большая часть из испытуемых (порядка 70%) относится к группе, характерной для степняков, гаплогруппа R1a чаще всего соотносима с киргизами и узбеками, наполовину – с башкирами и казанскими татарами. А, к примеру, у новгородцев, псковитян, жителей вологодского региона и архангелогородцев группа R1a встречается лишь максимум в трети случаев.


16 ноя 17, 05:00
-1 6

Какие народы оказали на русских самое большое влияние

Несмотря на самобытность и уникальность русского народа, в течение своей долгой истории он был подвержен влиянию представителей других наций и культур. Вместе с иностранцами к нам приходили новые веяния, которые до неузнаваемости меняли стиль жизни россиян.

Англичане

Российская англомания берет начало в эпоху Ивана Грозного, когда королевская экспедиция в главе с Ричардом Ченслором впервые посетила Московское государство. С этого времени в России появляются английские купцы, ювелиры, аптекари, плотники, архитекторы. «Ласкатель англичан» Борис Годунов всячески поощрял стремление своих поданных перенимать популяризуемый британцами европейский стиль жизни.

Особенно сильно разыгралась отечественная англомания в Викторианскую эпоху, когда российские аристократы пытались подражать английским джентльменам, прививая себе свойственные им безупречный вкус, нарочитую чопорность и подчеркнутую вежливость. Женщины зачитывались английскими романами и предпочитали носить элегантные платья, скроенные по лучшим образцамBritish style.

Отдельно нужно сказать об английском языке, который стал набирать популярность в России в первой трети XIX столетия с увеличением числа приглашаемых с Туманного Альбиона учителей и гувернанток. Сегодня, по заявлению социологов, около 57% россиян как минимум владеют английским языком не базовом уровне.

Англия – страна с самым качественным образованием. Неслучайно представители российских элит, как в царское, так и в постсоветское время предпочитали отдавать своих детей на обучение в британские университеты. В Англию чаще всего уезжает наиболее респектабельная и богатая часть наших соотечественников. Согласно опросу, сегодня 67 тысяч жителей Британских островов считают русский языком общения.



Немцы

Достоевский довольно категорично заявлял: «К немцу надо особенно привыкать и с непривычки его весьма трудно выносить в больших массах». Но у русских было время не только привыкнуть, но и перенять некоторые черты немецкого характера. Благодаря династическим бракам Романовых наша элита постепенно подвергалась онемечиванию. Вслед за особами знатных родов из Германии в Россию потянулись «ловцы славы и чинов», а после 1762 года тысячи немцев следуя манифесту Екатерины II, с энтузиазмом принялись осваивать русские просторы.

И вскоре немецкая размеренность и организованность дали на русской почве удивительные всходы. В российскую армию пришла немецкая муштра, в предпринимательство – практичность, в науку – система, а в быт – любовь к порядку. Но мы переняли и не совсем приятную сторону немецкого уклада – бюрократию, от перегибов которой не можем избавиться и по сей день.

Русское искусство и русская мысль XIX столетия не могут восприниматься без влияния немецкой философии, литературы, живописи и музыки. А на исходе столетия XX мы уже как обыватели восхищаемся автомобилями, спортивной одежной и бытовой техникой, изготовленными в Германии. Русскому желудку оказалась близка еда бюргеров – хлеб, картошка, колбасы и пиво, а русскому телу – культ здорового образа жизни немцев.



Французы

Мода на все французское приходит в Россию с конца XVIII века, а с начала следующего столетия французский язык для русской аристократии становится втором родным. Петербург заполняют выписанные из Парижа учителя французского языка и танцев, модистки и гувернеры. «Тело мое родилося в России, это правда; однако дух мой принадлежал короне французской», – встречаем мы такие слова в фонвизинском «Бригадире».

Золотой век русского дворянства, начавшийся при Екатерине Великой и закончившийся со смертью Александра I, совпал с эпохой расцвета Франции, что неминуемо сделало жизнь светского Парижа образцом для подражания в России: французская архитектора, мода, поэзия, живопись, балет породили в российской среде новый и устойчивый культурный пласт. Как писал мемуарист Филипп Вигель, «Скоро в самых отдалённых губерниях всякий небогатый даже помещик начал иметь своего маркиза».

