Иван Р предлагает Вам запомнить сайт «Быть умным - это модно»
Вы хотите запомнить сайт «Быть умным - это модно»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Основная статья: Метро

Как еще в царской России хотели построить метро

Первая линия Московского метрополитена открылась в 1935 году, и с тех метро по праву считается одним из главных символов Москвы. В Ленинграде метро появилось на 20 лет позже - в 1955 году. Однако первые проекты подземной железной дороги в обеих российских столицах появились задолго до 1917 года.

Санкт-Петербург

Первые предложения о строительстве транспортных тоннелей в Северной столице датируются двацатыми годами XIX века. Мещанин Торгованов представил императору Александру I замысел строительства подводного тоннеля с Васильевского острова до Адмиралтейства. С подобным проектом несколько позже выступил инженер Базен. Затем инженер Ганеман разработал проект тоннеля под Невой, который должен был соединить Марсово поле и Петроградскую сторону. Тоннель должен был состоять из нескольких ярусов для транспорта, также Ганеман намеревался построить самодвижущийся тротуар для пешеходов. 

В 1889 году руководство Балтийской железной дороги вышло с предложением соединить железной дорогой, проходящей по эстакадам, Варшавский, Балтийский, Царскосельский (ныне Витебский), Московский и Финляндский вокзалы.

Еще один нереализованный замысел принадлежал инженеру фон Гартману. В 1893 году он предложил засыпать Екатерининский канал (сейчас - канал Грибоедова) и провести по его дну железнодорожную линию, которая соединила бы все питерские вокзалы.


В 1901 году был разработан самый резонансный проект метрополитена в Санкт-Петербурге. Его предложил П. И. Балинский. Вместе с американцем Вернером он создал проект железной дороги, линии которой должны были располагаться на эстакадах и соединять центр города с Васильевским островом, Охтой, Петроградской и Выборгской сторонами. Длина сети должна была составить 102 километра. Предполагалось, что поезда будут следовать каждые 2-3 минуты со скоростью 75 километров в час. Общая стоимость строительства составила бы 190 миллионов рублей. Но эту сумму городские власти сочли неподъемной, и проект был отклонен.

В 1902 году инженер Гиршзон предложил два варианта транспортной сети для Санкт-Петербурга. Первый предусматривал строительство подземной трамвайной линии под Невским проспектом, второй — устройство надземной линии, которая шла бы от Балтийского и Варшавского вокзалов до Финляндского по Измайловскому проспекту. У Юсуповского сада трамваи должны были уходить в подземный тоннель. Проект Гиршзона предполагал обустройство станций с освещением, скамейками и уборными для пассажиров.


Москва

В 1875 году инженер Василий Титов предложил проложить подземку от Курского вокзала до Марьиной рощи, через Лубянку и Трубную площадь. Были даже проведены исследования почв на предмет возможности прокладывания тоннеля, но городская Дума идею не одобрила. Не последнюю роль в этом вопросе сыграло и неодобрение Церкви: спуск под землю казался священносулжителям аналогом «сошествия в ад». 

В 1902 году инженер П. А. Балинский, незадолго до того получивший отказ в Санкт-Петербурге, совместно с Е. К. Кнорре предложили проект подземной железной дороги, которая должна была соединить Замоскворечье с Тверской заставой. Эта идея была вынесена на обсуждение в городскую Думу и вызвала большой общественный интерес. Балинский и Кнорре предлагали построить несколько радиальных линий - в сторону Сокольников, Новодевичьего монастыря и Таганки - а также две кольцевых - под Бульварным кольцом и Садовым. Эти две линии тоже должны были быть связаны друг с другом. На Васильевском спуске (Красная площадь) авторы проекта предполагали возведение грандиозного Центрального вокзала с расходящимися от него радиальными линиями вдоль Яузы и через Москву-реку по ажурному мосту до Павелецкого вокзала. В центре города линии должны были проходить под землей, на окраинах предполагался их вывод на поверхность. Если бы этот проект был реализован, протяженность подземных путей метрополитена составила бы 54 километра. Это строительство влетело бы московским властям в копеечку - авторы оценили стоимость работ, рассчитанных на 5 лет, в 155 миллионов рублей. Из-за этой неподъемной суммы, а также из-за того, что реализация проекта требовала сноса нескольких исторических зданий в центре столицы, городская Дума приняла решение «господам Балинскому и Кнорре в их домогательствах отказать». 

Несмотря на то что в Москве в начала XX века уже функционировал трамвай, столица страдала от постоянных транспортных пробок. В 1913 году московские власти вновь приняли на рассмотрение проект, удивительно напоминающий замысел Балинского и Кнорре, однако дальше обсуждения дело так и не пошло, поскольку началась Первая мировая война.


26 янв, 03:00
0 0

Секретное метро в Москве: правда или миф

Каждый день жители Москвы пользуются метро, это основное транспортное средство столицы. Спускаться в подземку – обычное дело. Но есть и другая сторона метро, о которой известно немного.


Довоенное время

Помимо сдачи основных очередей метро, строители работали над секретными проектами. Во время строительства второй очереди метро (была открыла в 1937-1938 годах) существовал проект станции «Советская», между станциями «Площадь Свердлова»(«Театральная») и «Маяковская». Сталин распорядился, чтобы «Советскую» станцию оборудовали для подземного управления штаба государственной обороны. «Советскую» так и не открыли, перегон между станциями был длинный, и только в 1979 году, после открытия станции «Тверская», перегон был разделен на две части.
До войны начали строить связные тоннели Арбатско-Покровской линией – для связи Кремля со сталинскими бункерами. Предполагалось, что будет построен стадион, под которым соорудили бункер для Сталина с выходом к трибунам и залом для выступлений. Построили два автомобильных тоннеля: к Кремлю, и к станции метро «Сокольники». От станции «Измайловский парк также есть переход к бункеру. Похожий бункер был построен под дачей Сталина в Кунцево, длиной 37 км.



