Иван Р предлагает Вам запомнить сайт «Быть умным - это модно»
Вы хотите запомнить сайт «Быть умным - это модно»?
Да Нет
×

Основная статья: Искусство

Почему египтяне изображали людей плоскими


Древние египтяне известны своими феноменальными архитектурными постройками, произведениями искусства и большим пантеоном экзотических богов. Вера в загробную жизнь и все аспекты ее проявления и сделали египтян знаменитыми на весь мир. При просмотре множества художественных произведений тех лет можно заметить, что все люди и боги изображены в профиль (сбоку). На рисунках не применяется перспектива, нет «глубины» изображения.

Для чего же или почему применялся такой стиль?


Погребальный портрет юноши. Египет, II век н.э.

Можно было бы подумать, что дело было всего лишь в том, что только так и умели рисовать в Древнем Египте. Это же было очень и очень давно. Вспомните например наскальную живопись в пещерах — похоже. На самом деле писать реалистичные картины в Египте умели. Самый известный пример античной живописи – фаюмские портреты I-III веков н.э. Многие историки и искусствоведы ломают копья над вопросами искусственного примитивизма египетской живописи.
И вот какие идеи предлагаются …
В то время еще не изобрели «трехмерность» изображения


Египетские боги на стенах гробницы Нефертари

Все рисунки Древнего Египта сделаны «плоскими», но с мелкими деталями. Возможно, большинство художников было просто не способно к созданию сложных композиций с людьми в реалистичных позах. Поэтому приняли типовые каноны: головы и ноги всех людей и богов изображены в профиль. Плечи, наоборот, развернуты прямо. Руки сидящих всегда покоятся на коленях.
Умышленное упрощение как социальный аспект


Должностное лицо во время охоты на птиц

Египтяне изобрели отличный способ избавиться от третьего измерения и использовали это для представления социальной роли изображенных людей. Как представляли в те годы, на картине не могли быть рядом изображены фараон, бог и простой человек, ведь это возвеличивало последнего. Поэтому все фигуры делали разного размера: фараоны — самые крупные, сановники – меньше, рабочие и рабы – самые мелкие. Но тогда, реалистично рисуя двух человек разного статуса рядом, один из них выглядел бы ребенком. Лучше уж изображать людей схематично.
Вызовом считается прямой взгляд


В царстве животных: звери избегают смотреть друг другу в глаза. Вызовом считается прямой взгляд. Посмотрите, как дерутся собаки. Слабая — обращена к сильному сопернику в профиль, или подставляет шею. Боги — так высоки и священны, что человек, даже художник, имеет право лишь искоса наблюдать за жизнью всесильных. Прямо в глаза смотрит только Смерть, равно разгневанный бог. Поэтому человек может только наблюдать, и уж никак не участвовать в таинствах божественных литургий.

Второй ответ мог бы объяснить технологию изображения.
Раскрашенные, или вытесанные в камне фигуры весьма схожи с дагеротипами, и даже театром теней, который дожил до наших дней с глубокой древности.

Вспомним, как все мы с детства любили играть тенями рук. Дагеротипы легче воспринимаются именно в профиль. Древние мастера для шаблонов использовали тени, отброшенные на стены пирамид от факела или заходящего солнца. Такая технология заметно облегчала им изображение величественных гигантских фигур. Поэтому художники были исключительно жрецами, египтянами элитных кругов. Не использовать же для контуров божества тени презренного раба?

Освоив технику дагеротипа, египтяне, возможно, пошли дальше. Как красиво и естественно изображено движение на фресках. Откуда умение передачи шага, направления? Не существовало ли в прошлом непрочных аналогий с сегодняшним кинопрокатом, мультяшками или хотя бы Театром Теней? Возможно мы не все знаем о времяпровождении молодых фараонов, их праздниках почитания божеств и посвящений. Символично, что боги Египта не смотрят нам в лицо. Или мы не смотрим в их лица.
Религиозная версия


Загробный мир Древнего Египта

Согласно еще одной версии, египтяне умышленно делали рисунки людей двухмерными, «плоскими». Особенно это заметно на картинах, где присутствуют животные. Их древние мастера красочно выписывали, придавая реалистичные и элегантные позы.

Древние египтяне с их поклонением загробной жизни считали, что душа человека может путешествовать. А поскольку рисунки в основном выполнялись в гробницах и усыпальницах, то они могли бы «оживить» трехмерное живописное изображение умершего человека. Во избежание этого фигуры людей рисовали плоскими и в профиль. Так человеческое лицо более выразительно и его проще изобразить похожим.

Дабы не оживить изображение иудеи пошли еще дальше. Они вообще запретили человеческие изображения и потому в последующем многие евреиские художники (не все) рисовали людеи с искаженными пропорциями. Пример картины Шагала. В последствии этот запрет у иудеев заимствовали и мусульмане.

Некоторые версии конечно пересекаются между собой, но какая вам кажется наиболее вероятной? Или вы знаете другую версию?


11 янв, 03:30
0 0

10 невероятных витражей самой различной тематики со всего мира

Исторически витражи имели религиозную направленность. Они широко использовались для украшения церквей и храмов, для создания религиозных образов, иногда витражные окна представляли собой целые композиции на библейские сюжеты. Но наряду с этим встречаются и необычные витражи, выпадающие из церковной тематики и вызывающие неоднозначную реакцию.


1. «Вирусы гриппа»

Необычный витраж: «Вирусы гриппа».



На основании научных статей и очень красивых микрофотографий художница Дженни Хэммонд создала витраж с изображениями вирусов гриппа. В верхней части витража размещены рисунки, отражающие путь передачи вируса: птицы – свиньи – человек. Красный фон, на котором изображены вирусные частицы, символизирует лихорадку, сопровождающую заболевание. Показано также, как вирусные частицы проникают в дыхательные пути и размножаются.


2. Витраж в Королевской часовне Св. Кэтрин

Необычный витраж: «Военный вертолет».



Королевская часовня Св. Кэтрин является гарнизонной церковью, и в ознаменование 300-летия королевской артиллерии для нее был изготовлен витраж, на котором изображен военный вертолет «Мерлин», лодки и солдаты, пробирающиеся по берегу. Священник полка считает, что такой необычный витраж способствует интеграции христианской веры в полковую жизнь.