Не избежала французского влияния и русская кухня. Именно французская кулинария привила ей комбинирование продуктов, измельчение ингредиентов и точные дозировки в рецептах блюд. Также французы познакомили русских с кухонной техникой: мясорубкой, шумовкой и дуршлагом. Вместе с французскими поварами в России появляются и многие французские блюда – котлеты, омлеты, лангеты и муссы. Чего только стоит салат «Оливье» и пирожное «Наполеон».


Американцы

Для влияния на русскую культуру американцам не нужно было лично приезжать в Россию. Эпоха «американицации» нашей страны совпала с раскрепощением средств массовой информации и киноиндустрии, впоследствии на помощь которым пришел интернет. Мы, не задумываясь, употребляем колу и гамбургер, носим джинсы и кроссовки, подсаживаемся на компьютерные игры и гаджеты, и даже размышляем о демократии: и все это по американскому образцу.

Первые ласточки американского образа жизни прилетели к нам в 30-е вместе с джазом, в 50-е мы увлеклись субкультурой «стиляг» и рок-н-роллом, в 70-е популярным явлением в СССР стали фарцовщики и хиппи, а в 80-е основательно и надолго к нам пришел американский кинематограф. В 90-е после падения «железного занавеса» на Россию обрушился уже ничем не сдерживаемый поток американской массовой культуры, который в обществе, зажатом в тисках социалистической системы, оказался подобен глотку пьянящей свободы.

Сегодня даже в условиях новой «холодной войны» с Соединенными Штатами и растущих антиамериканских настроений значительная часть российского общества не намерена отказываться от заокеанских идеалов. Пропаганда успеха, культ денег и манящие идеалы гламура уже вытравили из многих остатки традиционной русской ментальности. Жизнь под звездно-полосатым флагом для таких людей продолжает оставаться заветной мечтой.


13 ноя 17, 03:30
0 1

Почему евреев считают богоизбранным народом

Не одно столетие тема богоизбранности еврейского народа будоражит умы человечества. Парадоксальность в том, что евреи, признавая за собой право называться «избранными», нередко отказываются от навязываемого ярлыка. Нет единообразия на этот счет и в священных писаниях.

Противоречивая тема

Для евреев тема богоизбранности всегда была особой. Но в последнее время она стала болезненной. Представители еврейства сетуют на то, что другие народы видят в избранности доктрину превосходства и жажды мирового господства.

И действительно, краеугольным камнем многих конспирологических теорий является идея о неком мировом правительстве, состоящем из евреев, эксплуатирующем остальное население Земли и стремящемся к максимальному сокращению его численности.

Но и у рядового человека, не относящегося к иудеям или сторонникам теорий заговора, богоизбранность евреев вызывает если не раздражение, то как минимум недоумение. Раввины здесь занимают двойственную позицию: они считают, что понятие «богоизбранный народ» в его нынешнем смысле – продукт, навязанный христианской идеологией, но в тоже время признают, что избранническая миссия евреев остается в силе, так как Завет Моисея с Богом никто не отменял.

Однако и в последнем у евреев нет единства. В религиозных кругах иудаизма существует положение, что только неукоснительное следование заповедям делает евреев избранным народом, в то время как ортодоксы утверждают, что даже еврей, ведущий исключительно светский образ жизни, может считаться «избранным».



За какие заслуги?

У неискушенного в религиозных познаниях человека может возникнуть вопрос, за какие такие заслуги евреи в глазах Бога обрели привилегированное положение? Для этого нужно обратиться к религиозным текстам.

В Торе (книга Брейшит, глава 12:1-3) Бог говорит Аврааму: «Уходи из страны твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в страну, которую я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и ты будешь благословением».