Эхо войны

Во время бомбардировок Москвы в июле 1941 года метро использовали как бомбоубежище. Сталин дал указ построить личное бомбоубежище в Кунцево, на глубине 15 метров. Для пущей безопасности вождя народов перекрытия были чугунными. Вход в бункер неприметный: обычная дверь с кодовым замком, лестница. Только Сталин спускался не по лестнице, а ездил на лифте. Лифт соединял дачу Сталина с его бункером. Внутреннее обустройство бункера было богатым: мрамор на стенах, деревянный паркет, стены кабинета отделаны дубом, дубовый стол посередине.
5 апреля 1953 года из-за существования бункера пустили загадочный участок глубокого заложения – глубже гражданского метро – от Площади революции до Киевской. Его построили буквально за два года. Тоннель после Киевской провели до Парка Победы.
Впервые про секретные линии метро заговорили только 1980-х. Первая публикация в СМИ датируется 1992 годы, в газете «Аргументы и Факты». С 1992 года тема «секретных» линий метро стала обсуждаемой в СМИ, журнал "Огонек" дал простое название: Метро-2.



Метро-2 или Д6

Наличие секретной линии Метро-2(в советское время назвали Д6) взбудоражила прессу. Печатали большие статьи, где на страницах газет высказывали свои предположения, из-за это Метро-2 обросло слухами и легендами. Но уже в 1993 году тема секретного метро полностью исчезла со страниц газет. Официально подтвержденной информации о наличии Метро-2, схемы секретного метрополитена нет. Стараниями энтузиастов (один из которых Аретимий Лебедев) удалось собрать информацию и составить примерную схему Метро-2.


Первая линия

Сдали в эксплуатацию в 1967 году (предположительно, что какая-то часть была пущена раньше). Длина 27 км. Станции: Кремль - Библиотека им. Ленина – Академия ФСБ – Академия Генштаба – Раменки (подземный город на 15 тысяч жителей) – Солнцево (возможно) – Аэропорт Внуково -2.
В 1954 году в выпущенной книге «Московский метрополитен» написали про пятую очередь метро. Неясная ситуация осталась с Фрунзенским радиусом, потому что Фрунзенская и Спортивная находятся там, где и предполагалось, а подземный участок остался нереализованным – ведь сегодня есть наземная станция «Воробьевы горы». «Университет» планировали построить рядом с главным зданием МГУ, но в конце 1950 построили по-другому. Если посмотреть на тоннели метро от «Спортивной» до «Университета», видно соединяющий тоннель слева. Его используют как оборотный тупик, но на самом деле он ныряет круто вниз и упирается в ворота. Их называют единственными соединяющими воротами меду гражданским метро и Метро-2.
В Тропарево есть вентиляционные шахты. В 2014 году открыли станцию «Тропарево», но зачем они нужны были до этого? Академия Генштаба всего 5 этажей, но большинство из них находятся под землей. Существует версия, что это тоже один из входов в метро-2.
Существует версия, что в 80-х ветку увеличили, до правительственного аэропорта Внуково-2. В подмосковном городе Одинцово в 1987 году построили ЖК «Новые дома» для метростроевцев второй, секретной, линии.


Вторая линия

Сдали в эксплуатацию в 1987 году. Длина – 60 км.
Станции: Кремль, далее идет в южную сторону параллельно Варшавскому шоссе, до пансионата Бор, где находится запасной пункт Генерального штаба. Существует версия, что правительственная линия метро тянется дальше, после Чехова. По предположениям, строительная база находится около Царицыно.


Третья линия

Сдали в эксплуатацию в 1987 году. Длина – 25 км.
Станции: Кремль – Лубянка – Мясницкая, 33(штаб ПВО). Дальше линия идет под Шоссе Энтузиастов, через Измайловский парк. Возможно, имеет выход около «Красных ворот».



Четвертая линия

Четвертая линия метро-2 самая загадочная из всех. Информации про нее почти нет. Вроде бы она начинается в районе метро «Смоленская», потом идет под «Парком Победы» и в бункер на Барвихе.

Для чего нужно метро-2

Метро-2 находится в управлении КГБ (15 подразделение, подземное), после развала СССР перешло под руководство ФСБ. Вся система метро-2 глубокого заложения, глубже «Парка Победы» (глубина этой станции метро 80 метров). Общая протяженность – 150 км.
Основная функция Метро-2 – оперативно вывести первых лиц государства в случае угрозы атомной бомбардировки. В мирное время по Метро-2 перевозят грузы, персонал и служит для мирных целей. Правительство не пользуется линией для транспортировки.
Метро-2 не имеет двух путей, как в гражданском метро. Контактный рельс не используется, а пути углублены в бетон, чтобы машины и военная техника тоже могли двигаться по тоннелям.


7 дек 17, 03:30
0 0

«Не сберегли…»: Церкви Санкт-Петербурга, которые уступили место станциям метро

Многие церкви и соборы Санкт-Перербурга безвозвратно исчезли под натиском коммунистической идеологии. Были среди них и такие, которые уничтожили для того, чтобы освободить место для строящегося метро. И, возможно, сегодня не все знают, что же раньше находилось на месте столь привычных глазу некоторых павильонов метро и эскалаторов.