3. «Ондатра и цыпленок»

Необычный витраж: «Ондатра и цыпленок».



Один из необычных витражей находится в Епископальной церкви Св. Филиппа в штате Мэриленд. Он был сделан по просьбе одного из прихожан в память его умершей жены Амелии. На нем изображен священнослужитель, преподобный Томас, который помог организовать англиканскую церковь в Мэриленде в начале 1700-х годов, а в ногах у него – ондатра. Местное животное ондатра было выбрано по просьбе прихожанина, который хотел видеть на витраже еще что-то характерное для Восточной береговой зоны.


4. Витражи на рентгеновских снимках от Вима Дельвуа

Необычный витраж: рентгеновские снимки от Вима Дельвуа.



Витражи эпатажного бельгийского художника Вима Дельвуа весьма необычны. Вместо стекол он использует в них рентгеновские снимки скелетов, отдельных костей и черепов, создавая из них произведения искусства. Даже самые обычные по тематике витражи, изображающие сцены из Библии (распятие, поклонение волхвов и другие), Вим Дельвуа создает из этого необычного материала.


5. Витраж в Колледже Калхауна Йельского

«Расистский» витраж.



Витраж в Колледже Калхауна Йельского университета прославился тем, что его специально разбил чернокожий мойщик посуды за недостойный сюжет, «расистский» и «унижающий достоинство». На этом витраже были изображены два раба на хлопковой плантации, несущие хлопок в своих корзинах. После инцидента этот сотрудник был уволен. Но по официальной версии руководства университета поводом для его увольнения стало то, что осколки стекол создали угрозу безопасности прохожих.


6. «Флаг Конфедерации»

Необычный витраж: «Флаг Конфедерации».




На витражах окон в Вашингтонском Национальном кафедральном Соборе в честь генералов Джексона и Ли изображены два флага Конфедерации. Эти флаги использовались во время Гражданской войны Севера и Юга в США и поэтому напоминают о временах рабства и расовой дискриминации. Еще в 1958 году декан Собора Гэри Холл поставил вопрос об удалении флагов с окон и заменой их на однотонное стекло. В 2016 году представители церкви сообщили, что флаги все же будут убраны, этот вопрос прорабатывается.


7. Солнечные батареи

Необычный витраж из солнечных батарей.



Стеклянные фасады, автором создания которых является Сара Холл, представляют собой солнечные батареи различных размеров, расположенные между слоями цветного стекла. Они будут установлены в одном из соборов Канады. Эти фасады совмещают в себе функциональность солнечных батарей и красоту ручной росписи по стеклу. После завершения установки, как ожидается, за счет солнечных батарей будет производиться около 2,500 киловатт часов энергии в год, при этом потребность собора в электричестве будет покрыта полностью. Оставшаяся энергия будет питать энергосистему города.


8. Мемориал Американского легиона

Необычный витраж: «Идти домой».



27 мая 2013 года командир «поста» Американского легиона в Графтоне Джим Аренц и бывший командир Ол Ричардс открыли памятную доску-витраж с изображением пилота бомбардировщика B-24 лейтенанта Роя Хармса, погибшего вместе с членами экипажа во Второй мировой войне при очередном вылете. Между фигурами матроса и солдата, которые представляют морские и воздушные силы, участвующие в войне, изображен бомбардировщик B-24, обращенный в сторону родного города Хармса. Создатель витража Гэри Элшофф назвал его ”Идти домой”.


9. «Маппариум»

Необычный витраж: «Маппариум».



Маппариум – это огромный полый стеклянный глобус в Бостонской библиотеке. На его внутреннюю поверхность с помощью витражей нанесена политическая карта мира 1934 года, когда архитектор Честер Линдсей Черчилль его создал. Всего на весь витраж ушло более 600 стекол. Стеклянные панели были сделаны сменными, что позволило бы при необходимости изменить границы на этой карте. Вопрос замены панелей несколько раз обсуждался, и в 1960-х годах Маппариум окончательно признали бесценным произведением искусства, в связи с чем его обновления стали недопустимыми.


10. «Модель Далека»

Необычный витраж: «Модель Далека».



Далеки – мутанты-инопланетяне из британского научно-фантастического телесериала ”Доктор Кто”. Со времени появления они были представлены во множестве моделей и вариаций. Обычно их делают из металла, с одной телескопической рукой и куполом, в котором и находится сам мутант. Одну из таких моделей, необычную и привлекающую внимание, придумал Гари Пулман, автор нескольких фантастических романов. Его модель сделана из железа и покрыта витражными панелями с рисунками на религиозную тему. Вертикальные стекла витражей вокруг нижней половины этого существа напоминают выгнутые окна, состоящие из 4 стекол. 

10 янв, 05:00
0 0

10 ранних изображений Христа: от мозаик и рельефов до древних карикатур

Изображения Иисуса Христа на иконах подчиняются определенным канонам и почти всегда легко узнаваемы - Христос в младенчестве на руках у Девы Марии, Пантократор ("Вседержатель") и Христос-Страстотерпец, страдающий Христос. Однако в раннем периоде изображения Христа были гораздо разнообразнее.


1. Христос - Добрый Пастырь

Раннее изображение Христос - Добрый Пастырь.



Мавзолей Галлы Плацидии
В раннем христианстве Христос часто изображался в образе простого деревенского пастуха. На мозаике, хранящейся в Мавзолее Галлы Плацидии в Равенне, молодой юноша Иисус совсем не выглядит, как деревенский пастух, хотя тоже пасет овец. Облаченный в дорогие одежды, он, сидя в величественной позе на пригорке, символизирующем трон, держит в одной руке крест, ассоциирующийся с императорским жезлом. Очевидно, это была попытка соединить политическую власть императора и божественную силу Иисуса


2. Деревянные двери церкви Санта Сабины

Раннее изображение Христа на деревянной двери церкви Санта Сабины.



Церковь Санта Сабины, Рим
Старейшая в Риме церковь Санта Сабины, построенная в 432 году, прекрасно сохранила не только свой первоначальный архитектурный облик, но даже и деревянные двери с панелями. На них неизвестным мастером вырезан рельеф, иллюстрирующий различные сцены из Библии. Среди прочих здесь имеется и одно из самых ранних изображений замученного Христа, на котором он изображен как длинноволосый и бородатый человек, свисающий с креста.