Само понятие избранности еврейского народа впервые было озвучено примерно за 1300 лет до нашей эры (через 500 лет со времен Авраама) на горе Синай Моисеем, передавшим слова Бога: «Так молви Дому Яакова, и скажи сынам Израиля... Если вы будете слушаться Меня и соблюдать союз Мой, то будете Мне избранным из всех народов» (Исход, глава 19:3-6).

Согласно иудаизму между Богом и еврейским народом был заключен Завет, который можно трактовать и как благословение, и как огромную ответственность, которая возлагается на евреев. Православный публицист Сергей Худиев пишет, что Божие избрание отличается от человеческого. Если мы избираем за что-то, то для Бога – это акт чистой, свободно оказанной милости, которая не связана с какими-либо достоинствами.

Эту мысль доносит Библия, которая подчеркивает, что евреи избраны не за заслуги, а ради того, чтобы спасти все человечество. Согласно Ветхому Завету, языческие народы были не в состоянии принять воплощенного Бога, а поэтому к приходу Мессии их должен был готовить народ Израиля.

Протоирей Дмитрий Смирнов проясняет этот вопрос. Господь, по его мнению, не избирал еврейский народ. Бог избрал Авраама. В то время как многие представители рода человеческого погрязли в языческих культах поклонения целому сонму божков и божеств, Авраам был верен единому Богу – творцу всего сущего на земле. И только впоследствии избранничество было соотнесено с целым народом.



Не избрали, а назначили

При внимательном прочтении Библии можно заметить, что слово «богоизбранный» не точно передает смысл отношений Бога и еврейского народа, отраженного в священном писании. «Этот народ Я образовал для Себя», – сказано на страницах Ветхого Завета (Ис. 43,21). Получается народ не богоизбранный, а богосозданный.

Как остроумно заметил один раввин по поводу избранности своего народа: «евреи не участвовали в выборах, никто их не избирал, их просто назначили».

Апостол Павел говорит, что еврейский ветхозаветный закон – это «детоводитель по Христу» (Гал. 3,24). Это странное слово становится понятным, если установить его греческую основу. В греческом оригинале стоит слово «pedagogon», однако оно не равнозначно близкому нам слову педагог. В античном мире педагогом являлся раб, который внимательно следил за ребенком, чтобы он вовремя добирался до школы, не шалил и не тратил сил впустую.

Также и Закон Моисея, воплощать в жизнь который было доверено евреям, в своем истинном смысле не столько учит, сколько предостерегает. Не случайно среди 613 заповедей Пятикнижия 365 запретов и 248 повелений. Изначальная миссия избранничества иудеев заключалась в том, чтобы предостеречь другие народы от злоупотребления опасными верованиями.

Одним из атрибутов языческих культов, практиковавшихся в Ханаане, Финикии или Карфагене, был такой страшный обряд, как жертвоприношение младенцев, подтвержденный современной археологией. В этих обстоятельствах уже не кажутся столь ужасными приказы Иисуса Навина выжигать землю Ханаана от людей, чей религиозный разум помутился настолько, что они в жертву своему богу приносили своих же первенцев.

«Фанатизм в Библии попускается – перед лицом языческих крайностей он бывает меньшим злом, чем равнодушие», – замечает в этой связи российский богослов и философ Андрей Кураев.


Избранных больше нет?

С тех далеких времен минула не одна тысяча лет. Неужели до сих пор народ Израиля вынужден исполнять свою миссию? В новозаветную эпоху многие лишали евреев этой созидательной роли. Апостол Павел, наделяя христианство универсализмом, противопоставлял спасительное Евангелие устаревшему Закону. Христианский Святой истолковывал иудаизм как «пройденный этап», тем самым принижая теологическую значимость иудаизма в новозаветное время.

В 2010 году епископы из стран Ближнего Востока, собравшиеся на конференцию в Ватикане, приняли резолюцию, потребовавшую от Израиля прекратить использовать Библию как оправдание несправедливостей, чинимых в отношении палестинцев. «Права на "Обетованную землю" больше не являются привилегией еврейского народа. Христос отменил это право. Избранного народа больше нет», – сообщалось в резолюции Ватикана.