«Площадь Восстания» - Знаменская церковь (Церковь Входа Господня в Иерусалим )


Сейчас площадь украшает великолепный павильон станции метро "Площадь Восстания", но не всем известно, что раньше здесь стояла самая почитаемая горожанами не менее красивая Знаменская церковь.


Эту церковь, первоначально названную Церковь Входа Господня в Иерусалим, построили здесь по велению Елизаветы Петровны в конце 18 века. Вначале церковь была целиком из дерева, затем построили каменную. Горожане стали называть ее Знаменской в честь иконы 12 века, находящейся в одном из ее приделов - Иконы Знамения Пресвятой Богородицы. 
Выстроенная церковь стала архитектурным завершением парадной части Невского проспекта. 


В 1930 году приняли решение закрыть эту церковь, однако, тогда этого не сделали - вмешался один из известных ее прихожан – ученый Иван Павлов. Но в 1938 году после смерти ученого церковь все-таки закрыли, а весной 1941 года взорвали. Сделано это было для того, чтобы расчистить место для павильона метро.




С исчезновением Знаменской церкви переименовали и связанные с ней площадь и улицу, так вместо Знаменской площади и улицы появились площадь и улица Восстания. 

А в 1955 году была торжественно открыта одна из семи первых станций северной столицы - «Площадь Восстания».


«Сенная» - Успенская церковь ( Церковь Спаса на Сенной)


Эта церковь имела очень богатое внутреннее убранство, великолепен был ее высокий иконостас. Колокольня церкви была одной из самых высоких в городе, выше нее была лишь колокольня Петропавловского собора. Храму был присвоен статус памятника архитектуры, предполагают даже, что в возведении его принимал участие Ф.Б. Растрелли. Простояла Успенская церковь более двухсот лет.


В 1933 году колокола храма, лишенного охранного статуса, отправили на переплавку, иконы передали в другой собор и музеи города, а весной 1938 года закрыли и сам храм.

Осенью 1960 года в одной из ленинградских газет появилась статья, уведомляющая жителей города о том, что уже скоро «позорное пятно на облике площади Мира - бездействующий с 1913 года, разрушающийся Спасо-Сенновский храм будет снесен и на его месте возникнет надземный павильон станции метрополитена из стекла и бетона».


Успенский собор на Сенной площади 1960 г., храм ещё с куполами, но забор уже стоит – демонтаж начался

И, действительно, в ночь с 1 на 2 февраля 1961 года, несмотря на акции протеста со стороны жителей города, храм взорвали, повредив при этом несколько близлежащих зданий, пострадали даже сваи Исаакиевского собора. 

Храм, служивший ориентиром для немецкой артиллерии и умудрившийся устоять в годы войны, не смог пережить хрущевскую «оттепель» и антирелигиозную политику родного государства. 



Взрыв в ночь с 1 на 2 февраля 1961 года



После взрыва

Спустя два года открылась новая станция - «Площадь Мира». 



Площадь Мира после открытия одноимённой станции, 1965


В 1992 году и площадь, и, соответственно, станцию переименовали в Сенную.
В 2003 на площади в память о храме возвели часовню, а с 2011 года здесь ведутся работы по исследованию его фундамента и возможности восстановления церкви.




«Чернышевская» - Церковь Косьмы и Дамиана лейб-гвардии cаперного батальона


Церковь, спроектированную М. Месмахером, возвели в 1879 году, а спустя двадцать лет напротив нее открыли памятник «Подвигам лейб-гвардии Саперного батальона».




Эта церковь была необычна тем, что одновременно служила и площадкой для проведения военных учений, на время которых алтарь и иконостас надежно укрывали специальной перегородкой.
В 1933 году церковь закрыли, а в 50-е годы прошлого века снесли, после чего на ее месте также построили станцию метро.




Кроме описанных трех храмов, разрушенных ради строительства метрополитена, было снесено и множество других церквей. И хотя их разрушали по каким-то иным причинам, но спустя годы на их месте тоже появились или в ближайшем будущем появятся новые станции метро.

«Невский проспект» - Часовня Христа Спасителя


Часовня Христа Спасителя Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря Фотограф: Карл Булла 1900-1903 год.

Так еще в 1929 году снесли Часовню Христа Спасителя, которую тогда посчитали «уродливой».
А в 1963 году на ее месте в центре города появился вестибюль метро.



Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы на Благовещенской площади (нынешней площади Труда)




Церковь Благовещения лейб-гвардии Конного полка

Также в 1929 году был разрушен очень красивый храм середины 19 века. Основанием для его сноса явилось то, что храм создавал некоторые сложности для движения трамваев. 



Разборка церкви 1929 г.

Обещают, что вскоре на его месте откроется станция метро - «Театральная».





3 окт 17, 03:00
+1 3

Как в октябре 1941 года власти хотели уничтожить метро в Москве





Срочные работы по демонтажу и эвакуации оборудования московского метрополитена и подготовке к последующему взрыву этого грандиозного транспортного узла столицы были вызваны реальными опасениями захвата гитлеровцами Москвы – к октябрю 1941 года враг фактически стоял у ворот.

Октябрьская паника

В октябре 1941 года советские войска потерпели сокрушительное поражение в Вяземской операции, в результате чего фронт вплотную приблизился к Москве. Сталин издал секретное постановление об эвакуации столицы СССР. Высший партаппарат, иностранные посольства, другие учреждения и стратегически важные организации, предприятия должны были переехать в отдаленные города. Несмотря на секретность, информация о сталинском указе распространилась по Москве с быстротой молнии, спровоцировав массовую панику.

