Иван Р предлагает Вам запомнить сайт «Быть умным - это модно»
Вы хотите запомнить сайт «Быть умным - это модно»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Основная статья: Искусство

История одного портрета кисти Серова: как сложилась судьба «девушки, освещенной солнцем»

Слева – В. Серов. Девушка, освещенная солнцем, 1888. Справа – Мария Симонович, фото 1884 г. | Фото: gallerix.ru и e-vesti.ru

Валентин Серов был самым известным и модным портретистом рубежа XIX-XX вв. и часто писал на заказ. Но у него были любимые натурщицы, с которыми он работал по собственному желанию. Одной из них стала двоюродная сестра художника Мария Симонович, в замужестве Львова. Серов написал 8 ее портретов, но один из них – настоящий шедевр. «Девушка, освещенная солнцем» пережила своего создателя и вошла в историю мировой живописи. Лицо этой девушки знакомо многим, но мало кто знает о том, как сложилась ее судьба.





В. Серов. Заросший пруд. Домотканово, 1888 | Фото: artscroll.ru


«Девушку, освещенную солнцем» Серов написал в 23 года. В 1888 г. он гостил в усадьбе Домотканово, у своего друга Владимира Дервиза. Тот был женат на одной из его двоюродных сестер – Надежде, а вторая сестра – Мария – и стала моделью, портрет которой решил написать художник.



В. Серов. Мария Яковлевна Симонович, 1879 | Фото: rulex.ru


Мария Симонович вспоминала, как позировала Серову: «После долгих поисков в саду для выбора места наконец остановились под деревом, где была врыта в землю деревянная скамья. Сидящий на ней освещался тем летним, играющим от листвы, колеблемой бесшумным ветерком, светом, который легко скользил по лицу... Он с удовольствием писал модель, которая его удовлетворяла больше всего, я думаю, как идеальная модель в смысле неуставаемости, держания позы и выражения... Я должна была постоянно думать о чем-нибудь приятном для того, чтобы не нарушать раз принятого выражения... Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь: он – удачным писанием, а я – важностью своего назначения... В начале четвертого месяца вдруг я почувствовала нетерпение; часто художник, желая достигнуть еще более совершенного, портит то, что есть. Я этого боялась и потому со спокойной совестью сбежала, именно сбежала в Петербург под предлогом своих занятий по скульптуре в школе Штиглица».



Мария Симонович, фото 1884 г. | Фото: e-vesti.ru


В 1890 г. в Париже Мария Яковлевна вышла замуж за врача-психиатра Соломона Львова. Он был политическим эмигрантом, и Мария осталась жить за границей вместе с супругом. Она часто приезжала в Россию и обязательно навещала сестру в Домотканово. В один из таких приездов в 1895 г. Серов написал еще один ее портрет, который стал восьмым и последним по счету, и подарил его Марии. 



В. Серов. Мария Яковлевна Львова (Симонович), 1895 | Фото: rulex.ru



В 1911 г. Серов скончался от приступа стенокардии в возрасте 46 лет. Игорь Грабарь, друг художника, вспоминал, как незадолго до смерти Серов зашел в галерею и долго молча стоял возле этой картины, а потом сказал: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло, тут весь выдохся. И самому мне чудно, что это я сделал. Тогда я вроде как с ума спятил. Надо это временами – нет-нет да малость и спятить. А то ничего не выйдет».



В. Серов. Девушка, освещенная солнцем, 1888 | Фото: gallerix.ru


В 1936 г. в письме сестре Мария Яковлевна рассказала интересную историю, связанную с «Девушкой, освещенной солнцем». Как-то раз к ним с мужем зашел в гости русский инженер, проводивший отпуск в Париже. Увидев на стене календарь с этим портретом, он признался, что эта незнакомка 30 лет назад стала его первой любовью: каждый день он ходил в Третьяковскую галерею, чтобы полюбоваться портретом. Он, конечно, не узнал в 71-летней хозяйке дома ту самую девушку. Он был очень удивлен этой встречей, признался, что у нее глаза все такие же, как на портрете, и на прощание сказал Марии: «Благодарю за глаза».



В. Серов. Портрет Н. Я. Дервиз (сестры Марии Симонович) с ребенком, 1889 | Фото: artchive.ru


В 1939 г. умер муж Марии Яковлевны, а вскоре началась Вторая мировая война. Ее сыновья были мобилизованы, и она осталась в Париже одна. В ее дневнике сохранились такие записи: «1943, июнь. Мне 78 лет, но живу еще, хотя чувствую, что кончина здесь, близко, сторожит удобный момент. Самое большое мое желание: это приехать в Россию, если не пожить, то по крайней мере взглянуть на всех понимающих меня и... умереть среди вас, чтобы и похоронили по русскому обычаю, и лежать в своей земле. 1944, май. Через месяц мне 80 лет. Русские молодцы, эти победы над немцами придают силу всем людям и надежду освободиться от ненавистного ига. Мое желание и убеждение: так как Серов – художник русский, то произведения его принадлежат русским, родине. Поэтому очень прошу моего сына Андрея сделать необходимые распоряжения и принести в дар Третьяковской галерее мой портрет, который пока находится у него».



Сын Марии, Андре Мишель Львов | Фото: liveinternet.ru


Мария Яковлевна дожила до 90 лет и умерла в Париже в 1955 г. Последний ее портрет кисти Серова, написанный в 1895 г., так и остался во Франции: сын Марии, микробиолог, лауреат Нобелевской премии Андре Мишель Львов после смерти матери передал картину в парижский музей Д’Орсэ.