Для евреев такое заявление стало очередным поводом заявить, что идею богоизбранности восприняло и трансформировало христианство. Согласно концепции средневековых теологов миссия Израиля закончилась с рождением в его среде Иисуса Христа. «Израилем во плоти» теперь являлась Христианская Церковь.

Возможно, многочисленные беды, обрушившиеся на долю еврейского народа с наступлением христианской эры, и есть свидетельство того, что миссия Израиля окончена? В XIX веке русский святитель Феофан Затворник высказал свое толкование этого богословского вопроса: «Кого избрал Б-г, того будет наказывать для исправления, будет лишать милости Своей на время, но окончательно не отвергнет его».

В одном из документов Всемирного Совета Церквей протестантских общин за 1988 год сказано, что Завет между Б-гом и еврейским народом остается в силе. Антисемитизм, как и любые учения, подвергающие осуждению иудаизм, должны быть отвергнуты.



Компенсация за унижения

Вся сложность и противоречивость вопроса богоизбранничества в современном мире заключена в дилемме: догматически еврейский народ остается избранным народом Бога, но какое это должно иметь проявление в реальной жизни, кроме декларирования, никто не может объяснить.

В глазах антисемитски настроенной части общественности богоизбранность евреев выражается в их пренебрежительном и высокомерном отношении к другим народам, в привилегированном обладании правами и возможностями, которые не даны простому смертному.

Отстраняясь от антисемитской риторики, можно попытаться понять, в чем заключается особый статус современного еврейства. Известный переводчик Корана Валерия Прохорова пишет, что «после рабского существования в Египте сыны Израиля стали свободны, получили обильные земли и процветание, каждый из них являл собой как бы царя».

Этот аспект рассматривал и философ Николай Бердяев: «Есть еврейское самомнение, которое раздражает. Но оно психологически объяснимо: этот народ был унижен другими народами и он себя компенсирует сознанием избранности и своей высокой миссии».

Стремление обрести чувство собственного достоинства после многих лет лишений и унижений запечатлелось в генетической памяти еврейского народа и выразилось, в обретении защиты, в том числе, через чувство превосходства и достижение статусности, богатства.

Андрей Кураев усматривает в евреях пророческий пафос, твердящий «мы в ответе за все». Весьма часто приходится замечать, пишет Кураев, что этнический еврей, ставший православным священником, становится человеком «партии» и крайности. Он не может ограничить себя просто кругом своих приходских или монашеских обязанностей. Ему нужно «спасать Православие».



Межконфессиональный конфликт

Русский писатель Яков Лурье, объясняя еврейский феномен, отмечал, что дело здесь не в Ветхом Завете и не в национальности. «Это нечто неосязаемое и неуловимое в целом, пишет Лурье, это экстракт из всех элементов, в основе своей враждебных нравственному и социальному порядку, сложившемуся на христианских началах».

Действительно, современная идея богоизбранничества еврейства может объясняться и через конфликт с христианством. Ведь те права и обязанности избранного Богом народа, которые преподнес Израилю Моисей, христианство, по сути, применило к себе – «некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Петр. 2,10).

Один из проповедников еврейского национализма в России Сергей Лёзов антисемитизм христианства видит в том, что оно «узурпировало притязания Израиля» на исключительность его отношений с Богом. В тоже время борцы с антисемитизмом заходят дальше и требуют, чтобы христианские народы, в порядке покаяния за преступления языческого германского нацизма, усвоили взгляд на Израиль как на народ, по-прежнему в абсолютной уникальности хранящий свою богоизбранность.

Для протестантского богослова Оскара Кульмана тут есть два понимания национального мессианизма, между которыми непроходимая грань: существует ли избранный народ для того, чтобы послужить всему человечеству, или же для того, чтобы все человечество, опомнившись, послужило ему.

Завет по принуждению

В Талмуде сказано, когда еврейский народ стоял у подножия Синая, Бог объявил ему, что если он откажется признать Его, то Он велит горе засыпать весь еврейский стан своей массой, и евреи из страха, вопреки своему желанию, притворно согласились служить Иегове. Закон Моисеев потому был великой неволей для израильтян (Шаббат. 88,1).