Дни с 16-го по 19 октября были для большинства москвичей наполнены тревогой и беспокойством - никто не знал, что ждет город. Отопление и радио не работали, газеты не выходили. Из Москвы бежали семьями и партийные работники, и простые служащие. Неразбериха вызвала многочисленные случаи бандитизма, грабежей, мародерства.

Ситуацию пришлось взять под строжайший контроль силовыми методами, введя в столице 19 октября осадное положение. За преступления наказывали по закону военного времени - вплоть до расстрелов. Лишь парад 7 ноября 1941 года, проведенный на Красной площади, сумел в какой-то степени психологически мобилизовать население Москвы для дальнейшего отпора гитлеровцам.


Сутки «Х»

С 15-го по 16 октября 1941 года московский метрополитен пережил сутки «Х»: это было время, когда решалось, взрывать его или нет. Судьбоносное решение по поводу будущего метрополитена принимал человек, именем которого метро и было в свое время названо, – председатель Совета по эвакуации Лазарь Каганович.

С утра 16 октября московский метрополитен не работал - впервые со дня его открытия в 1935 году. С ночи 15-го согласно приказу Кагановича в подземке уже велись работы по подготовке к взрыву: объект по указанию Лазаря Моисеевича «должен быть разрушен любым способом». Тоннели метро готовили к затоплению, демонтировали трансформаторы, на станции «Динамо» разбирались эскалаторы. Собирались провести эвакуацию подвижного состава и оборудования метрополитена. Часть метро намеревались затопить, остальные объекты минировались.

По постановлению Государственного Комитета Обороны СССР от 15 октября, подписанного председателем ГКО И. В. Сталиным, «в случае появления противника у ворот Москвы все электрооборудование метро (исключая водопровод и канализацию)» обязаны были взорвать.

Однако уже к концу дня 16 октября все эти подготовительные действия были свернуты - консервация метрополитена усиливала и без того паническое настроение жителей столицы. Метро решили не уничтожать. Кстати, вместе с метрополитеном к полной ликвидации были подготовлены свыше тысячи предприятий Москвы, из них около половины имели оборонное значение.

С возобновлением функционирования московского метрополитена до конца Великой Отечественной войны в нем были построены и введены в эксплуатацию 7 станций. «Оставленное в живых» московское метро само способствовало появлению новой жизни – за годы Второй Мировой в метрополитене, отдельные станции которого использовались в качестве бомбоубежищ, во время воздушных тревог родились 217 маленьких москвичей.

5 июл 17, 05:30
0 0

Станция метро «Площадь революции» : невероятные истории реальных людей, послуживших прообразами скульптурных героев



Московская станция метро «Площадь Революции» примечательна тем, что ее вестибюль похож на подземный музей скульптур. Пассажиров, приезжающих на станцию, встречает застывшая история в бронзе. В ее арках установлены скульптуры героев, живших во время становления молодой страны Советов: матросы и солдаты, крестьяне и рабочие, студенты и дети - всего семьдесят шесть фигур. Из-за повторения скульптурных образов кажется, что их много, но фактически их всего двадцать. Почти за каждой скульптурой стоит человек, его судьба. В этом обзоре можно узнать об именах, некоторых из них.



Скульптор М.Г. Манизер - автор скульптурного комплекса станции метро «Площадь Революции».



Создатель многофигурной композиции бронзовых скульптур, объединенных темой: революции, гражданской войны и мирного довоенного времени — народный художник СССР, Матвей Генрихович Манизер (1891–1966). В 1943 году Сталинская премия суммой в сто тысяч рублей, полученная скульптором за эту творческую работу, была передана им в Фонд обороны страны.

В конце 30-х годов, когда отливались эти фигуры, страна уже достаточно крепко "встала на ноги". И молодые люди 25-30 лет, послужившие прообразами скульптур, жили верой и надеждой на счастливую жизнь, в стремительно развивающейся стране. Никто еще тогда не знал, что ждет их, и еще миллионов таких же, как они, через несколько лет. И сколько из них останется в живых после войны, и как сложатся их судьбы.


Алексей Диомидович Никитенко





Алексей Диомидович Никитенко.



Во второй арке начиная с западной стороны – крестьянин с винтовкой и матрос с наганом, прообразом которого был Алексей Никитенко - учащийся военно-морского училища им. Фрунзе в Ленинграде. Его внешность вполне отвечала сложившемуся образу матроса-революционера. В 1937 году полгода по 4 часа в день, с наганом в руке и подпоясанный пулеметными лентами Алексей позировал Манизеру. В то довоенное время, крепкого телосложения парень, занимался спортом, брал участие в шлюпочных гонках. Алексей Диомидович прошел войну, дослужился до капитана крупного военного корабля.


Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»





Олимпий Иванович Рудаков. Автор: М.Г.Манизер.



В следующем арочном проеме еще один матрос в бескозырке с надписью «Марат», держащий сигнальные флажки - это Олимпий Иванович Рудаков, биография которого достойна написания целой книги. Он также выпускник военно-морского училища в Ленинграде, по окончании которого в 1937 году был распределен на линкор «Марат», и в составе команды принимал участие в параде морских судов у берегов Великобритании, по поводу коронации короля Георга VI. Вернувшись с рейда, был выбран Манизером для прообраза скульптуры сигнальщика.