В. Серов. Осенний вечер в Домотканово, 1886



21 апр, 06:00
+1 0

Неизвестный Иван Шишкин: какие личные драмы довели художника до отчаяния



119 лет назад, 20 марта (по старому стилю – 8 марта) 1898 г. ушел из жизни знаменитый русский художник-пейзажист Иван Шишкин. Он умер за мольбертом, его смерть была внезапной и наступила от разрыва сердца. Хрестоматийный образ Шишкина как «поэта природы» и «певца русского леса» не дает представления о том, какие страсти на самом деле бушевали в душе художника. Ему пришлось пережить столько личных трагедий, что такой исход был вполне закономерным.





И. Крамской. Портрет художника И. И. Шишкина, 1873. Фрагмент | Фото: artchive.ru


В первую половину жизни единственной страстью Ивана Шишкина была живопись. Он родился и вырос в Елабуге, на берегу Камы, и живописные окрестности вдохновляли его с самого детства. В 20 лет он отправился в Москву поступать в Училище живописи и ваяния. К своим занятиям он относился со всей серьезностью: «Художник должен быть высшим существом, живущим в идеальном мире искусства и стремящимся только к совершенствованию. Свойства художника: трезвость, умеренность во всем, любовь к искусству, скромность характера, добросовестность и честность… Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище».



Знаменитый художник-пейзажист Иван Шишкин и его жена Евгения | Фото: artchive.ru и liveinternet.ruн


В 1867 г. Шишкин начал обучать молодого художника Федора Васильева, а вскоре познакомился и с его сестрой – Евгенией, которая в 1868 г. стала его женой. На тот момент Шишкину было уже 36 лет, а его избраннице – 21 год. Племянница художника рассказывала: «Скитание по меблированным комнатам ему страшно надоело, и он всей душой предался семье и своему хозяйству. Для своих детей это был самый нежный, любящий отец, особенно пока дети были маленькие. Евгения Александровна была простая и хорошая женщина, и года ее жизни с Иваном Ивановичем прошли в тихой и мирной работе».



И. Шишкин изобразил свою жену на двух картинах: *Дама с собачкой*, 1868 и *Перед зеркалом. За чтением письма*, 1870 | Фото: artchive.ru


Они прожили вместе всего 6 лет. В 1872 г. у художника началась черная полоса в жизни: сначала умер его отец, потом – маленький сын Владимир. От чахотки скончался брат жены Федор, с которым Шишкин был очень дружен. А на следующий год болезнь забрала и любимую жену, спустя еще год умер сын Константин. У художника осталась только дочь Лидия. О том периоде он вспоминал с ужасом: «Белый свет померк, все, как в черно-белой гравюре, лишилось цвета. Вернула к жизни родная Елабуга».



И. Шишкин. Кама близ Елабуги, 1895 | Фото: cultobzor.ru




И. Шишкин. Богатый лог (Пихтовый лес на реке Каме), 1877 | Фото: artchive.ru


На какое-то время он перестал писать и пристрастился к алкоголю. Но живопись спасла его от отчаяния. В этот период художник создает картины, которые позже назовут его программными произведениями, жизнеутверждающими и прославляющими красоту русской природы. Однако на самом деле эти пейзажи вряд ли можно назвать идиллическими. На одной из самых известных его картин – «Рожь» – одна деталь заставляет некоторых исследователей сделать предположение о том, что она не написана с натуры, а добавлена преднамеренно. Погибшее дерево на заднем плане выглядит диссонансом на фоне этого торжества и могущества жизни. Возможно, таким образом автор обозначил личную трагедию: после потери отца, жены и двоих детей он сам чувствовал себя высохшим деревом.



И. Шишкин. Рожь, 1878 | Фото: muzei-mira.com




И. Шишкин. Горная дорожка в Крыму, 1879 | Фото: artchive.ru




И. Шишкин. Первый снег, 1875 | Фото: iskusstvu.ru


Возродиться к жизни ему помогла не только родная Елабуга, но и новое чувство, вспыхнувшее к художнице Ольге Лагоде. Она была одной из первых 30 женщин, принятых в качестве вольнослушательниц в Академию художеств. Ольга стала ученицей Шишкина, а в 1880 г. – его второй женой. У супругов родилась дочь Ксения, а через полтора месяца после ее рождения Ольга скончалась от воспаления брюшины. Ее смерть стала страшным ударом для художника, в письме другу он признавался: «Какую утрату я понес… Что это был за человек. Женщина, жена, мать, вместе с тем талантливая художница. Сердце замирает от боли». 



Ольга Лагода-Шишкина. Автопортрет. Наброски, 1880 | Фото: zdravrussia.ru




Знаменитый художник-пейзажист Иван Шишкин | Фото: ridus.ru


Сестра Ольги Виктория заменила новорожденной мать. Она жила в семье Шишкина, заботясь и о племяннице, и о его дочери от первого брака, и о нем самом. Его смерть стала для всех полной неожиданностью. Шишкину было 66 лет, он не жаловался на здоровье и продолжал писать. В то утро он, как обычно, занимался с учеником и работал над новой картиной «Лесное царство». Неожиданно он вздрогнул, уронил голову на грудь, ученик бросился к нему, но было уже поздно – смерть наступила мгновенно. Прибывший врач констатировал разрыв сердца.



И. Шишкин. На опушке соснового леса, 1897 | Фото: artchive.ru




Иван Шишкин у картины *На опушке соснового леса*, 1897



21 мар, 05:00
0 0

Самые дорогие мертвецы: ювелирное искусство для христианских святых

Мощи христианских святых, превращенные в предметы религиозного искусства.

Мощи христианских святых, превращенные в предметы религиозного искусства.
Идея райской загробной жизни всегда выглядела привлекательно в глазах простых людей, особенно в Средние века. А в некоторых церквях Германии, Швейцарии и Австрии ее понимали буквально. В XVI-XVII вв. скелеты христианских святых превращали в произведения искусства, одевая в дорогую одежду и украшая драгоценными камнями.




Украшенный драгоценностями скелет Святого Бенедикта.


В 1578 году были «заново открыты» римские катакомбы с сотнями захоронений. Глубоко под землей в гробницах хранились останки ранних христианских мучеников. Многие из них считались святыми за их храбрость и непоколебимую поддержку своей веры.