3. Христос, попирающий зверей

Раннее изображение Христа в часовне архиепископа в Равенне.



Часовня архиепископа, Равенна
В часовне архиепископа в Равенне хранится мозаика с изображением Христа, стоящего на шеях льва и змеи. Образы эти восходят к священному писанию. Композиция основана на священном писании. В Псалме 91.13 говорится: если Вы любите Бога: ”Вы будете Наступать на льва и кобру, Вы растопчете великого льва и змею”. Молодой, безбородый Христос на этой мозаике изображен в облачении воина.. В правой руке он держит крест, в левой – книгу, на которой видна надпись «Ego sum via, veritaset, vita». Часовня была построена в V веке, в период борьбы между различными христианскими сектами, возможно, с этим и связан образ Христа-воина. 


4. Исцеление истекающей кровью женщины

Раннее изображение Христа в римских катакомбах.



Катакомбы Марселлинуса и Питера
Знаменитые римские катакомбы использовались христианами, как места погребений. На стенах катакомб святых Марселлинуса и Питера, построенных во втором или третьем веке, среди тысяч захоронений находится одно из самых ранних изображений, иллюстрирующих Евангельский рассказ о спасении Христом женщины, кровоточившей в течение 12 лет, и которую спасла только ее вера в Христа.


5. Исцеление парализованного человека

Раннее изображение Христа, исцеляющего парализованного человека.



Сирия 
Одна из самых известных историй из Нового Завета - исцеление Иисусом парализованного человека. Друзья так отчаянно пытаются попасть к Иисусу, что они срывают крышу на доме, в котором находится Иисус, и опускают больного внутрь вместе с постелью. Увидев это, Иисус сказал ему: ”Вставай, бери свою постель и иди домой”. После этих слов человек действительно встал и ушел. Фреска, иллюстрирующая эту историю, была обнаружена на стене церкви в Сирии. Датирована она примерно 230 годом. 


6. Мадонна с младенцем

Раннее изображение Христа: Мадонна с младенцем.



Катакомбы Присциллы, Рим
Катакомбы Присциллы - самые древние в Риме. Однако, они известны не только этим. Благодаря археологическим раскопкам, там была найдена древнейшая фреска, на которой изображена Богоматерь с младенцем на руках. Рядом с ней стоит один из пророков, в одной руке держащий книгу, а другой – указывающий на звезду. Фреска находится на потолке над могилой Святой Присциллы и датируется примерно 225 годом н.э. 


7. Добрый Пастырь

Раннее изображение Христа: Добрый Пастырь.



Св. Каллисто, Рим
В христианских катакомбах очень часто изображали Христа в образе Доброго Пастыря. И катакомбы Каллиста, самое крупное подземное захоронение христиан Рима, не исключение – там тоже имеется такое. На нем Христос изображен как молодой юноша, простой пастух, с ведерком молока, для того, чтобы подкармливать овец. На плечах у юноши – ягненок. Это одно из самых известных ранних изображений такого типа.


8. Мозаика в храме св. Марии

Раннее изображение Христа в церкви Св. Марии в Хинтоне.



Хинтон
Напольная мозаика в церкви Св. Марии в Хинтоне необычна тем, что на ней смешаны христианские и языческие образы. Создана она в начале IV в., когда в Римской империи официально приняли христианство. На этой мозаике греческий мифологический герой, изображенный сидящим на крылатом Пегасе, соседствует с погрудным изображением безбородого мужчины. За головой этого мужчины – две греческие литеры «ки» и «ро», При скрещении они образуют монограмму имени Христа. В те далекие времена такая монограмма являлась символом христианства. Считается, что на этой мозаике впервые Христос изображен в образе человека, до этого христиане для этой цели пользовались исключительно символами.


9. Распятие на пластинке из слоновой кости

Раннее изображение Христа: распятие на пластинке из слоновой кости.



Британский музей
В Британском музее хранится пластинка из слоновой кости, сделанная в Риме в V веке, на которой вырезано панно с изображением распятия. Предполагают, что на нем впервые изображена фигура распятого Христа, а не символический крест. На панно вырезана и фигура повесившегося Иуды, а под ним - мешок с рассыпанными сребрениками, которые он получил за свое предательство. 


10. Граффито Алексаменоса

Граффито Алексаменоса в Антикварном музее Палатина.



Рим
Рисунок-граффити, найденный на одной из стен в Риме, сейчас хранится в Антикварном музее Палатина и носит название Граффито Алексаменоса. Он представляет собой одно из самых первых изображений распятия Христа, правда, в карикатурной форме, поэтому второе его название – Богохульное граффито. На рисунке изображен человек, поклоняющийся распятой на кресте фигуре с ослиной головой. Рисунок сопровождается надписью "Алексаменос поклоняется Богу своему", Автор этого рисунка явно не был христианином.





9 янв, 03:00
0 0

7 роковых картин, тайна которых до сих пор не разгадана


8 янв, 04:30
0 0

Невероятные резные миниатюры XVI века, некоторые детали которых видны только под микроскопом

Молитвенные «орехи» - яркий образец мастерства голландских умельцев XVI века. Эти резные миниатюры использовались во время молитв и вешались на четки. Владение таким произведением искусства означало не только чрезвычайную набожность человека, но и его высокий социальный статус, т. к. каждый «орех» стоил целое состояние.



Миниатюра, вырезанная из дерева голландскими мастерами.


До сегодняшнего дня дошло только 135 известных резных миниатюр на религиозные темы. Каждая из них изготовлена из самшита, древесина которого идеально подходит для мелких работ резчиков. 



Молитвенный «орех» диаметров не более 5 см.


Ученые считают, что молитвенные «орехи» (prayer nuts) были изготовлены в короткий период между 1500 и 1530 гг. в Нидерландах или Фландрии. Аристократы и богачи стремились заполучить для себя подобные резные миниатюры, т. к. они стоили невероятно дорого, тем самым указывая на высокий социальный статус владельцев. Наступившая Реформация повлекла за собой большие перемены в догмах католического христианства. Помимо прочего приветствовалась скромность, поэтому такие аксессуары, как молитвенные «орехи», вышли из моды.



Невероятные изделия на религиозную тематику, датированные XVI веком.





Молитвенный «орех» - показатель высокого статуса владельца.