Если бы нас потребовали на суд, говорит раввин Соломон Ярхи, и спросили, почему мы не держимся того, что сказано нам на Синае, то мы могли бы отвечать, что мы не хотим знать того, что навязано нам силою. Так стоит ли считать действительным Завет, полученный евреями по принуждению?

Богоборческие мотивы были отмечены еще во времена первых Патриархов. Не случайно Иаков при благословлении получил имя Израиль – «Борющийся с Богом». «Ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:27,28), – напутствовал его Создатель.

Тяга к свободе проявилась и в наследниках Иакова. Им было интересно все, что запрещала Тора. Так возникла Каббала – проповедовавшая магию и астрологию и отрицавшая Единого Личного Бога-Творца. В доме Израиля нашла себе место и языческая доктрина переселения душ.

Евреи создали религию самообожествления, – говорит Андрей Кураев о Каббале. Они, наконец, предались желаниям своего сердца, что запрещали им Пророки. Ушли Пророки, и ушла Благодать Божия. «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст», – обращался Христос к сынам Израиля (Мф. 23, 37).

Израиль, для которого Завет оказался тяжким бременем, предавшись соблазнам тайных знаний, во многом ушел от богоизбранности. Христианство более высоко оценивает историческую миссию Израиля, чем сам Израиль, – писал католический богослов и французский кардинал Анри де Любак. – Не ради себя существует Израиль, а ради всего человечества.

Анри де Любак сравнил евреев со старшим сыном, который в известной притче не захотел, чтобы Отец принял его младшего брата. Израиль дал миру Христа, но сам не заметил этого. В итоге, по словам богослова, когда по завершении своей провиденциальной миссии Израиль возжелал сохранить свои привилегии, он стал узурпатором.


12 ноя 17, 01:46
-1 2

Загадка происхождения «татар»

Ведущую группу татарского этноса составляют казанские татары. И сейчас мало кто сомневается в том, что их предками были булгары. Как же так случилось, что булгары стали татарами? Версии происхождения этого этнонима очень любопытны.



Тюркское происхождение этнонима

В первый раз название «татар» встречается в VIII веке в надписи на памятнике знаменитому полководцу Кюль-тегину, который был установлен во времена Второго Тюркского каганата – государства тюрков, находившегося на территории современной Монголии, но имевшего бо́льшую площадь. Надпись упоминает племенные союзы «отуз-татар» и «токуз-татар».

В X-XII веках этноним «татары» распространился в Китае, в Средней Азии и в Иране. Ученый XI века Махмуд Кашгари в своих трудах именовал «Татарской степью» пространство между Северным Китаем и Восточным Туркестаном.

Возможно, поэтому в начале XIII века так стали именовать и монголов, которые к этому времени победили татарские племена и захватили их земли.



Тюркско-персидское происхождение

Ученый антрополог Алексей Сухарев в работе «Казанские татары», опубликованной с Санкт-Петербурге в 1902 году заметил, что этноним татары происходит от тюркского слова «тат», которое означает не что иное, как горы, и слова персидского происхождения «ар» или «ир», что означает человек, мужчина, житель. Это слово встречается у многих народов: болгар, мадьяр, хазар. Встречается оно и у тюрков.



Персидское происхождение

Советская исследовательница Ольга Белозерская связывала происхождение этнонима с персидским словом «тептер» или «дэфтэр», которое трактуется как «колонист». Однако отмечают, что этноним «типтяр» более позднего происхождения. Скорее всего, он возник в XVI-XVII веках, когда так начали называть булгар, переселившихся со своих земель на Урал или в Башкирию.


Древнеперсидское происхождение

Существует гипотеза о том, что название «татары» произошло от древнеперсидского слова «тат» - так в старину называли персов. Исследователи ссылаются на ученого XI века Махмута Кашгари, который писал о том, что

«татами тюрки называют тех, кто говорит на фарси».