Некоторые из этих скелетов (получивших название «Катакомбные Святые») были затем развезены по всей Европе, но большая часть попала в Германию. Святые отцы распределили их в церкви, более всего пострадавшие в годы Реформации. В то время многие святые реликвии были разбиты, украдены или уничтожены.



Святой Валерий в Вайарне (Weyarn), Германия.




Мощи Святого Феликса привезли в Сурзее (Швейцария) в 1761 году.


Некоторые из обнаруженных «римских» скелетов так и остались безымянными, но прихожане их почитали наравне с известными святыми. Древние мощи украсили драгоценностями, золотой одеждой, дорогими тканями, зубными коронками и даже париками. Эти скелеты затем выставляли в церквях в назидание всем прихожанам. Это было своеобразное послание, что истинно верующих в загробном мире ждет богатство и изобилие. 

В эпоху Просвещения популярность дорого декорированных мрачных святынь постепенно угасла. Их убрали «с глаз долой» на долгое время, а вновь обнаружили совсем недавно.



Мощи Святого Винсента, укрытые золотой сеткой.


В тирольском Штамсе (Stams) хранится украшенный золотом скелет Святого Винсента (St. Vincentus). Поднятая рука закрывает лицо, символизируя скромность Святого.



Череп Святого Гетро (St. Getreu) в Урсберге, Германия, покрыт шелковой сеткой и украшением, сплетенным из тонкой проволоки с драгоценными камнями.




Святая Мундиция в мюнхенской церкви Святого Петра.


Святая Мундиция (St. Munditia) в церкви Святого Петра в Мюнхене держит чашу с высохшей кровью. Это символ и доказательство ее мученичества. Когда популярность «катакомбных святых» сошла на нет, останки Святой заколотили в ящик и спрятали от посторонних глаз.



Останки Святого Валентина в церковной одежде.


Скелет брата Адалбарта Старшего (Святой Валентин) в Вальдзассене (Waldsassen) наряжен в скуфию и тщательно продуманную, элегантно украшенную драгоценностями дьяконскую рясу, которая подчеркивает церковный статус умершего.



Рука святого Валентина.


Рука святого Валентина в Бад-Шуссенриде (Bad Schussenreid), Германия. Это один из нескольких «римских» скелетов, названных в честь популярного итальянского Святого.



Святой Фридрих в бенедиктинском аббатстве в Мельке, Австрия.


В бенедиктинском монастыре в Мельке хранится «римский» скелет Святого Фридриха. Фигура лежит, придерживая лавровую ветвь в знак победы.



Скелет Святого Альбертуса.


Прибытие мощей Святого Альбертуса, найденных в римских катакомбах в 1723 году, стало источником большого волнения среди прихожан церкви Святого Георгия в Бургрейне (Burgrain), Германия. Скелет в дорогих одеждах не только представляет «связь» с ранними христианами, но также демонстрирует богатство и красоту райских небес, ожидающих истинно верующих.



Святая Лучиана прибыла в немецкий монастырь в Хайлигкройцтале (Heiligkreuztal) в середине XVIII века и была украшена монахинями из Эннетаха.




Скелет Святого Деодата, привезенный из римских катакомб и украшенный в швейцарской церкви.


Останки Святого Деодата (St. Deodatus) в Рейнау (Rheinau), Швейцария, являются примером средневековой реставрации. На черепе с помощью воска и кусочков ткани было «нарощено» лицо святого.



В церкви Роггенбурга (Германия) кроме четырех скелетов также хранится череп неизвестного святого.



13 мар, 04:00
-1 1

5 гениальных изобретений прошлого, секрет которых не раскрыт и по сей день


В XXI веке люди склонны испытывать чувство превосходства, оглядываясь в прошлое. Однако для подобной надменность поводов нет. Несмотря на отсутствие передовых технологий, интенсивного развития науки, в древности было изобретено немало вещей, которые выходят за рамки современного понимания. Многие из них ученые не могут воссоздать до сих пор.

Скрипка Страдивари

Антонио Страдивари - итальянский создатель музыкальных инструментов. | Фото: set-info.ru.


Антонио Страдивари – создатель музыкальных инструментов, самые знаменитые из которых скрипки. До наших дней их дошло чуть более 700. Невероятное по чистоте и глубине звучание делает каждый инструмент Страдивари уникальным. Прошло почти 300 лет со дня смерти итальянского мастера, а его творения до сих пор живы. Более того, скрипки почти не постарели, и их звучание не ухудшилось. 



Скрипка Страдивари. | Фото: wpr.org.


Исследователи до сих пор теряются в догадках, как Страдивари удавалось достичь таких высот в изготовлении скрипок. Существует несколько популярных версий. Одни считают, что все дело в форме. Антонио Страдивари удлинил корпус инструмента, а внутри сделал заломы. Другие ученые склоняются к версии об особых материалах, из которых мастер делал скрипки: нижние деки выполнялись из клена, а верхние – из ели. Третьи утверждают, что все дело в особой пропитке. Мастер изначально вымачивал корпус в морской воде, а затем пропитывал его некими смесями с особыми смолами. 

Но, когда скрипку Страдивари покрывали современным лаком, звучание не менялось. В ходе другого эксперимента с нее соскребали лак полностью, но качество звука оставалось прежним. На сегодняшний день повторить творения великого мастера не может никто.

Гибкое стекло

Древнеримский стеклянный стакан. | Фото: en.wikipedia.org.


Римская легенда гласит, что когда-то существовало вещество, названное жидким стеклом. Политик Плиний Младший и историк Дион Кассий повсюду рассказывали о стекольщике, который создавал удивительные вещи. Дошло до того, что мастера доставили на суд к императору Тиберию в период между 14-м и 37-м годами нашей эры. Правитель взял чашу из гибкого стекла и бросил ее на пол. Чаша помялась, но не сломалась. Умелец устранил вмятину маленьким молоточком. Тиберий, опасаясь того, что новый материал может подорвать значимость серебра и золота, обезглавил стекольщика.