Молодой офицер служил на многих военных кораблях в качестве командующего боевыми частями. А после гибели эсминца "Сокрушительный" в 1942 году, почти весь командный состав был отправлен под трибунал и приговорен к смерти. А Рудакова лишили звания и отправили на фронт в штрафную роту, кровью искупать свою вину.



Приговор, вынесенный командному составу эсминца «Сокрушительный» в 1942 году.



Олимпий Иванович после тяжких ранений и геройских подвигов был реабилитирован и восстановлен в звании офицера. И с 1944 года служил на флоте в командном составе.

История повторилась: в 1953 году, будучи командиром крейсера "Свердлов", Олимпий Иванович Рудаков - снова у берегов Великобритании на коронации королевы Елизаветы II. Во время которой сама королева приняла с рук Олимпия Рудакова горностаевую мантию - презент от правительства Советского Союза. И пригласив на вальс морского офицера, королева оживленно общалась с Олимпием, что повлекло за собой немало разных историй «о несчастной любви королевы и простого русского моряка». 



Елизавета II и её муж Филипп, приветствуют морского офицера Рудакова.



Впоследствии легендарный морской офицер продолжал служить на флоте и обучать курсантов военной академии.


Пограничник с собакой





Пограничник с собакой. Автор: М.Г.Манизер.



Арочный проем, где затаился в дозоре пограничник с собакой, знаком многим. Мало кто пройдет мимо, не потерев нос псу. Достоверно не известно, но историки считают, что Манизер этих двух героев лепил по фотографиям Никиты Федоровича Карацупы и его собаки Индуса. В те годы в газетах было много фоторепортажей о знаменитом пограничнике и его верном помощнике и друге. 

Вся жизнь бойца связана с собаками, их воспитанием. И в Казахстане, где беспризорничал, и на Дальнем Востоке, где служил с 1932 года в погранвойсках. За длительное время службы на счету Карацупы и Индуса около пятисот задержанных и уничтоженных нарушителей. У Никиты Федоровича было пять собак, каждую из которых он называл Индусом, как и первого своего пса. Все его четвероногие друзья-напарники, так или иначе гибли при задержании нарушителей границ. Книги по служебному собаководству, впоследствии написанные пограничником, по праву считаются одними из лучших.


Студент с книгой





Аркадий Антонович Гидрат. Автор: М.Г.Манизер.



Бронзовые фигуры шахтера с отбойником и студента застыли в соседней арке. 
Прототипом образа молодого человека с книгой был Аркадий Антонович Гидрат – преподаватель Института Физкультуры, спортсмен-легкоатлет, многократный чемпион Москвы и рекордсмен СССР по прыжкам в высоту с результатом 191.5 см. 



Прыжок рекордсмена Аркадия Гидрата.

Во время соревнований по легкой атлетике



Добровольцем ушел на Финскую войну, а вернувшись, написал кандидатскую по педагогике, но так и не успел ее защитить. Отечественная война внесла свои коррективы. На Синявинских высотах под Ленинградом в сентябре 1941 года рота Аркадия Гидрата стояла насмерть, не давая врагу сомкнуть кольцо блокады вокруг города. Бой был жестоким, а после него лейтенант Аркадий Гидрат около шестидесяти лет числился пропавшим без вести. 



Документы и фото Аркадия Гидрата.



Благодаря волонтерам, которые ведут и по сей день поисковые работы на полях боевых действий, останки Аркадия Гидрата были обнаружены и опознаны в начале 2000-х годов. Участник поисковой экспедиции Вячеслав Прохоренко нашел в гимнастерке неизвестного офицера солдатский медальон.



Раскопки на полях военных действий.



Вот как вспоминает он о той драгоценной находке:"Бумажка тонкая-тонкая, буквы еле видны. Оставлять до утра было нельзя. Буквы бы расплылись, а бумага бы засохла и рассыпалась. Собрали фонари со всех отрядов и решили разворачивать записку в темноте. Четыре часа в напряженной тишине при свете фонариков, в дрожащих от усталости руках, удается развернуть записку и прочесть: "Гидрат Аркадий Антонович, город Гусь-Хрустальный, посёлок Красный". А еще в конце Аркадий дописал: "Живи счастливо!".



Записка, найденная в солдатском медальоне поисковой группой.



Вскоре была найдена дочь Аркадия Гидрата - Ольга. И каково же было удивление волонтеров, когда всплыл факт о том, что найденный ими лейтенант был еще при жизни увековечен в бронзе. К его скульптуре на станцию метро все эти долгие годы ходили мать с дочерью, приносили цветы к подножию и оплакивали любимого мужа и отца. 

И вот стало еще на одного без вести пропавшего солдата меньше. А ведь их еще до нескольких миллионов, пропавших без вести, осталось лежать в земле. 

12 июн 17, 06:00
+1 0

Как в октябре 1941 года власти хотели уничтожить метро в Москве

Срочные работы по демонтажу и эвакуации оборудования московского метрополитена и подготовке к последующему взрыву этого грандиозного транспортного узла столицы были вызваны реальными опасениями захвата гитлеровцами Москвы – к октябрю 1941 года враг фактически стоял у ворот.


Октябрьская паника

В октябре 1941 года советские войска потерпели сокрушительное поражение в Вяземской операции, в результате чего фронт вплотную приблизился к Москве. Сталин издал секретное постановление об эвакуации столицы СССР. Высший партаппарат, иностранные посольства, другие учреждения и стратегически важные организации, предприятия должны были переехать в отдаленные города. Несмотря на секретность, информация о сталинском указе распространилась по Москве с быстротой молнии, спровоцировав массовую панику.