При помощи микрокомпьютерной томографии и 3D-моделирования исследователи выяснили, что резные миниатюры гораздо запутаннее, нежели может показаться на первый взгляд. Изнутри фигурки настолько плотно прилегают друг к другу, что стыки между ними можно обнаружить только путем использования микроскопа или рентгена. Остается лишь восхищаться умениями мастеров прошлого.



Молитвенный «орех» - резная миниатюра XVI века.



6 янв, 03:30
0 0

20 необычных произведений искусства, удививших публику в 2016 году

Случается, что искусство приобретает весьма неожиданные формы и действительно удивляет даже самых тонких ценителей. Появлялись такие творения и в 2016 году. В этом обзоре 20 картин, авторы которых подошли к их созданию неординарно.


1. Манабу Икеда (Manabu Ikeda)




На написание картины цветными ручками у художника ушло 3,5 года.



2. Чи Хитотсума




Анималистическая скульптура из мокрых газет.



3. Реиша Перлматтер (Reisha Perlmutter)




Гиперреалистичный портрет девушки под водой.



4. Сигалит Ландау (Sigalit Landau)




Художник оставил платье в Мёртвом море на 2 года, и оно превратилось в шедевр из морской соли.



5. Фра Бианкошока (Fra Biancoshock)




Забавная инсталляция по превращению подземных люков в маленькие комнаты.



6. Михо Хирано (Miho Hirano)




Картина написана в традиционном японском стиле.



7. Тану (Tanu)




Невероятная конструкция из монет, созданная японским скульптором.



8. Сидни Хэнсон (Sydney Hanson)




Работа американской художницы, которая рисует самые очаровательные иллюстрации.



9. Чарльз Клэри (Charles Clary)




Автор использует резьбу по стопкам цветной бумаги, заполняя ими дыры в стенах, создавая этим сюрреалистичные работы.



10. Дэвид Морено (David Moreno)




Из проволоки художник создает скульптуры с эффектом карандашных набросков.



11. Роне (Rone)





Недолговечность красоты в разрушающихся интерьерах.



12. Эмануэль Дасканио (Emanuele Dascanio)




Художник-гиперреалист, поражающий своими монохромными работами.



13. Ольга Кураева




Образ балерины в движении.



14. Лорис Чеккини (Loris Cecchini)




Художница изобразила вибрацию, бьющую пульсом из стен её выставок в проекте «Wallwave Vibrations».



15. Художник Kelogsloops




Акварельный портрет.



16. Нир Ариели (Nir Arieli)




Красота тел танцоров в неподвижности.



17. Мишель Диксон (Michelle Dickson)




Своеобразные скульптуры из гипсовых слепков и деревянных коряг, посвященные памяти и её распаду.



18. Тереза Эллиотт (Teresa Elliott)




Художник создает удивительно фотореалистичные картины.



19. Томас Дарнелл (Thomas Darnell)




Медитативная живопись.



20. Феликс Эрнандес (Felix Hernandez)




Художник, которого Audi попросила снять их автомобиль за $ 160 тыс, он просто обошелся игрушкой за $ 40.



4 янв, 04:30
0 0

Скандальная «Мадонна» Мунка: почему знаменитая картина вызвала неоднозначную реакцию в обществе

Картина Эдварда Мунка «Мадонна» в конце XIX в. вызвала широкий резонанс. Обнаженная женщина с распущенными волосами и полуприкрытыми в экстазе глазами не вызывала никаких ассоциаций с Девой Марией. Единственное, что напоминало канонические изображения Мадонны, – нимб над ее головой, но он почему-то был красного цвета. Эта женщина была больше похожа на любовницу в момент пика чувственного наслаждения, чем на библейский персонаж. На художника обрушилась волна негодования.



Эдвард Мунк. Автопортрет с бутылкой вина, 1906 | Фото: artchive.ru


Мунк создал пять версий этой картины и литографию. Каждый из вариантов, согласно замыслу, должен был соответствовать основным этапам жизненного пути женщины: зачатие ребенка, рождение потомства и смерть. Именно в продолжении рода видел художник главное женское предназначение. Первая версия «Мадонны» также носила название «Зачатие» или «Любящая женщина». Поза женщина заставляет предположить, что она изображена лежащей, с запрокинутой головой. Вторую стадию – рождение потомства – художник изобразил в литографии 1895 г. Она повторяла первую версию, но тут в нижнем углу был изображен эмбрион, а на раме – сперматозоиды. Каждый из вариантов картины был не повторением ее темы, а дополнением и развитием.



Эдвард Мунк. Автопортрет с зажженной сигаретой, 1895 | Фото: artchive.ru


Как во всех картинах норвежского экспрессиониста, доминирующее значение здесь имеет цвет. Несмотря на выбранную тему, которая ожидаемо предполагает ассоциации с любовью, страстью и животворящей энергией, цветовая гамма производит гнетущее впечатление и вызывает ощущение тревоги. И это именно тот эффект, который намеревался создать художник, – размытые изогнутые линии словно обволакивают тело женщины и заключают его в плотное кольцо. Автору была близка идея самоотречения во имя любви и тема губительной природы человеческих страстей. 



Эдвард Мунк. Мадонна, 1894-1895 | Фото: artchive.ru


Темная палитра красок и странная поза женщины заставляют задуматься: находится ли она на пике наслаждения или изображена в момент последнего вздоха, когда душа покидает тело? Любовь и смерть в работах Мунка часто становятся синонимичными понятиями. По мнению художника, «любовь – божественное чувство, и каждая новая влюбленность обязательно несет в себе оттенок скорби по кусочку собственного «я», принесенному в дар объекту страсти». Поэтому в глазах Мунка влюбленная женщина – это Мадонна Скорбящая. В ХХ в. критики даже усматривали в этой картине предупреждение о надвигающейся угрозе для всего человечества.



Эдвард Мунк. Мадонна, 1895 | Фото: artversed.com

Картина «Мадонна» была впервые представлена публике в 1896 г. под названием «Влюбленная женщина». Критики назвали ее опасной для юных девушек, особенно вторую ее версию, с эмбрионом и сперматозоидами. А. Стриндберг в 1896 г. в своей рецензии на эту картину писал: «Скорее всего, здесь изображено зачатие – неважно, непорочное или грешное. Красный и золотой ореолы вокруг фигуры героини символизируют акт совокупления как единственного смысла существования любого существа, неспособного жить в одиночестве». 