«Греческий огонь»

Миниатюра Мадридского Скилица, «Хроники» Иоанна Скилицы. | Фото: ru.wikipedia.org.


«Греческим огнем» называют некую горючую смесь, которая использовалась византийцами в морских сражениях, начиная с VII века. В исторических хрониках сохранилось описание действия этого вещества. На море «греческий огонь» был страшным оружием для кораблей противника. 

«Греческий огонь» изобрел инженер и архитектор Каллиник в 673 году. Устройство выглядело как медная труба («сифон»), из которой с громкими звуками вырывалась горючая смесь. Дальнобойность установок составляла 25-30 метров. «Греческий огонь» невозможно было потушить, он продолжал гореть и на поверхности воды. Последнее упоминание об использовании горючей смеси в сражении относится к 1453 году. Когда началась массовая эксплуатация оружия на основе пороха, «греческий огонь» потерял свою значимость, а его рецепт был утрачен.

Дамасская сталь

Рисунок дамасской стали. Имитация. | Фото: kulturologia.ru.


По легенде, клинки из дамасской стали могли рассечь падающий на лезвие волосок, легко разрубить железные доспехи. По прочности они многократно превосходили другие мечи. Отличительной чертой дамасской стали считали особые узоры на поверхности. Свое название сталь получила в честь столицы Сирии Дамаска, но известно, что в самом городе не занимались изготовлением оружия. Возможно, это связано с большим рынком в городе, где клинки продавали. К 1700-м годам секрет изготовления дамасской стали был утерян.

Митридатий

Митридатий - универсальное противоядие. | Фото: allday.com.


В древние времена митридатий считался абсолютным противоядием. Своим появлением он обязан понтийскому царю Митридату IV. Правитель считал, что родная мать ежедневно отравляет его малыми дозами яда. Тогда он изобрел зелье, состоящее из 65 ингредиентов. Благодаря антидоту, Митридату IV удавалось не раз избегать смерти. В Средние века митридатий считали панацеей от чумы. 

27 фев, 04:00
0 0

Топиари коты в исполнении Ричарда Сондерса







26 фев, 05:00
0 0

5 величайших произведений искусства, спасенных в годы Второй мировой войны

Война – это время тотального уничтожения людей, зданий, исторического наследия. В годы Второй мировой войны нацисты, помимо прочего, вели охоту на предметы мирового искусства. Чтобы спасти картины, скульптуры, их прятали в неприметные коробки, засыпали песком, вывозили в деревни. Благодаря таким действия, многие шедевры удалось спасти. Этот обзор - о пяти самых знаменитых из них.



1. «Мона Лиза» Леонардо да Винчи




«Мона Лизу» впервые показывают после войны. | Фото: louvre.fr.


Мало кто знает, сколько пришлось путешествовать знаменитой картине «Мона Лиза» во время Второй мировой. Когда объявили войну, наиболее значительные сокровища Лувра поместили в водонепроницаемые коробки и вывезли из Парижа в сельскую местность. Впервые покинув музей 28 августа 1939 года, «Мона Лиза» перемещалась еще пять раз, в том числе по замкам долины Луары и тихим аббатствам. Все это время знаменитое полотно находилось в простом неприметном ящике. Любители искусства вздохнули с облегчением, когда после войны картина вернулась в Лувр, где знаменитый портрет таинственно улыбается до сих пор.



Эвакуация предметов искусства из Лувра. Вывозят статую Ники Самофракийской. Фото: louvre.fr.



2. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи




Знаменитая «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. | Фото: commons.wikimedia.org.


Другой шедевр Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря», действительно едва не погиб во время войны. Изображение на стене церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане было тщательно укрыто мешками с песком и строительными лесами, что, вероятно, и спасло произведение Леонардо, когда Союзники бомбили город 15 августа 1943 г. Воздушный налет превратил все церкви в руины, но стена с «Тайной вечерей», на удивление, выстояла среди обломков.



«Тайная вечеря» в миланском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие перед Второй мировой войной. | Фото: witcombe.sbc.edu.




После воздушного налета. «Тайная вечеря» укрыта за лесами и мешками с песком. | Фото: monumentsmen.com.



3. Коллекция Принцхорна




Голова ведьмы. Автор – больной шизофренией Август Наттерер, 1915 год. | Фото: commons.wikimedia.org.


В годы Второй мировой войны были спасены и менее известные произведения искусства, например, коллекция Принцхорна. Это рисунки и картины, которые собирал немецкий доктор Ханс Принцхорн (Hans Prinzhorn) в университетской психиатрической клинике в Гейдельберге. Он практиковал в годы после Первой мировой войны и заинтересовался художественным творчеством душевнобольных. Нацисты уничтожили часть коллекции, около 5000 изображений от 450 пациентов. Они считались проявлением «дегенеративного» искусства, которое выходит за рамки идей совершенства. Позже такое проявление творчества стали называть ар брют, наивным искусством или примитивизмом. К счастью, часть коллекции была спрятана в хранилище университета, пережила войну и сейчас находится на постоянной экспозиции в клинике.



Письмо душевнобольной Эммы Хаук. 1909 год. | Фото: commons.wikimedia.org.



4. Алтарь Вита Ствоша




Алтарь Вита Ствоша в Мариацком костеле в Кракове. | Фото: drewno.pl.