Однако татами тюрки называли и китайцев, и даже уйгуров. И вполне могло статься, что тат означало «чужестранец», «иноязычный». Впрочем, одно другому не противоречит. Ведь тюрки могли называть татами сначала ираноговорящих, а потом название могло распространиться и на других чужаков.
Между прочим, русское слово «тать» тоже, может быть, позаимствовано у персов.



Греческое происхождение

Все мы знаем, что у древних греков слово «тартар» означало потусторонний мир, ад. Таким образом «тартарин» был обитателем подземных глубин. Название это возникло еще до нашествия войска Батыя на Европу. Возможно, его завезли сюда путешественники и купцы, но уже тогда слово «татары» ассоциировалось у европейцев с восточными варварами.
После нашествия Бату-хана европейцы стали воспринимать их исключительно как народ, вышедший из ада и несущий ужасы войны и смерть. Людвига IX прозвали святым, потому что он молился сам и призвал свой народ молиться, чтобы избежать нашествия Батыя. Как мы помним, в это время умер хан Удэгей. Монголы повернули назад. Это уверило европейцев в их правоте.

Отныне у народов Европы татары стали обобщением всех варварских народов, живущих на востоке.

Справедливости ради надо сказать, что на некоторых старых картах Европы Татария начиналась сразу за российской границей. Империя монголов распалась в XV веке, но европейские историки вплоть до XVIII века продолжали назвать татарами все восточные народы от Волги до Китая.
Между прочим, Татарский пролив, отделяющий остров Сахалин от материка называется так, потому что на его берегах тоже жили «татары» - орочи и удэгейцы. Во всяком случае, так считал Жан Франсуа Лаперуз, который и дал название проливу.



Китайское происхождение

Некоторые ученые считают, что этноним «татары» имеет китайское происхождение. Еще в V веке на северо-востоке Монголии и Манчжурии жило племя, которое китайцы называли «та-та», «да-да» или «татан». А на некоторых диалектах китайского название звучало именно как «татар» или «тартар» из-за носового дифтонга.
Племя было воинственным и постоянно тревожило соседей. Возможно, позже название тартар распространилось и на другие народы, недружелюбные к китайцам.

Скорее всего, именно из Китая название «татары» проникло в арабские и персидские литературные источники.

Согласно преданиям, само воинственное племя было уничтожено Чингисханом. Вот что писал об этом монголовед Евгений Кычанов: «Так погибло племя татар, еще до возвышения монголов давшее свое имя в качестве нарицательного всем татаро-монгольским племенам. И когда в далеких аулах и селениях на Западе через двадцать-тридцать лет после той резни раздавались тревожные крики: «Татары!», мало было среди надвигавшихся завоевателей настоящих татар, осталось лишь грозное имя их, а сами они давно лежали в земле родного улуса» («Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир»).
Сам же Чингисхан категорически запрещал называть монголов татарами.
Кстати, есть версия, что название племени могло произойти и от тунгусского слова «та-та» - тянуть тетиву.

Тохарское происхождение

Возникновение названия могло быть связано и с народом тохары (тагары, тугары), которые жили в Средней Азии, начиная с III века до н.э.
Тохары разгромили великую Бактрию, бывшую когда-то великим государством и основали Тохаристан, который располагался на юге современных Узбекистана и Таджикистана и на севере Афганистана. С I по IV века н.э. Тохаристан входил в состав Кушанского царства, а позже распался на отдельные владения.

В начале VII века Тохаристан состоял из 27 княжеств, которые подчинялись тюркам. Скорее всего, местное население смешивалось с ними.

Все тот же Махмуд Кашгари называл огромный регион между Северным Китаем и Восточным Туркестаном Татарской степью.
Для монголов тохары были чужаками, «татарами». Возможно, через какое-то время значение слов «тохары» и «татары» слилось, и так стали называть большую группу народов. Покоренные монголами народы приняли имя родственных им чужаков-тохар.
Так этноним татары мог перейти и на волжских булгар.