Дагни Юль | Фото: liveinternet.ru


Мадонну Мунк писал с натурщицы Дагни Юль – женщины, которую называют роковой музой многих деятелей искусства того времени. Одно время она была любовницей Мунка, а на момент написания картины – женой его друга. За ее бесконечные романы Дагни именовали «пожирательницей мужчин». Тем более кощунственным было для современников увидеть ее в образе Мадонны.



Дагни Юль | Фото: georgianjournal.ge


Эдвард Мунк на самом деле не намеревался глумиться над христианскими ценностями, он пытался разглядеть земное в небесном, увидеть в Деве Марии обычную женщину, чтобы максимально ее очеловечить, сделать близкой и узнаваемой, возвеличить в ней земное, человеческое, смертное. В момент зарождения жизни женщина, по мнению художника, объединяет в себе святость и одухотворенность мира вместе с его страданиями и страхами. Отношение Мунка к женщинам было амбивалентным: красота для него всегда подразумевала смертельную опасность. «Женщина в ее тотальной изменчивости – это загадка для мужчины. Она одновременно святая и потаскуха, наркотик, страдание, человек… Человек, сводящий с ума…», – писал художник.



Картины *Крик* и *Мадонна* были похищены из музея в 2004 г. | Фото: etoday.ru


В 2004 г. из музея Мунка в Осло «Мадонна» была похищена вместе с другой знаменитой картиной художника – «Крик». Полотна были возвращены только спустя два года. Из-за полученных повреждений они не демонстрировались в течение двух лет, пока велись реставрационные работы. 



В 2006 г. *Мадонну* вернули в музей Мунка в Осло



21 дек 16, 05:30
0 0

Русско-американская судьба: почему самый "дорогой" художник-модернист покинул родину



Имя Николая Фешина хорошо известно не только в России, но и за рубежом. Уроженец Казани, он учился живописи у Ильи Репина, писал портреты, которые экспонировались по всему миру. Он покинул СССР в 1923 году, когда понял, что хочет посвятить себя искусству, а не работать на ниве политпропаганды. Эмиграция в Америку оказалась спасением: художник продолжил писать, построил уникальный дом, ставший впоследствии музеем, давал уроки живописи, обучая голливудских дизайнеров, фотографировал, путешествовал. Сегодня картины Николая Фешина оцениваются в миллионы долларов.





Николай Фешин. Портрет Сапожниковой, этюд, 1915 год


Николай Фешин родился в 1881 году, его детство и юность прошли в Казани. Будучи болезненным ребенком, он получил освобождение от посещения общеобразовательных предметов в школе, зато получил возможность все свободное время уделять творчеству. Он получил прекрасное образование в академии Ильи Репина, и сам преподавал в художественной школе в Казани. В 1916 году вошел в состав Императорской Академии художеств. Казалось, его творческая карьера сложилась успешно.



Николай Фешин. Обливание


Однако идиллический мир рухнул с революционными событиями. Фешин не принял переворот, считал, что в России к власти пришли люди, которые не имеют достаточных умений, чтобы изменить устройство государства. В 1917 году условия работы в Казанской школе стали невыносимыми: отопление отключили, работать приходилось в верхней одежде, после – случился пожар, и только чудом мастерскую художника смогли спасти. Фешин принял решение уехать жить за город, в Васильево. Там он писал картины, чтобы заработать на жизнь, сотрудничал с отделом политпропаганды и на заказ рисовал портреты общественных деятелей.



Николай Фешин. Фуксии

Когда в Казани начала работу Американская администрация помощи, Фешин стал сотрудничать с ней, в 1921-22 годах портреты на заказ он продавал за рубеж по цене 250 миллионов советских рублей, что по курсу равнялось 50 долларам. Постепенно Николай Фешин пришел к мысли об эмиграции, хотелось найти возможность для творчества, а не просто соответствовать конъюнктуре рынка.
Переезд в Нью-Йорк состоялся в 1923 году. Фешин питал самые теплые чувства к своей стране и родным, потому, даже будучи в Америке, часто обращался к близким сердцу темам в своем творчестве, писал многочисленные вариации портретов жены и дочери, охотно ему позировали русские артисты-невозвращенцы.



Николай Фешин. Дама в черном (Портрет А.Н.Фешиной), 1924 год


В 1926 году Николай Фешин задумался о переезде в небольшой городок Таос, поскольку у художника диагностировали туберкулез, и требовалось срочно поменять климат и подыскать тихое место для жизни. В Таосе он построил свой знаменитый дом из глины и соломы по образцу классических мексиканских жилищ. Сегодня этот дом стал музеем, туристы приезжают сюда, чтобы увидеть архитектурное чудо: в двухэтажном особняке 50 деревянных дверей, декорированных орнаментами, которые не повторяются, а также мебель и утварь, украшенная резьбой в русском стиле.



Николай Фешин. Маки


Первый успех Фешину принес портрет Надежды Сапожниковой. Девушка происходила из богатой купеческой семьи, брала уроки живописи у Фешина и согласилась сама стать натурщицей. Портрет был написан в 1908 году, признан критиками блестящей работой, выставлялся в Питсбурге. В дальнейшем Фешин писал преимущественно портреты, работал художник в традициях импрессионизма, предпочтение отдавал приглушенным краскам. Его картины эмоциональны, но при этом очень реалистично воссоздают окружающую действительность. Крупнейшая коллекция картин Фешина хранится в казанском музее, многие его работы находятся и за рубежом.



Николай Фешин. Девочка с острова Бали, 1934 год


Николай Фешин ушел из жизни в 1955 году, спустя почти 20 лет его дочь сумел перевезти прах отца в Казань, исполнив последнюю волю Фешина – покоиться на своей родине.
Источник: 

20 дек 16, 03:30
0 0

Главные легенды русского авангарда

Классический русский авангард – феноменальное явление начала прошлого века, охватившее все области искусства: от живописи и архитектуры до дизайна и книгопечатания. И откуда теперь черпают вдохновение современные мастера по всему миру, как не из русского авангарда?