Созданный в конце XV века алтарь церкви Успения Пресвятой Девы Марии в Кракове (Польша) является самым большим образцом религиозной готической скульптуры. Немецкий скульптор Вит Ствош (Veit Stoss) за двенадцать лет (1477-1489 гг.) создал удивительной красоты алтарь размером 13 на 11 метров, на который был потрачен годовой бюджет средневекового Кракова. Веками этот образец поздней готики стоял в церкви, но в 1939 году поляки его демонтировали и спрятали в разных ящиках по всей стране. Когда нацистская Германия оккупировала Польшу, контейнеры обнаружили и переправили в Рейх. Там алтарь хранился в подвалах Нюрнбергского замка, который позже был полностью разбомблен. Тем не менее, польские заключенные предупредили Сопротивление о присутствии алтаря, и тот был найден неповрежденным в уцелевшем подвале. В 1946 году алтарь Вита Ствоша вернули в Польшу и снова украсили им Мариацкий костел.



Поклонение волхвов. Элемент алтаря Вита Ствоша. | Фото: flickr.com.




Панно «Успение Богородицы». | Фото: ru.wikipedia.org.



5. Соляные копи в Альтаусзее




Шахта Альтауcзее в мае 1945 году. | Фото: en.wikipedia.org.


У Адольфа Гитлер были грандиозные представления о Музее фюрера (Führermuseum), в который планировалось собрать все чудеса европейского искусства, ограбив лучшие музеи на занятых территориях. Большая часть будущей коллекции едва не погибла в австрийских соляных шахтах Альтаусзее (Altaussee), в том числе произведения Микеланджело, Вермеера, Дюрера, а также Гентский алтарь ван Эйков. Шахты на самом деле планировалось взорвать, похоронив под землей 6500 картин. Но наступление американцев помешало уничтожить шахты. 



Гентский алтарь извлекают из шахты. | Фото: en.wikipedia.org.




Гентский алтарь – работа Хуберта и Яна ван Эйков. XV век.



24 фев, 04:30
0 0

Картина-ребус Рене Магритта «Влюбленные»: символы и смыслы


Сюрреалистические полотна
бельгийского художника Рене Магритта всегда вызывали множество споров, так как изображенные на них символы не позволяют дать однозначное объяснение их смысла. Картина «Влюбленные» (или «Любовники»), так же, как и большинство других работ художника, воспринимается как своеобразный ребус, требующий разгадки. Эта картина породила огромное количество интерпретаций, каждая из которых имеет право на жизнь.





Современная интерпретация *Влюбленных* Рене Магритта | Фото: surfingbird.com


Неизбежная ассоциация, возникающая при первом взгляде на полотно, – поговорка «любовь слепа», к которой отсылает и название картины, и закрытые лица влюбленных. Но вряд ли значение изображенного исчерпывается таким банальным, лежащим на поверхности смыслом. Магритт не только закрыл глаза влюбленным – он обмотал тканью их головы, что заставляет вспомнить еще одну метафору – «потерять голову от любви». Это порождает новые ассоциации: любовь не просто слепа, она лишает человека способности трезво мыслить. Влюбленные не только не замечают окружающий мир, но и не видят друг друга. Они полностью поглощены самой страстью, а не друг другом, поэтому лишены способности видеть и слышать что-то, кроме этой страсти. Поэтому даже в такие моменты они не могут преодолеть отчуждение. Отсюда интерпретация картины как приговора человеческим чувствам.



Современная интерпретация *Влюбленных* Рене Магритта | Фото: surfingbird.com


Поцелуй через покрывало наталкивает критиков и на мысль о том, что это, возможно, – ненастоящая любовь, не позволяющая людям прикоснуться друг к другу. Не любовь, а некий суррогат, иллюзия любви. Такую версию опровергают другие интерпретаторы, утверждающие, что Магритт изобразил самодостаточную любовь. Влюбленные не нуждаются в зрительном контакте – так как чувствуют друг друга даже тогда, когда не видят. То есть следующая версия: истинные чувства не знают никаких материальных преград.



Рене Магритт. Влюбленные, 1928 | Фото: artchive.ru


По мнению некоторых исследователей, ключ к пониманию «Влюбленных» дает вторая версия картины Магритта с таким же названием. На ней двое с закрытыми тканью лицами изображены не в момент поцелуя, а как будто после него. Здесь нет страсти – только умиротворение и нежность. Возможно, это апофеоз любви, и скрытый смысл состоит в том, что у человека в такие моменты открывается внутреннее зрение, которое позволяет ему увидеть и почувствовать мир по-новому. И никакие препятствия не помешают наслаждаться подлинной красотой этого мира.



Рене Магритт. Изобретение жизни, 1928 | Фото: artchive.ru


Наконец, историко-биографический подход дает возможность увидеть в этой картине еще один скрытый смысл. Рене Магритт неоднократно изображал людей с лицами, обмотанными тканью. Некоторые исследователи уверены в том, что это объясняется трагедией, которую художнику довелось пережить в 14 лет. Его мать покончила с собой, утопившись в реке. Однажды ночью она вышла из дома в одной сорочке и исчезла. А через несколько дней ее тело обнаружили в реке. Подол сорочки был обмотан вокруг головы. Художник избегал разговоров на эту тему даже с собственной женой и утверждал, что критики переоценивают влияние этого факта на его творчество, но неоднократно повторяющийся мотив «голова, обмотанная тканью» заставляет судить об обратном.



Рене Магритт. Суть дела, 1928. Фрагмент | Фото: gamestudies.ru


Биографы обращают внимание и на другой факт: Рене Магритт был страстным поклонником кинематографа, и фильмы о Фантомасе 1913-1914 гг. произвели на него большое впечатление, породив в нем интерес к играм в прятки. Отсюда и самый неожиданный вариант интерпретации: «Влюбленные» появились под влиянием фильмов о Фантомасе! Сложно сказать, насколько такая версия вероятна: картина была написана в 1928 г., и непосредственные впечатления от фильмов вряд ли в это время все еще были актуальными для художника.



