LF

 

 

Мнения экспертов ПостНауки о роли зарубежных специалистов в российской науке

В формате «Точка зрения» ПостНаука знакомит читателей с мнениями наших экспертов об актуальных проблемах общества, образования и науки. В новом выпуске мы попросили наших авторов высказать свою точку зрения о роли иностранных ученых в развитии российского высшего образования.

 

Станислав Протасов

кандидат физико-математических наук, МФТИ

В первую очередь в России копируются педагогические методики, которые являются инновационными за рубежом. Привлекать опыт инновационных педагогов в технических специальностях в том числе — это как минимум неплохо.

Важно понимать, что компьютерная наука практически не имеет границ. Мы всегда можем обратиться к курсам, доступным в интернете, всегда можем читать самые свежие учебники, и у нас нет дефицита знаний в области компьютерных наук. Например, Яндекс открывает факультет в Высшей школе экономики. В первую очередь организаторы заимствуют образовательные методики, подход к обучению, потому что материал ни для кого не закрыт. Все данные международно-доступные. Если ты знаешь английский язык, ты сможешь изучить ровно то же, что и студент любого западного университета.

Нужно разрабатывать новые подходы к образованию. Чтобы улучшить методику, не нужно привозить человека издалека и заставлять его делиться своими знаниями, потому что его знания не уникальны. К тому же компьютерные науки достаточно хорошо развиты в стране. У нас, может быть, не хватает выпускников для обеспечения рынка, но при этом наша школа — топовая, наши академические успехи в области компьютерных наук не отстают от западных.

Создаются передовые технологии, компьютерные науки очень хорошо преподаются в Москве в лучших вузах, в Петербурге есть ИТМО, который по всем характеристикам является одним из ведущих. Мне кажется, не нужно привлекать людей, важно разрабатывать методологию в компьютерных науках, а знания общедоступны.

 

 

Александр Сафонов

кандидат технических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН

Несмотря на то, что технологии связи по понятным причинам стратегически важны для страны, на сегодняшний день серьезных исследований и разработок в области телекоммуникаций в нашей стране, увы, почти не ведется. Исключения, и очень яркие, существуют, но их можно пересчитать по пальцам одной руки! Учитывая скорость, с которой меняется мир телекоммуникаций, вести преподавательскую деятельность в этой области могут только люди, работающие и ведущие исследования сегодня. По этой причине в современных вузах практически нет образовательных курсов, которые позволяли бы готовить специалистов, способных разрабатывать новые телекоммуникационные технологии. Специалисты телекоммуникационных операторов имеют дело с настройкой и обслуживанием оборудования, разработанного в других странах, очень поверхностно понимая, как сложно устроен телефон или модем для ноутбука, сколько блестящих открытий положено в их основу. Для восполнения этих пробелов в нашей стране, т. е. для перезапуска культуры образования, научных исследований и разработки технологий в области телекоммуникаций, приглашение западных (да сегодня уже и восточных!) ученых и инженеров — необходимость.

 

 

Игорь Петров

доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой информатики МФТИ, член-корреспондент РАН

Иностранных ученых приглашать нужно, но только так, чтобы «лоб об пол не расшибить». Что я имею в виду? Во-первых, их нужно приглашать на работу в те направления, которые у нас исчезли за последние 25-30 лет. Во-вторых, в первую очередь надо приглашать наших же ученых, которые уехали за границу и сейчас поддерживают неформальный контакт с российскими научными школами. В-третьих, их нужно приглашать не на позиции заведующих кафедрами, лабораториями, как сейчас это делается, а на должности высокооплачиваемых научных консультантов и научных сотрудников.

Заведующими лабораториями и директорами научных центров должны быть наши ученые, которые живут в России. Это весьма существенно, потому что мы должны отстаивать интересы своей науки. У иностранных ученых могут быть свои интересы. Я встречался с подобной ситуацией в своей практике, когда меня пригласили организовать некоторую лабораторию под руководством иностранного ученого. Он поставил задачи, которые были интересны ему, а у нас эти задачи были уже достигнуты, и нам это было неинтересно. Приглашая ученых из-за границы, мы должны тщательно проверять их квалификацию, потому что не раз были ситуации, когда у нас имелись гораздо более квалифицированные ученые, чем те, которых мы приглашали.

Приглашением зарубежных специалистов должны заниматься не чиновники, а ученые, в первую очередь ученые Российской академии наук. Наша академия наук очень высокого уровня, хотя сейчас на нее объявлена откровенная травля. Также в этом должны участвовать ученые из наших отраслевых институтов и ведущих университетов. Но именно ученые, а не чиновники, потому что чиновникам в науке делать нечего. Наука — это пространство, в котором должны быть люди, занимающиеся творческой работой.

Выращивать своих специалистов — это главная наша задача, и очень неправы те, кто говорит, что у нас отсталое высшее образование. Эти люди просто не знают, что такое высшее образование. У нас есть элитные вузы самого высокого мирового уровня, например МФТИ, механико-математический факультет МГУ, Новосибирский государственный университет, и еще десяток вузов, где работают квалифицированные специалисты, профессора самого высокого мирового уровня, которые готовы выращивать наших молодых ученых.

 

Источник