Василий Кандинский

В белом II, 1923 год

Только ли импрессионистский «Стог сена» Клода Моне заставил юриста Василия Кандинского заняться живописью профессионально? Вероятно, значение имела и вологодская экспедиция, во время которой он был поражён, оказавшись внутри крестьянской избы-картины, и произведённое мировой наукой открытие о делении атома, предполагающее «разборку» мира на неосязаемые частицы, и опера Вагнера «Лоэнгрин», во время которой Кандинский отчётливо увидел цвета звуков. Каковы бы ни были причины, экс-юрист вошёл в историю мирового искусства как теоретик русского абстракционизма, несмотря на то, что скончался гражданином Франции.




Казимир Малевич

Черный квадрат, 1919 год

Иная метафизика цвета, отказ от буквального восприятия реальности, переход в «чистые» плоскости – теория супрематизма Малевича изначально не нашла понимания среди коллег-кубистов, но это не помешало ей стать мировой концепцией авангардного творчества. «Чёрный квадрат» стал «нулём форм», позволяющим выйти «из круга вещей». Кроме фундаментальных работ по теории супрематизма и признанных мировых шедевров авторству Малевича принадлежит, например, дизайн кружки с квадратной ручкой – очень неудобной, но весьма оригинальной.



Владимир Татлин

Модель памятника III Интернационалу, 1919-1920 годы

Родоначальник русского конструктивизма являлся страстным оппонентом Малевича. По одной из баек, он якобы выбил из-под теоретика супрематизма стул и предложил сидеть на цвете и геометрии. Татлин выступал за связь искусства с жизнью, а его революционными идеями вдохновлялись немецкие дадаисты. Башня Татлина хоть и осталась только проектом, но и сегодня считается одним из символов мирового авангарда. Конструкция железного монумента, включающая семь вращающихся по спиралям зданий различной формы, задумывалась как символ объединения людей, переставших понимать друг друга во время строительства Вавилонской башни. У памятника Третьему интернационалу было и практическое назначение – в нём должны были трудиться члены Коминтерна.



Павел Филонов

Ударники, 1935 год

В попытке противостоять методу Малевича и «живописному анекдоту» Татлина в 1914 году Филонов со товарищи издаёт «Сделанные картины» – манифест аналитического искусства с основной идеей «упорного рисования каждого атома». В 1936-м лидера русского авангарда обвиняют в «формализме». Тогда же возникает «филоновщина» – символ непролетарского искусства. Работы Филонова украшают лишь стены его скромного жилища, а сам он голодает, нерегулярно получая пенсию «научного сотрудника третьего разряда». Скончается Павел Николаевич в первые дни Ленинградской блокады на крыше дома при очередном дежурстве во время немецких авианалётов. Его теории окажут значительное влияние на последующие поколения художников и литераторов.



Эль Лисицкий

СССР на стройке, плакат, 1929 год

Человек, который создал новый вид творчества в Стране Советов – дизайн –
и совместно с Малевичем разрабатывал основы супрематизма, вошёл в историю мировой архитектуры как автор горизонтальных небоскрёбов. Когда Лазарь Мордухович (настоящее имя Эля Лисицкого) представил свой первый проект в СССР, его забраковали: построить такое невозможно. На трёх основательных опорах с шахтами лифтов базируются сами здания. Позднее похожие конструкции были реализованы архитекторами в Нидерландах, Германии, Китае, Эквадоре. Воспользовались идеями Лисицкого и проектировщики московской школы управления «Сколково».


Александр Родченко

Рекламный плакат для Моссельпрома, 1923 год

Таланты родоначальника советской рекламы и одного из теоретиков конструктивизма не ограничивались исключительно живописью. Он работал в графике, скульптуре, фотографии, сценографии. В начале 1933 года в рамках секретной командировки выполнял фотосъёмку строительства Беломорканала. Все дошедшие до наших дней работы мастера отличают необычные ракурсы. Он первым в СССР стал использовать фотомонтаж (коллажи-иллюстрации к поэме Маяковского «Про это»), и именно ему принадлежит известный рекламный плакат «Книги по всем отраслям знаний» с призывно кричащей Лилей Брик.



Варвара Степанова

Плакат Академии социального воспитания, 1923 год

Варвара Фёдоровна являлась не только соавтором многих работ супруга Александра Родченко, но и работала самостоятельно, выставляя авангардные полотна под псевдонимом Варст. Широко известны её революционные работы в области текстильного дизайна для Первой ситценабивной фабрики. Разделяя основные идеи конструктивизма и считая моду буржуазным явлением, она проектировала прозодежду – новую форму для трудящихся, которая должна быть функциональной, простой, эргономичной. Вместе с Любовью Поповой она разрабатывала новые принты для тканей. На смену цветочкам-лепесточкам пришли геометрические абстракции. В советских магазинах текстиль а-ля Степанова отрывали с руками.



Александра Экстер

Эскиз костюма к драме И. Ф. Анненского «Фамира Кифаред». Менада. 1916

Совместно с Поповой и Степановой работала и одна из ключевых фигур популярного сегодня ар-деко Александра Экстер. Она стала автором многочисленных работ для театра. Её костюмы для фантастического фильма 1924 года «Аэлита» были восторженно встречены в Венеции и Париже и позволили ей получить заказ на серию марионеток, идейное воплощение которых вдохновляло американский поп-арт 50-60-х годов. Интересно, что Экстер входила в группу модельеров, разработавших форму для Красной армии – серую шинель и знаменитую будёновку.


Владимир Шухов

Шуховская башня, 1919-1922 годы

По проектам выдающегося русского инженера и архитектора Владимира Шухова построено более двухсот башен по всему миру, в том числе и знаменитая телерадиовещательная башня на Шаболовке. Он разрабатывал технологии строительства для нефтяной промышленности, трубопроводов, мостостроения. Идеи академика легли в основу авангардной архитектуры. В частности, он первым в мире использовал гиперболоидные формы и стальные оболочки из сетки в качестве несущей конструкции здания. Шуховские решения активно используются современными архитекторами хай-тека Фуллером и Фостером.



Братья Веснины

Проект здания Наркомтяжпрома, 1936 год

Наиболее известным проектом советских архитекторов-конструктивистов Александра, Виктора и Леонида Весниных считается проект московского Дворца культуры ЗИЛ. Для 1930-х годов предложенные архитекторами решения отличались смелостью и несомненным новаторством. На 23 тысячах квадратных метрах разместились зрительные залы, обширные холлы, библиотека, зимний сад, а на крыше – обсерватория. Интересно, что для отдельных сцен стильного для своего времени «Чародеев» искать площадку для съёмок долго не пришлось – идеально подошли авангардные интерьеры, созданные Весниными. Кроме этого, братья спроектировали большое количество оригинальных зданий, которые были построены по всей России.