Обложка дебютного альбома британской группы *Funeral For a Friend*, 2003 | Фото: ria.ru




Современная интерпретация *Влюбленных* Рене Магритта | Фото: surfingbird.com


Рене Магритт часто сам комментировал свои произведения, но эту картину он оставил без объяснений, предоставив право зрителям самостоятельно делать выводы о сути изображенного сюжета. Поэтому его картины часто называют ребусами, заставляющими задуматься о скрытых смыслах. 

21 фев, 03:30
0 0

«На бульваре»: что скрыто в деталях картины Владимира Маковского

Владимир Маковский. На бульваре, 1886-1887 | Фото: artchive.ru

7 февраля (по старому стилю – 26 января) исполняется 171 год со дня рождения знаменитого русского художника-передвижника Владимира Маковского. Его жанровые картины, на которых запечатлены сцены повседневной жизни простого народа, давно стали хрестоматийными. Самая известная из них – «На Бульваре» (1886-1887). Как и в большинстве работ художника, ее подлинная суть и глубокий психологизм раскрываются только при детальном изучении картины.





Константин Маковский. Портрет В. Е. Маковского, брата художника, 1868 | Фото: artcontext.info


Еще до отмены крепостного права крестьянам порой приходилось идти на заработки в город – «ходить по оброку». А после 1861 г. это явление стало повсеместным: так называемый «отхожий промысел» часто был единственным способом свести концы с концами. Крестьяне нанимались разнорабочими, бурлаками, приказчиками, мастеровыми, половыми в трактирах и т.д. При этом, оторвавшись от привычной среды, они нередко становились жертвами большого города: многие возвращались в деревню пьяницами или калеками. 



Владимир Маковский. Автопортрет, 1905 | Фото: artchive.ru


Именно этой теме и посвящена картина Маковского «На бульваре»: молодая жена приехала из деревни в Москву повидаться с мужем-мастеровым. На руках у нее младенец, которого, возможно, муж до этого и не видел. Но долгожданная встреча оказалась безрадостной: мужчина равнодушен и к жене, и к ребенку. Он скучает и тяготится этой необходимостью проводить выходной день не так, как обычно – в кабаке. Прежняя деревенская жизнь, так же, как и семья, стала для него далекой и чужой. Говорить им больше не о чем.



Владимир Маковский. На бульваре. Фрагмент | Фото: artchive.ru


Известный критик В. Стасов писал об этой картине: «Муж немного выпил, у него щеки рдеются, он играет на гармонике, заломив голову, о жене и ребенке, кажется, позабыл думать. А она, с довольно тупым и животным выражением, сидит, потупившись в землю, и, кажется, ничего, бедная, не понимает и не думает. Такой глубоко верный тип Владимир Маковский, да и кто угодно у нас, в первый раз затронул». На лице молодой крестьянки застыли отчаяние и безысходность – она вдруг увидела не того парня, за которого выходила замуж, а совсем чужого, очерствевшего и равнодушного человека. Все, что он к ней испытывает сейчас, – досада и стыд за такое рандеву на городском бульваре с деревенской женой.



Владимир Маковский. На бульваре. Фрагмент | Фото: artchive.ru


Раскрасневшиеся щеки мастерового, лихо заломленный картуз, расстегнутая верхняя пуговица косоворотки – эти детали указывают на то, что он нетрезв и наверняка проводит так свои выходные довольно часто. На нем красная рубаха, на жене – красная юбка, что позволяет сделать вывод о том, что этот день – праздничный или воскресный. В руках у него – гармоника, именно этот инструмент, а также фабричную среду, Шаляпин упрекал в том, что русский народ перестал петь свои прекрасные песни и перешел на частушки.



Владимир Маковский. На бульваре. Фрагмент | Фото: artchive.ru


Как и в других работах, Маковский придерживается документальной точности изображения. Передвижник А. Киселев отмечал: «Подобные пары можно наблюдать ежедневно на бульварах Москвы, примыкающих к Трубе, Сретенке и Мясницкой и переполненных рабочим и фабричным людом, почему наша, так называемая, порядочная публика не любит избирать эти бульвары местом своих прогулок». По-видимому, действие этой сцены происходит на Рождественском бульваре возле Трубной площади. А церковь, изображенная на заднем плане, – это, очевидно, церковь преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.



Владимир Маковский. На бульваре. Фрагмент | Фото: artchive.ru


Особого лиризма и драматизма художник достигает с помощью выбранного в качестве фона бытовой сцены унылого осеннего дня – серое небо, мокрые крыши домов, опавшие листья задают особый тон и настроение, усиливая ощущение безысходности. А случайные прохожие подчеркивают отчужденность главных персонажей от внешнего мира и друг от друга – они сидят рядом, но не вместе. Таким образом, в заурядной, на первый взгляд, будничной сцене скрыта семейная драма, одна из многих, которые так часто разыгрываются на улицах города. Художник словно подсмотрел ее случайно и сделал зрителей ее свидетелями.



Владимир Маковский. На бульваре. Фрагмент | Фото: artchive.ru


В 1960 г. во время историко-бытовой экспедиции сотрудники музея Переславля в селе Даратники встретили старушку – Ефросинью Немцову, которая заявила о том, что на картине Маковского изображены ее родители: «На ней изображены мой отец Афанасий Егорович и мать Аграфена Михайловна Филатовы. Отец, едва женившись, уехал на заработки в Москву и устроился дворником на Мясницкой улице. К нему часто приезжала молодая жена, моя мать. Там-то родилась и я. Отца и мать часто рисовали художники, потому что на Мясницкой улице находилось училище живописи».



Владимир Маковский. Автопортрет, 1893



8 фев, 05:00
0 0

Анатолий Харлампиев: человек, который стал отцом самбо

Анатолию Харлампиеву удалось создать боевую систему, способную сделать из простого советского гражданина супергероя. Вобрав в себя все лучшее, самбо стало нашим ответом дзюдо, карате и боксу. Ответом, который понятен без всяких слов.