Дни с 16-го по 19 октября были для большинства москвичей наполнены тревогой и беспокойством - никто не знал, что ждет город. Отопление и радио не работали, газеты не выходили. Из Москвы бежали семьями и партийные работники, и простые служащие. Неразбериха вызвала многочисленные случаи бандитизма, грабежей, мародерства.

Ситуацию пришлось взять под строжайший контроль силовыми методами, введя в столице 19 октября осадное положение. За преступления наказывали по закону военного времени - вплоть до расстрелов. Лишь парад 7 ноября 1941 года, проведенный на Красной площади, сумел в какой-то степени психологически мобилизовать население Москвы для дальнейшего отпора гитлеровцам.


Сутки «Х»

С 15-го по 16 октября 1941 года московский метрополитен пережил сутки «Х»: это было время, когда решалось, взрывать его или нет. Судьбоносное решение по поводу будущего метрополитена принимал человек, именем которого метро и было в свое время названо, – председатель Совета по эвакуации Лазарь Каганович.

С утра 16 октября московский метрополитен не работал - впервые со дня его открытия в 1935 году. С ночи 15-го согласно приказу Кагановича в подземке уже велись работы по подготовке к взрыву: объект по указанию Лазаря Моисеевича «должен быть разрушен любым способом». Тоннели метро готовили к затоплению, демонтировали трансформаторы, на станции «Динамо» разбирались эскалаторы. Собирались провести эвакуацию подвижного состава и оборудования метрополитена. Часть метро намеревались затопить, остальные объекты минировались.

По постановлению Государственного Комитета Обороны СССР от 15 октября, подписанного председателем ГКО И. В. Сталиным, «в случае появления противника у ворот Москвы все электрооборудование метро (исключая водопровод и канализацию)» обязаны были взорвать.

Однако уже к концу дня 16 октября все эти подготовительные действия были свернуты - консервация метрополитена усиливала и без того паническое настроение жителей столицы. Метро решили не уничтожать. Кстати, вместе с метрополитеном к полной ликвидации были подготовлены свыше тысячи предприятий Москвы, из них около половины имели оборонное значение.

С возобновлением функционирования московского метрополитена до конца Великой Отечественной войны в нем были построены и введены в эксплуатацию 7 станций. «Оставленное в живых» московское метро само способствовало появлению новой жизни – за годы Второй Мировой в метрополитене, отдельные станции которого использовались в качестве бомбоубежищ, во время воздушных тревог родились 217 маленьких москвичей.


29 апр 17, 05:30
0 0

Запредельно красивые фотографии московского метро


13 апр 17, 05:30
0 0

Секретное метро в Москве: существует ли оно

Каждый день жители Москвы пользуются метро, это основное транспортное средство столицы. Спускаться в подземку – обычное дело. Но есть и другая сторона метро, о которой известно немного.




Довоенное время

Помимо сдачи основных очередей метро, строители работали над секретными проектами. Во время строительства второй очереди метро (была открыла в 1937-1938 годах) существовал проект станции «Советская», между станциями «Площадь Свердлова»(«Театральная») и «Маяковская». Сталин распорядился, чтобы «Советскую» станцию оборудовали для подземного управления штаба государственной обороны. «Советскую» так и не открыли, перегон между станциями был длинный, и только в 1979 году, после открытия станции «Тверская», перегон был разделен на две части.




До войны начали строить связные тоннели Арбатско-Покровской линией – для связи Кремля со сталинскими бункерами. Предполагалось, что будет построен стадион, под которым соорудили бункер для Сталина с выходом к трибунам и залом для выступлений. Построили два автомобильных тоннеля: к Кремлю, и к станции метро «Сокольники». От станции «Измайловский парк также есть переход к бункеру. Похожий бункер был построен под дачей Сталина в Кунцево, длиной 37 км.



Эхо войны

Во время бомбардировок Москвы в июле 1941 года метро использовали как бомбоубежище. Сталин дал указ построить личное бомбоубежище в Кунцево, на глубине 15 метров. Для пущей безопасности вождя народов перекрытия были чугунными. Вход в бункер неприметный: обычная дверь с кодовым замком, лестница. Только Сталин спускался не по лестнице, а ездил на лифте. Лифт соединял дачу Сталина с его бункером. Внутреннее обустройство бункера было богатым: мрамор на стенах, деревянный паркет, стены кабинета отделаны дубом, дубовый стол посередине.




5 апреля 1953 года из-за существования бункера пустили загадочный участок глубокого заложения – глубже гражданского метро – от Площади революции до Киевской. Его построили буквально за два года. Тоннель после Киевской провели до Парка Победы.
Впервые про секретные линии метро заговорили только 1980-х. Первая публикация в СМИ датируется 1992 годы, в газете «Аргументы и Факты». С 1992 года тема «секретных» линий метро стала обсуждаемой в СМИ, журнал "Огонек" дал простое название: Метро-2.


Метро-2 или Д6

Наличие секретной линии Метро-2(в советское время назвали Д6) взбудоражила прессу. Печатали большие статьи, где на страницах газет высказывали свои предположения, из-за это Метро-2 обросло слухами и легендами. Но уже в 1993 году тема секретного метро полностью исчезла со страниц газет. Официально подтвержденной информации о наличии Метро-2, схемы секретного метрополитена нет. Стараниями энтузиастов (один из которых Аретимий Лебедев) удалось собрать информацию и составить примерную схему Метро-2.




