Дом летающих рекордсменов

Куда уходят списанные самолеты? Большинство, конечно, на переплавку.

А особо отличившиеся встречают старость в подмосковном Монино, в Центральном музее Военно-воздушных сил России, одном из самых крупных музеев в мире, где выставлены натурные летательные аппараты – от орнитолетов до сверхзвуковых истребителей.

Монино в цифрах

Музей появился в 1958 году на месте бывшего аэродрома, где во время войны базировались дальние бомбардировщики Ил-4. Три полуразрушенных ангара, 6 самолетов, 20 авиапулеметов и пушек – усилиями музейных работников, сотрудников военных ведомств и энтузиастов это небогатое послевоенное наследство превратилось в современный музейно-выставочный комплекс. Общая территория – примерно три стадиона «Лужники». Экспозиция насчитывает около 180 летательных аппаратов, большей частью оригинальных, среди которых всего несколько макетов.

Историю отечественной авиации здесь можно проследить шаг за шагом: от аэростатов и дореволюционных бипланов с фанерным корпусом, построенных по иностранным образцам на российских заводах (таковы, например, разведчик «Вуазен» и истребитель «Сопвич», одни из самых массовых самолетов Первой мировой) до современных Су-27, Миг-29 и боевых вертолетов Ми-24. Отдельный шестой ангар посвящен Второй мировой войне. Здесь выставлены легенды отечественной авиации – например, Ла-7, на котором Иван Кожедуб только по официальным данным сбил 62 немецких самолета.

Дом летающих рекордсменов

Фронтовой истребитель Ла-7 в Центральном музее ВВС РФ в Монино. Фото: Андрей Лукин / ТАСС

Хотя музей специализируется на военной авиации, в коллекции есть и гражданские самолеты, и даже произведения искусства. Многие образцы являются экспериментальными и существуют в единственном экземпляре, 78 экспонатов признаны памятниками науки и техники. Кроме летательных аппаратов, экспонируются вооружение, средства связи и спасения, крылатые ракеты, авиационные моторы и богатейшая коллекция фотографий и документов. Подобной экспозиции нет ни в одном музее мира.

Тайны ангара № 8

В восьмом ангаре выставлены необычные летательные аппараты. Вот воздушный велосипед «Летатлин» – красивая попытка реализовать до сих пор не сбывшуюся мечту человека взлететь, как птица, за счет силы собственных мускулов. Это творение советского художника и дизайнера Владимира Татлина, который хотел создать дешевый и массовый вид воздушного транспорта. В музее представлен единственный сохранившийся из трех сконструированных Татлиным в 1929–1932 годах «летающих велосипедов». Так и не взлетевший «Летатлин» остается памятником дерзости человеческой мысли.

Или ВВА-14 – экспериментальный самолет-амфибия с вертикальным взлетом, построенный в 1970-е советским инженером итальянского происхождения Робертом Бартини. Аппарат, напоминающий звездолет «Серенити» из одноименного научно-фантастического фильма и опрокидывающий стереотипы о внешнем облике воздушного судна и его возможностях. Бартини задумал невероятную машину, способную приземляться в любую погоду на практически любую поверхность, включая воду и снег, дрейфовать на море, обладающую грузоподъемностью воздушного судна, и при этом такую же скоростную, как самолет. При взгляде на него думается: «Это летать не может!» Однако ВВА-14 летал, и еще как летал! Прозванный за необычный внешний вид Змеем Горынычем, аппарат совершил 107 полетов. Однако из-за межведомственных дрязг перспективный проект был закрыт.

Из прочих экспонатов стоит отметить дископлан Суханова – похожую на летающую тарелку экспериментальную модель космического планера, созданную в конце 1970-х Миньоном Сухановым, которая предназначалась для спуска на Венеру. А еще БОР-5 (беспилотный орбитальный ракетоплан) – выполненную в масштабе 1:8 модель орбитального корабля «Буран». В 1985 году этого «малыша» запустили с космодрома Капустин Яр по суборбитальной траектории. Видно, как он обгорел при входе в атмосферу. Полученные данные использовали при проектировании «большого» «Бурана».

Воздушные рекордсмены

Ту-144 из-за своих внушительных габаритов (длина самолета – почти 60 метров, чуть меньше двух синих китов) стоит под открытым небом. Самолет-легенда, первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер, способный подняться на высоту 20 километров, в стратосферу, откуда Земля выглядит уже шариком, как из космического корабля. В мире существует только один самолет, который мог повторить подвиг Ту-144, – это британско-французский «Конкорд», уступавший советским лайнерам по ряду параметров. Эти «тушки» были спроектированы в 1960-х. Всего построено 16 аппаратов, из них более-менее сохранилось восемь. Выставленный в музее борт № 77106 налетал около 582 часов и прибыл в Монино своим ходом.

Дом летающих рекордсменов

Пассажирский самолет Ту-144 (в центре) и фронтовой истребитель МиГ-21 (слева). Фото: Борис Кавашкин / ТАСС

Ту-114 – еще одно пассажирское чудо КБ Туполева, созданное в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95. Это самый большой и самый скоростной в мире турбовинтовой пассажирский самолет. На Ту-114, выставленном в Монино, Никита Хрущев в 1959-м летал в Вашингтон. Трапа подходящей высоты в аэропорту не нашлось, и генсеку подогнали… пожарную лестницу.

Дом летающих рекордсменов

Экспонат музея Военно-воздушных сил РФ в Монино, пассажирский самолет Ту-114. Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Гигант В-12 – первое, что видят посетители на открытой площадке музея. Разработанный ОКБ Миля, этот самый тяжелый и грузоподъемный в мире вертолет предназначался для перевозки компонентов межконтинентальных баллистических ракет. В 1969 году на нем был установлен до сих пор не побитый мировой рекорд: В-12 поднял груз весом 40,2 тонны на высоту 2250 метров. Построено всего два таких монстра, один из которых хранится в родном ОКБ, а второй – в Монино.

Дом летающих рекордсменов

Тяжелый транспортный вертолет В-12 в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ в Монино. Фото: Андрей Лукин / ТАСС

Ми-26 – младший брат В-12, построенный в том же конструкторском бюро и впервые поднявшийся в воздух в 1977-м. Это самый тяжелый из серийных транспортных вертолетов в мире. «Мишки» показали себя отличными вояками в Афганском, Карабахском и обоих Чеченских конфликтах, участвовали в ликвидации последствий Чернобыльской аварии.
В общей сложности на монинских летательных аппаратах было установлено более 500 мировых рекордов. 

источник