Род Харлампиевых


Фамилия Харлампиев с греческого языка переводится как «сияющий свет». Дед Анатолия Харлампиева, Георгий, добросовестно дослужился до чина надворного советника, был уважаемым в обществе человеком и настоящим силачом.

В книге Эдуарда Хруцкого «Этот неистовый русский», рассказывается о том, что в семье Харлампиева большое значение уделялось физическим упражнениям, своего сына Аркадия Георгий Харлампиев воспитывал в строгой дисциплине, проводил с ним атлетические занятия.




Харлампиевы участвовали в кулачных боях на берегу или льду Днепра. Себя в качестве бойца Георгий Харлампиев не позиционировал, в то время всех физически развитых людей просто называли гимнастами.

Но гимнаст Георгий Харлампиев был особенным, он рвал пальцами трехкопеечную монету, однажды остановил руками понесшую лошадь.
Сын Георгия, Аркадий, был художником, альпинистом и первым профессиональным русским боксером. Для того, чтобы заработать деньги на пропитание семьи и обучение в парижской Академии изящных искусства, он принимал участие в боях за деньги под псевдонимом Шарль Лампье. Вернувшись в Россию, развивал бокс, преподавал в центральной школе милиции и других учебных заведениях, писал в соавторстве с Гретье и Градополовым учебные пособия по боксу, называя его «благородным искусством самозащиты».




Достойный сын и внук

Анатолий Харлампиев был, таким образом, потомственным бойцом. Его дед-силач и отец-боксер с раннего детства воспитывали ребенка в атмосфере уважения к атлетизму и тяжелому труду. В возрасте шести лет будущий «отец самбо» выступал в цирке, исполняя гимнастические кульбиты под куполом манежа.

В 16 лет он был уже разносторонне развитым спортсменом, ещё во время обучения в школе занимался силовой атлетикой, гимнастикой, борьбой, боксом, альпинизмом.



Однако Анатолий Харлампиев был не просто силачом и спортсменом, но и живо интересовался искусством, изучал живопись, скульптуру, учился в музыкальном техникуме. Однако его подлинной страстью все равно остаются единоборства. После школы Анатолий Харлампиев закончил курсы спортивных инструкторов и начал работать в Обществе строителей Международного Красного стадиона и Красном университете трудящихся Востока преподавателем физкультуры. В это же время Харлампиев познакомился с Николаем Подвойским, председателем Спортинтерна, который «подкинул» ему идею создания универсальной борьбы вольного стиля. Видимо, тогда Харлампиев и «загорелся».


Учителя

До сих пор, когда Харлампиева называют «отцом самбо», в интернете разгораются жаркие споры по поводу его «отцовства». Учителем Харлампиева был друг его отца Василий Ощепков. Он был настоящим «локомотивом» развития боевых искусств в России. В 1913 году Ощепков закончил в Японии школу «Кудокан», обучался он у самого Дзигоро Кано и стал третьим европейцем, получившим второй дан по дзюдо.

В России Ощепков открыл школу дзюдо, обучал рукопашному бою милиционеров и бойцов Красной армии, проводил турниры.




Однако Ощепков не только продвигал дзюдо, но и пошел дальше: ввел русские названия приемов, заменил поклон на рукопожатие до и после схватки, ввел весовые категории и «борцовки», изменил покров куртки и внедрил в арсенал дзюдо приемы из национальных видов борьбы, которые изучал, путешествуя по республикам Союза. Ощепкова действительно можно считать одним из патриархов самбо, но не отцом, а скорее «дедом». Систематизировал техники Советской вольной борьбы в одежде (так первоначально называлось самбо) уже Анатолий Харлампиев.


Перенимая навыки


Ещё во время своей работы в Красном университете трудящихся Востока Харлампиев получил возможность изучать различные техники единоборств, так как в учебном заведении обучались студенты с разных концов страны: со Средней Азии, из Сибири, с Дальнего Востока. Были и иностранцы - монголы, китайцы.

Позже Харлампиев, как и Ощепков, стал ездить по регионам, в кавказские и азиатские республики, сам участвовал в поединках, не уставая осваивать новые приемы.




Об этом периоде его жизни в 1983 году был снят фильм «Непобедимый», в котором роль Харлампиева исполнил Андрей Ростоцкий. К 1936 году, когда Харлампиев защищал диплом, он собрал уже более 1000 приемов из разных видов борьбы.
Сразу после начала Великой Отечественной войны, Харлампиев ушел добровольцем на фронт. Закончив войну в войсках, разгромивших Квантунскую армию, он также учился борьбе у пленных японцев, в обозе которых нашлось с десяток татами. Начав воевать простым солдатом, Харлампиев был демобилизован в звании старшего лейтенанта, заслужил ордена и медали.


Открытая система

В отличие от всех традиционных боевых искусств, самбо до сих пор является открытой системой. Первоначальный импульс к развитию был задан дзюдо, но самбо быстро его переросло, включив в свой арсенал не только приемы из национальных видов борьбы (куреша, чидаобы и других), но и техники армейских боевых систем.

В начале 60-х годов, в преддверии Токийской олимпиады, в СССР впервые прибыли лучшие дзюдоисты Японии со своими тренерами.

Когда они познакомились с советскими самбистами, сомнений у них не осталось - самбо - принципиально новая система.


Все для самбо


В 50-х годах японцы присвоили Харлампиеву почетный восьмой дан по дзюдо, что для неяпонца было просто немыслимо. За годы своей тренерской деятельности (только в МЭИ Харламипиев преподавал 25 лет) он подготовил 70 мастеров спорта. В 1961 году дзюдо было включено в программу Олимпийских игр, самбисты стали уходить из самбо в дзюдо, что не могло, конечно, нарвиться Анатолию Харлампиеву, но этот «исход» показал, насколько самбо универсальная система.

Доказывают это и успехи российских мастеров самбо в соревнованиях по смешанным единоборствам.