АСНОВА

Типография журнала "Огонек", 1930-1932 годы

В 1923 году в противовес конструктивистам и классическим архитектурным обществам рационалистами была создана Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА). Представители рационального направления русского авангарда проектировали функциональные и лаконичные здания строгих форм, огромное внимание уделяя психологическому восприятию объекта. Творческим лидером объединения стал Николай Ладовский. В частности, он предложил застраивать Москву по параболе. По его проекту центральная ось российской столицы совпадала с Тверской улицей, а сам город, разрастаясь на северо-запад, со временем соединился бы с Петербургом. В 1928 году один из учеников Ладовского Георгий Крутиков представил сенсационный проект парящего города-коммуны. Реализован он не был, в отличие от проекта Северного речного вокзала в Москве Владимира Кринского, ближайшего соратника Ладовского.



Константин Мельников

Ещё в 30-е годы Константин Мельников получил мировое признание как классик русского авангарда. Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке стал культовым объектом мировой архитектуры. В Москве сохранилось с десяток зданий, спроектированных архитектором, которые соперничают между собой в оригинальности. Дом культуры Русакова для служащих трамвайного депо венчает гигантская шестерёнка, выпирающая из фасада; центральный фасад клуба фабрики «Свобода» на Вятской выполнен в виде параллелепипеда. Главный вход в парк Горького также спроектирован Мельниковым. Интересно, что его проект саркофага Ленину в виде кристалла комиссией во главе с Дзержинским был признан лучшим.



Наталья Гончарова

Лев, 1911 год

Одна из «амазонок авангарда» Наталья Гончарова стояла у истоков русского примитивизма. Первые же выставленные ею работы, изображавшие обнажённых натурщиц, были названы порнографическими, а поздние картины снимались с выставок по религиозным соображениям. Образы Гончаровой доступны и понятны. На протяжении всей жизни она призывала «не следовать традиции, а жить в ней», черпая вдохновение в русском лубке и других видах народного творчества. В век расцвета индивидуализма она пропагандировала его неприятие. Дружившая с Гончаровой Цветаева писала, что та работает «без катастроф»: «всегда, везде и всё».


Михаил Ларионов

Венера и Михаил, 1912 год

Имя Натальи Гончаровой неразрывно связано в истории русского авангарда с её супругом Михаилом Ларионовым. Он начинает как импрессионист, но в итоге приходит к примитивизму. Возникновение русского абстракционизма принято связывать с полотном Ларионова «Стекло». К 1912 году он становится идейным вдохновителем и теоретиком нового направления беспредметного творчества – лучизма. На протяжении почти 10 лет вместе с супругой будет работать над декорациями и костюмами для постановок «Русских сезонов» Дягилева в Париже.


Аристарх Лентулов

Колокольня Ивана Великого, 1915 год

Талант классика русского авангарда называли жизнерадостным, темперамент – буйным, жизнелюбие – покоряющим. За необычный колорит полотен друзья в шутку называли Аристарха Васильевича Ярилой, а коллеги высоко ценили его смелые, порой отчаянные эксперименты. Сану священника Лентулов предпочёл искусство – дерзкое, солнечное, низвергающее любые авторитеты и штампы. В стремлении продемонстрировать превосходство русского таланта мастер любил повторять: «Мы – бунтовщики, а посему наш-то авангард покруче будет!»

20 дек 16, 03:00
0 0

«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова



П. Федотов. Завтрак аристократа (*Не в пору гость*), 1849-1850. Фрагмент | Фото: liveinternet.ru
В XIX в. Павел Федотов прославился как мастер бытовой живописи. Он работал в жанре, который называл «нравственно-критическими сценами из современной жизни». Особое значение во всех его работах имели детали, которые раскрывали внимательному зрителю истинный смысл сюжета. Множество незаметных на первый взгляд предметов на картине «Завтрак аристократа» позволяют сделать выводы о характере и образе жизни персонажа.



П. Федотов. Разборчивая невеста, 1847 | Фото: gallerix.ru


Идеи для своих картин художник часто черпал в художественной литературе и журнальной периодике. Так, например, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Крылова, а на создание «Завтрака аристократа» его вдохновил опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Автор фельетона, писатель И. Гончаров, с иронией говорил о столичных франтах: «Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами… он согласится два месяца дурно обедать». Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?».



П. Федотов. Автопортрет, 1848 | Фото: gallerix.ru


Тему «пускания пыли в глаза» Федотов неоднократно затрагивал в своих работах. Одно из его графических произведений сопровождалось надписью: «Эх, русская барыня, напоказ живешь!». Нынешним зрителям убранство комнаты, изображенной на картине, мало о чем говорит, однако современники автора понимали, что аристократ окружен модными и дорогими предметами. Тем сильнее становился комический эффект от скудного завтрака этого франта – куска черного хлеба, который хозяин впопыхах пытается прикрыть книгой.



П. Федотов. Завтрак аристократа (*Не в пору гость*), 1849-1850 | Фото: liveinternet.ru


Федотов называл свою картину «Не в пору гость». Название «Завтрак аристократа» появилось в прессе в 1862 г., уже после смерти художника, и сразу не прижилось, так как далеко не все улавливали иронию: ведь изображенный художником персонаж только хотел быть похожим на аристократа, не будучи им на самом деле. Этот типаж «царька среднего света», как назвал его писатель И. Панаев, высмеивали во многих литературных произведениях начала XIX в.



На картине Федотова важна каждая деталь | Фото: liveinternet.ru


Мы не видим посетителя и не знаем, кто на самом деле был незваным гостем – видна только его рука, отодвигающая занавесь. Палевый цвет перчаток позволяют сделать вывод о том, что действие происходит утром или днем – вечером полагалось носить белые перчатки.



П. Федотов. Завтрак аристократа. Фрагмент | Фото: vokrugsveta.ru
Реклама


Молодой «аристократ» одет по последней моде: восточный стиль в те времена считался шиком. На юноше дорогой шелковый халат, парчовая шапочка с бухарским орнаментом, шелковые шаровары и сафьяновые турецкие туфли. В середине XIX в. халаты такого фасона рекомендовали столичным денди в модных журналах. Но, как говорится, «на брюхе шелк, а в брюхе – щелк»! Шикарный персидский ковер изрядно поношен и давно не чищен.