Первая линия

Сдали в эксплуатацию в 1967 году (предположительно, что какая-то часть была пущена раньше). Длина 27 км. Станции: Кремль - Библиотека им. Ленина – Академия ФСБ – Академия Генштаба – Раменки (подземный город на 15 тысяч жителей) – Солнцево (возможно) – Аэропорт Внуково -2.
В 1954 году в выпущенной книге «Московский метрополитен» написали про пятую очередь метро. Неясная ситуация осталась с Фрунзенским радиусом, потому что Фрунзенская и Спортивная находятся там, где и предполагалось, а подземный участок остался нереализованным – ведь сегодня есть наземная станция «Воробьевы горы». «Университет» планировали построить рядом с главным зданием МГУ, но в конце 1950 построили по-другому. Если посмотреть на тоннели метро от «Спортивной» до «Университета», видно соединяющий тоннель слева. Его используют как оборотный тупик, но на самом деле он ныряет круто вниз и упирается в ворота. Их называют единственными соединяющими воротами меду гражданским метро и Метро-2.




В Тропарево есть вентиляционные шахты. В 2014 году открыли станцию «Тропарево», но зачем они нужны были до этого? Академия Генштаба всего 5 этажей, но большинство из них находятся под землей. Существует версия, что это тоже один из входов в метро-2.
Существует версия, что в 80-х ветку увеличили, до правительственного аэропорта Внуково-2. В подмосковном городе Одинцово в 1987 году построили ЖК «Новые дома» для метростроевцев второй, секретной, линии.


Вторая линия

Сдали в эксплуатацию в 1987 году. Длина – 60 км.
Станции: Кремль, далее идет в южную сторону параллельно Варшавскому шоссе, до пансионата Бор, где находится запасной пункт Генерального штаба. Существует версия, что правительственная линия метро тянется дальше, после Чехова. По предположениям, строительная база находится около Царицыно.




Третья линия

Сдали в эксплуатацию в 1987 году. Длина – 25 км.
Станции: Кремль – Лубянка – Мясницкая, 33(штаб ПВО). Дальше линия идет под Шоссе Энтузиастов, через Измайловский парк. Возможно, имеет выход около «Красных ворот».


Четвертая линия

Четвертая линия метро-2 самая загадочная из всех. Информации про нее почти нет. Вроде бы она начинается в районе метро «Смоленская», потом идет под «Парком Победы» и в бункер на Барвихе.



Для чего нужно метро-2

Метро-2 находится в управлении КГБ (15 подразделение, подземное), после развала СССР перешло под руководство ФСБ. Вся система метро-2 глубокого заложения, глубже «Парка Победы» (глубина этой станции метро 80 метров). Общая протяженность – 150 км.
Основная функция Метро-2 – оперативно вывести первых лиц государства в случае угрозы атомной бомбардировки. В мирное время по Метро-2 перевозят грузы, персонал и служит для мирных целей. Правительство не пользуется линией для транспортировки.
Метро-2 не имеет двух путей, как в гражданском метро. Контактный рельс не используется, а пути углублены в бетон, чтобы машины и военная техника тоже могли двигаться по тоннелям.

5 янв 17, 03:30
0 0

Что случалось в московском метро во времена СССР?


Московский метрополитен официально начал свою работу еще в далеком 1935 году. За время его существования эта система городского транспорта видоизменялась и усовершенствовалась, открывались не только новые станции, но и целые линии. Конечно, за длительный период времени просто не могло не обойтись без различного рода аварий. Некоторые из них прошли без потерпевших, в то время как другие привели к ранениям людей. А некоторые и вовсе стали темными пятнами в истории метро Москвы, так как были связаны с гибелью пассажиров.



Авария 1. Крушение поезда между станциями «Автозаводская» и «Коломенская»

Первая крупная авария в Московском метрополитене случилась на Замоскворецкой линии 15 апреля 1979. В тот день между станциями метро «Автозаводская» и «Коломенская» один из вагонов задел своим редуктором конструкционный элемент пути. В результате пять вагонов сошли с рельсов. Многие пассажиры, которые оказались в том поезде получили травмы различно степени тяжести, но погибших не было.

Последствия аварии удалось ликвидировать только спустя 24 часа, а все это время работа Замоскворецкой линии была полностью приостановлена. Расследованием причин случившегося занималась специально созданная для этой цели экспертная комиссия. Оказалось, что были допущены ошибки при проектировании используемых в то время вагонов. Для того чтобы исключить повторение ситуации было разработано специальное устройство, которым были оборудованы все пути метрополитена Москвы.



Авария 2. Возгорание поезда между станциями «Третьяковская» и «Октябрьская»

12 июня 1981 года произошло возгорание поезда, следующего по пути между станциями «Третьяковская» и «Октябрьская». Пожар начался с деревянного ящика, расположенного под одним из вагонов, в котором хранились аккумуляторные батареи. В результате инцидента от огня практически полностью были уничтожены четыре вагона.

По официально озвученной властями информации никто не погиб, но несколько пожарных отравились угарным газом во время устранения возгорания. По данным издания «The New York Times» в тот день от последствий пожара погибло как минимум 7 человек. В своем материале журналисты из США ссылаются на показания очевидцев тех событий.

Авария 3. Трагедия с неисправным эскалатором на станции метро «Авиамоторная»

Крупная авария произошла 17 февраля 1982 года на станции метро «Авиамоторная». В тот день около пяти часов вечера один из эскалаторов, на котором в тот момент находились пассажиры, внезапно ускорил свое движение более чем в два с половиной раза. В результате люди начали терять равновесие и падать вниз, скатываясь по ступенькам и перекрывая выход. Всего в момент аварии на ступенях эскалатора находилось около сотни человек. Некоторые из них, чтобы избежать падения, прыгали на балюстраду.

