Эмоциональная инвалидизация
Что именно в родительском поведении может привести к эмоциональной инвалидизации ребенка.

1. «Ты не должен так себя чувствовать». На самом деле, довольно часто родители или прямо, или косвенно не одобряют негативные чувства ребенка. Ты не имеешь права чувствовать себя несчастным, потому что я все для тебя делаю/ты мужик/ты личность и т.п. Есть масса событий в жизни, которые действительно расстраивают. Запрет на эмоции может оказать очень негативный эффект на развитие ребенка.

2. «Чего ты разревелся?». Иногда ребенку просто надо всплакнуть, чтобы успокоится. Но родители часто воспринимают плач как вызов своему родительству, своей способности в создании счастливого детства или же вообще признаки, что малыш вырастет «сопливым пацифистом». На самом деле, выдержанный человек — это не тот, который умело может подавлять негативные эмоции, а который может правильно управлять и пересматривать неприятные события в своей жизни.

3. «Ты преувеличиваешь». Дети преувеличивают. В силу особенностей восприятия и понимания времени и событий, многие события для них кажутся более персональными, чем есть на самом деле. Многие события, которые совершенно будничны для взрослых, для детей имеют громадное значение и окрашены в довольно сильные эмоции.

4. «Ты просто врешь!». Разные события могут рассматриваться по-разному ребенком и взрослым. Это, опять же, в силу особенностей восприятия. Грустный человек может казаться злым, болонка — громадным псом, расстояние до дома — громадным, время, проведенное с другом, — коротким… Если родитель не хочет признавать каких-то моментов или же не хочет, чтобы ребенок поднимал те или иные темы, то он может обвинить ребенка во вранье. Затем формируется неуверенность в оценке реальности и собственном мнении по поводу этого. Это правда или я снова хочу соврать людям?

5. «Ты такой, как твой (вставить имя родственника, который в данном контексте оценивается негативно)». Такое сравнение часто используется родителями не то, чтобы по существу, а для того, чтобы сбросить неприятные эмоции и чувства отсутствия контроля над ситуацией.

6. «Тебе уже пора быть как твоя сестра/брат/я в твои годы уже…». Фактически, это послание о том, что ребенок для родителей недостаточно хорош и должен над собой работать. Он смущает родителей какими-то своими действиями, они не хотят заниматься его проблемами, или хотят, чтобы ребенок решал их проблемы.

7. «Веди себя уже как взрослый!». Дети ведут себя как дети. Родителям скучно, родители хотят заниматься своим и чтобы им не мешали. Взрослый человек продолжает сомневаться в том, а уместен ли он в целом. Вот если я уроню сейчас ручку, то что? Я как дурак? Это то самое постыдное детство во мне играет, которое должно уже кончиться?

8. «Не расстраивай меня». Иногда родители избегают чувствовать себя несостоятельными даже в малом, поэтому, совершенно не хотят слышать о том, что у ребенка проблемы. Они хотят слышать только о хороших результатах и достижениях. В результате, ребенок формирует мнение, что его проблемы никому не интересны и только расстраивают. А поэтому, все нужно держать при себе, иначе тебя любить не будут.

9. «Ты слишком мал/глуп/слаб/наивен, чтобы делать это» Да, дети такие. Но часто в подобном обращении звучит потребность контролировать жизнь ребенка.

Эмоциональная инвалидизация довольно сильно деформирует понятие ребенка о том, что такое нормальные эмоции и что такое нормальный способ их проявления. Даже если он, в дальнейшем, вполне успешно функционирует в обществе, у него часто возникают сомнения и тревога по поводу того, адекватен ли он в тех или иных ситуациях, не вызовет ли негативную реакцию окружающих, если проявит свои эмоции или выскажет свое мнение или желания.
источник