На картине Федотова важна каждая деталь | Фото: liveinternet.ru


Несмотря на дорогие предметы одежды и интерьера, на бедственное положение героя, кроме куска черного хлеба, указывает и еще одна красноречивая деталь: на столе лежит кошелек, он вывернут наизнанку (очевидно, в результате судорожных поисков денег) – и мы видим, что он пуст. На столе стоит колокольчик, который обычно использовался для вызова слуг, но судя по тому, что гость застал юношу врасплох, о его приходе никто не доложил. По всей видимости, в доме только один лакей, и он куда-то отлучился.



П. Федотов. Завтрак аристократа. Фрагмент | Фото: liveinternet.ru


Любимым развлечением аристократов в XIX в. был театр. На спинке стула мы видим афиши спектаклей, а внизу лежит рекламный листок с надписью «устрицы», что рядом с куском черного хлеба на столе выглядит комично. Над столом висят гравюры – портреты известных в то время европейских танцовщиц, что свидетельствует об увлечении героя балетом.



П. Федотов. Завтрак аристократа. Фрагмент | Фото: vokrugsveta.ru


Герой старается следовать моде во всем – даже его собачка очень популярной на тот момент породы – пудель – пострижена «под льва». Сам император Николай I держал пуделя по кличке Гусар. Модным в 1840-х гг. было и курение папирос. И тут герой не отставал от всех: в пепельнице на столе лежит остаток папиросы.



Даже собачка пострижена по последней моде | Фото: vokrugsveta.ru


Немаловажные детали изображены под столом: это мусорная корзина и разбросанная рядом с ней колода карт. Корзина сделана из простой соломы, но в виде древнегреческой амфоры, которая, по словам искусствоведа Т. Ильиной, «словно пародирует своего хозяина... Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой. И образ нищеты как отсутствия денег перерастает в нечто большее – в образ нищеты духовной». А разбросанные на полу карты подсказывают причину, по которой герой промотал свое состояние.



На картине Федотова важна каждая деталь



19 дек 16, 05:30
0 0
Темы с 1 по 10 | всего: 118
Самые обсуждаемые
Любовь напоказ: 16 сексуальных фантазий, запечатленных в скульптуре

Любовь напоказ: 16 сексуальных фантазий, запечатленных в скульптуре

Более 10 лет назад в Южной Корее открылся весьма необычный и даже, можно сказать, скандальный парк Jeju Loveland. Все, что находится на его территории, в о

27 окт 16, 04:59
+315 226
Совершенство женского тела на черно-белых снимках фотографа из России

Совершенство женского тела на черно-белых снимках фотографа из России

Черно-белые снимки в стиле "ню"фотографа Антона Беловодченко представляют зрителю замысловатые композиции, в которые, будто оригами, складывается человеческо

3 дек 16, 00:02
+83 60
Уже 125 лет миллионы людей смотрят на эту картину Ван Гога. Но ЭТО заметили в ней только сейчас!

Уже 125 лет миллионы людей смотрят на эту картину Ван Гога. Но ЭТО заметили в ней только сейчас!

Оказывается, Винсент Ван Гог был не только гениальным художником, но он также был не менее блестящим ученым. Наука и искусство, казалось бы, понятия противор

16 янв 15, 08:30
+48 80
Самый быстрый удар в истории боевых искусств у Брюса Ли

Самый быстрый удар в истории боевых искусств у Брюса Ли

Скорость, с которой Брюс наносил удар с расстояния в один метр, составляет всего 0,05 секунды. Для сравнения – это одна двадцатая промежутка времени, за котор

20 дек 14, 12:00
+18 10
Ближе, чем в музее: как выглядит статуя обнаженного Давида на расстоянии вытянутой руки

Ближе, чем в музее: как выглядит статуя обнаженного Давида на расстоянии вытянутой руки

Мраморная статуя Давида работы Микеланджело является одной из самых известных и узнаваемых в мире, и достаточно хотя бы раз увидеть это изваяние своими г

8 дек 16, 04:00
+17 2
Минусовые
На грани фола: провокационные скульптуры, демонстрирующие юмор и сексуальность

На грани фола: провокационные скульптуры, демонстрирующие юмор и сексуальность

«I scream Daddio» - провокационные работы британского скульптора. Центральным культурным событием этого года считается Венецианская биеннале, участие в кото

17 май 15, 04:00
-17 10
7 самых провокационных произведений искусства

7 самых провокационных произведений искусства

Искусство часто рождается на грани провкации. Представляем наш обзор произведений искусства, вызывавших наибольший протест. Обнаженный Вольтер  Cкульп

17 апр 15, 04:30
-1 5
Художница-тетрахромат, которая видит в 100 раз больше цветов, чем обычные люди

Художница-тетрахромат, которая видит в 100 раз больше цветов, чем обычные люди

Тетрахроматы способны различать сотни тысяч оттенков цветов, которые недоступны обычному человеческому глазу. Кончетта Антико (Concetta Antico) – художница и

8 мар 16, 04:00
0 0
Трагическая судьба «Дамы в голубом», или загадка символа эпохи Серебряного века

Трагическая судьба «Дамы в голубом», или загадка символа эпохи Серебряного века

К. Сомов. Дама в голубом, 1897-1900 . Фрагмент | Фото: gallerix.ru «Даму в голубом» называют лучшей картиной художника К. Сомова, «Джокондой совреме

1 июл 16, 03:00
0 0
10 невероятных витражей самой различной тематики со всего мира

10 невероятных витражей самой различной тематики со всего мира

Исторически витражи имели религиозную направленность. Они широко использовались для украшения церквей и храмов, для создания религиозных образов, иногда

10 янв, 05:00
0 0

Сейчас онлайн

  • Дмитрий Кротов
  • Сергей Алексеев
  • Виктор Плясовских
  • Николай Новицкий
  • Никита Духовников
  • Алексанр Гуртовой
  • Эльдар Магеррамов
  • irakli gegechkori
  • Светлана Лобанова
  • Юрий Суханов
  • nina
  • Илья Бабаскин
  • Евгений Генерозов
  • Николай Мартын
  • Максим Шелкунов
Читать

Поиск по блогу

Последние комментарии