Власти города Москвы решили не разглашать подробности происшествия и в новостях практически ничего о нем не говорилось. В результате появилось множество слухов. Говорили, будто произошел разрыв цепи эскалатора и стоящие на ней люди падали прямо на движущиеся механизмы и приводные шестерни. Распространялись и якобы свидетельства очевидцев о большом количестве погибших.

По официальной версии в тот день на станции погибло 8 пассажиров, а количество раненных исчислялось десятками. Эти цифры были озвучены властями лишь спустя 9 месяцев после трагедии. Следствие установило, что скатываясь вниз, люди падали друг на друга. Кроме полученных травм причиной смерти людей стала образовавшаяся внизу давка. Как удалось выяснить, авария произошла из-за неисправности оборудования и его неправильного обслуживания.

4 ноя 16, 05:30
0 0

Если бы новые станции московского метро называли в честь известных писателей


22 авг 16, 06:00
0 0
Темы с 1 по 10 | всего: 16

Последние комментарии

Сергей Князьков
Poma Pomak
Да  надо было кончать особенно  горбачевский  род.!1
Poma Pomak Кого в СССР не принимали в пионеры
Нина Белых
Самые обсуждаемые
В Москве на станции Арбатской обвалилась штукатурка, а из-под неё выглянул Сталин

В Москве на станции Арбатской обвалилась штукатурка, а из-под неё выглянул Сталин

источник

4 апр 16, 05:00
+14 8
Категории пассажиров Московского метро

Категории пассажиров Московского метро

1. Ветераны броуновского движения Самый распространённый тип пассажиров, которые могут двигаться во все стороны одновременно, что делает их обгон в час пик п

Иван Р 22 июл 14, 10:44
+3 0
Редчайшие фото московского и питерского метро: роскошные пустынные залы

Редчайшие фото московского и питерского метро: роскошные пустынные залы

Станция метро Автово, Санкт-Петебрург Метро в России - больше чем способ передвижения. Это настоящий подземный музей со сводчатыми потолками, роскошными

17 окт 15, 04:00
+3 0
Станция метро «Площадь революции» : невероятные истории реальных людей, послуживших прообразами скульптурных героев

Станция метро «Площадь революции» : невероятные истории реальных людей, послуживших прообразами скульптурных героев

Московская станция метро «Площадь Революции» примечательна тем, что ее вестибюль похож на подземный музей скульптур. Пассажиров, приезжающих на с

12 июн 17, 06:00
+1 0
«Не сберегли…»: Церкви Санкт-Петербурга, которые уступили место станциям метро

«Не сберегли…»: Церкви Санкт-Петербурга, которые уступили место станциям метро

Многие церкви и соборы Санкт-Перербурга безвозвратно исчезли под натиском коммунистической идеологии. Были среди них и такие, которые уничтожили для того,

3 окт 17, 03:00
+1 3
Минусовые
Секретное метро в Москве: правда или миф

Секретное метро в Москве: правда или миф

Каждый день жители Москвы пользуются метро, это основное транспортное средство столицы. Спускаться в подземку – обычное дело. Но есть и другая сторона метро,

7 дек 17, 03:30
0 0
Запредельно красивые фотографии московского метро

Запредельно красивые фотографии московского метро

источник

13 апр 17, 05:30
0 0
Как в октябре 1941 года власти хотели уничтожить метро в Москве

Как в октябре 1941 года власти хотели уничтожить метро в Москве

Срочные работы по демонтажу и эвакуации оборудования московского метрополитена и подготовке к последующему взрыву этого грандиозного транспортного узла сто

29 апр 17, 05:30
0 0
Если бы новые станции московского метро называли в честь известных писателей

Если бы новые станции московского метро называли в честь известных писателей

источник

22 авг 16, 06:00
0 0
Московское метро в будущем

Московское метро в будущем

  На фото 10 проектов от самых модных дизайнеров. Два из них буду воплощены в жизнь на станциях Солнцево и Новопеределкино, которые откроются в 2016 году.

Иван Р 1 сен 14, 09:30
0 0

Сейчас онлайн

  • hbyfn
  • Серик Тезекеев
  • Вячеслав Филиппов
  • Zoya Baturo (Павлова)
  • галина копылова
  • Алиса Пнёва
  • Валерий Туганов
  • Олег Константинов
  • Юлия Кахичко
  • Александр Демиденко
  • Андрей Жаров
  • Валентин Белогрудов
  • Галина Романова
  • Александр Животов
  • Блинов Константин
Читать

Последние комментарии

Сергей Князьков
Poma Pomak
Да  надо было кончать особенно  горбачевский  род.!1
Poma Pomak Кого в СССР не принимали в пионеры
Нина Белых
Вера
Poma Pomak
Нина Белых
Вероятно наследник сидельца в гулаге или полицая в Отечественную!
Нина Белых Кого в СССР не принимали в пионеры
ALEX ZLOYMAN
ALEX ZLOYMAN
И КАК ЖЕ МЫ БЕЗ ЦАРЯ ТО?...
ALEX ZLOYMAN Кто сегодня может претендовать на российский престол
Poma Pomak
Ну  не все  плакали .!!
Poma Pomak Кого в СССР не принимали в пионеры
Poma Pomak
Да  нет просто  натура  сволочная  .   и видно что с детства.!!
Poma Pomak Кого в СССР не принимали в пионеры

Поиск по блогу

Фото
пока ни одного фото