9 ноя 17, 05:00
0 0
Темы с 1 по 10 | всего: 57

Последние комментарии

Josiv Mегvi
svetkolessa
А где аппетитные фото?
svetkolessa Cамые легендарные торты Cоветского Cоюза
Андрей Снисаренко
Самые обсуждаемые
15 прекрасных еврейских пословиц

15 прекрасных еврейских пословиц

  1. С деньгами не так хорошо, как без них плохо. 2. Адам — первый счастливчик, потому что не имел тёщи. 3. Если проблему можно решить за деньги, это не пр

29 ноя 14, 08:00
+29 23
Шумеры: куда исчез самый загадочный народ древности

Шумеры: куда исчез самый загадочный народ древности

На юге современного Ирака, в междуречье Тигра и Евфрата, почти 7000 лет назад поселился загадочный народ – шумеры. Они внесли весомый вклад в развитие чело

20 мар 17, 05:00
+19 15
Почему к евреям особое отношение?

Почему к евреям особое отношение?

Всё это мы знаем, но так остро написать умеет не каждый. Почти во все времена и почти у всех народов были люди, ненавидевшие евреев. Многие задаются вопрос

27 янв 16, 03:30
+10 35
Шерпы: главные тайны этого народа

Шерпы: главные тайны этого народа

Что мы знаем о шерпах? Что это те безымянные люди, которые помогают альпинистам в восхождениях на Эверест. Однако шерпы - не профессия, это народ. И наро

31 окт 17, 03:00
+10 0
У каких народов женщины самые покорные?

У каких народов женщины самые покорные?

Покорность - один из главных критериев, которым должна соответствовать идеальная жена. Этот стереотип у большинства народов складывался на протяжении мно

1 мар 17, 04:30
+9 2
Минусовые
Самые шокирующие сексуальные традиции народов мира. Слабонервным не читать...

Самые шокирующие сексуальные традиции народов мира. Слабонервным не читать...

1. У жителей Тробрианских островов одной из самых сексуальных ласк считается обгрызание ресниц партнёра. 2. В Корее считали, что лучший способ для усиления

Иван Р 27 авг 17, 02:01
-17 35
Почему русские так и не смогли покорить чукчей

Почему русские так и не смогли покорить чукчей

Во время освоения Сибири и земель Крайнего Севера в XVII веке Семен Дежнев основал Анадырский острог (1652 год). Но чукчи не согласились мирно «отдать» свои

24 янв, 03:01
-10 6
Почему евреев считают богоизбранным народом

Почему евреев считают богоизбранным народом

Не одно столетие тема богоизбранности еврейского народа будоражит умы человечества. Парадоксальность в том, что евреи, признавая за собой право называться «и

12 ноя 17, 01:46
-1 2
Что случилось с айнами в России

Что случилось с айнами в России

Загадочный народ айнов жил на территории Дальнего Востока с незапамятных времен, сохранился их жизненный уклад и с приходом русских. Все начало меняться в ко

24 дек 17, 05:30
-1 3
Какие народы являются предками современных украинцев

Какие народы являются предками современных украинцев

С учетом современных военно-политических событий, происходящих на Украине, тема происхождения украинской нации, ее первородства, приобретает особую остроту

16 ноя 17, 05:00
-1 6

Сейчас онлайн

  • Гордеева Евгения (Горская)
  • Валентина Галанова
  • Юрий
  • Karina Dok
  • fedosov andrei
  • Сергей Ернев
  • Александр Реберт
  • Дмитрий Ивлев
  • Greia86
  • Нурия Лекомцева
  • парвиз эсенов
  • Walter Muc
  • Вячеслав Пустовит Пустовит
  • ten sergius
  • Родион Уваров
Читать

Последние комментарии

Josiv Mегvi
svetkolessa
А где аппетитные фото?
svetkolessa Cамые легендарные торты Cоветского Cоюза
Андрей Снисаренко
Наталья Политова (Панова)
Валерий Степкин
Сергей Коваль
Олег Милованович
Олег Милованович
Олег Милованович
Ирина Янчак
Чтобы претендовать на престол, нужно его иметь!
Ирина Янчак Кто сегодня может претендовать на российский престол

Поиск по блогу

Фото
пока ни одного фото