Харлампиев был предан самбо, вкладывая в его развитие всего себя. Даже когда самбо стало популярным видом спорта (его даже включили в нормы ГТО-2) и в залах не хватало места, Харлампиев не отказывал никому. Первая тренировка у мастера начиналась в 9 утра, последняя в 9 вечера.
Сам Харлампиев ничего не требовал за свои достижения для себя и своей семьи, долгое время жил в коммуналке. Одна комната была для него и спальней, и кабинетом, и кухней.
Скончался «отец самбо» в 1979 году, оставив после себя школу, мастеров и новый эффективный вид единоборства.

1 фев, 04:00
+5 2

10 древних примеров наскального искусства, которые хранят секреты человеческой цивилизации

Наскальная живопись: пещера Шове.

Наскальная живопись: пещера Шове.
Сегодня образцы наскальной живописи можно увидеть в различных точках нашей планеты. И всегда они – будь то иллюстрации древних о своём быте или ритуальные рисунки – вызывают особый интерес учёных. Ведь в каждом таком рисунке скрыты тайны истории нашей цивилизации.




1. Неолитическая картина рождения

Наскальная живопись: неолитическая картина рождения.



В 2005 году геологи сделали открытие, которое датируется эпохой неолита или палеолита, но оно весьма актуально и сегодня. Когда-то в маленькой пещере в пустыне Сахара в Египте родился ребенок и кто-то нарисовал эту сцену на потолку пещеры. 

Зачастую это изображение сравнивают с гораздо более известной картиной «вертепа», то оно на 3000 лет старше знаменитого рождения Иисуса. Новорожденного младенца поднимают между родителями, как самую большую ценность. Также при этом видна звезда на востоке. А ведь подобная картина была написана задолго до возникновения христианства.


2. Суданские раскопки

Наскальная живопись: суданские раскопки.



В Судане есть 15 мест, в которых встречается древняя наскальная живопись. В 2011 году в пустынной долине Вади Абу Дом были также найдены подобные изображения примерно в 30 разных местах. Коллекция этих изображений пополнялась с течением времени разными художниками. Рисунки, сделанные 1500 лет назад, прекрасно отображают тот период, когда в Судане появилось христианство: кресты, церкви и даже Святой Георгий на своей лошади. На 3000-летних изображениях можно увидеть домашний скот. А вот 5000-летние наскальные рисунки озадачивает даже экспертов. 

Это искусство просто необъяснимо. Оно выглядит, как спирали, «намотанные» настолько точно, что некоторые считают их самым ранним математическим изображением. Другой тип изображения является скорее геометрическим и выглядит похожим на рыболовную сеть. Археологи также нашли «каменные гонги». Когда ударяешь по такому камню, он издает четкий звонкий звук. Их возраст даже не был определен, но некоторые учение считают, что такие камни могли быть сигнальными устройствами.


3. Крошечные ручки

Наскальная живопись: крошечные ручки.



В Сахаре «Пещера Зверей» получила свое название благодаря странным безголовым существам, изображенным на ее стенах. В 2002 году в пещере также нашли 13 отпечатков детских ладоней на стенах, причем некоторые из них находились внутри отпечатков ладоней взрослых людей. Эта сцена воспринималась, как трогательная до тех пор, пока один антрополог не заметил, что отпечатки детских рук не были пропорциональны правильным размерам. 8000-летние отпечатки были мельче даже отпечатков недоношенных новорожденных. 

Также аномально длинными были пальцы, которые явно не принадлежали людям. Анализы показали, что они принадлежали животным, вероятно, пустынным варанам. Поскольку отпечатки варанов были сделаны примерно в то же самое время, что и отпечатки рук людей, а также в них был использован один и тот же пигмент, причина подобного явления остается загадкой. 


4. Венера из Холе-Фельс

Статуэтка из слоновой кости Венера Холе-Фельс.



Следующий пример отличается от «обычного» пещерного искусства - это статуэтка из слоновой кости. Венера Холе-Фельс была найдена в одноименной пещере в Германии. Она представляет собой 40 000-летнюю фигурку обнаженного женского пола без рук и головы. Ее называют самой древней скульптурой человека. «Венера» может символизировать доисторическую красоту и здоровье, но, возможно, резчик просто хотел изобразить куклу обнаженной женщины. Большинство ученых сходятся во мнении, что сегодня уже невозможно доказать, для чего была предназначена статуэтка.


5. Шотландские «завитки»

Наскальная живопись: шотландские «завитки».



Таинственный камень «Кочно» был найден в Шотландии. Кто-то давным-давно постарался художественно украсить этот камень геометрическими завитками. Хотя подобное искусство не является уникальным, камень входит в число лучших примеров подобных спиральных изображений в Европе. Артефакт из Глазго был вырыт в 1887 году, но к 1965 году вандалы и погода сильно повредили его. В целях дальнейшего сохранения камень был перезахоронен. В 2016 году 5000-летняя плита была раскопана, просканирована, сфотографирована для лучшего изучения и вновь перезахоронена. 


6. Отпечатки ног

Наскальная живопись: отпечатки ног.



Когда дело доходит до отпечатков конечностей, это не всегда отпечатки рук. Тысячу лет назад в культуре пуэбло, которая жила в каньоне Чако в Нью-Мексико, явно почитались ноги. Они оставляли подобные следы на всем подряд. Что интересно, у пуэбло была общая физическая черта: полидактилия, т. е. лишний палец на руках или ногах. Естественно, не у каждого был дополнительный палец на ноге, но у пуэбло процент таких людей был феноменально высок. Большинство следов босых ног оставляли у входов в «важные» комнаты.


7. Акустическое искусство

Наскальная живопись: акустическое искусство.



В ходе одного из исследований обнаружилась замечательная связь между доисторическими каракулями и звуком. Такое искусство в основном находят в местах, где есть громкое эхо. Кроме того, многие из картин в подобных местах изображают сцены, связанные со звуками грозы. Возможно, что доисторические люди не в полной мере понимали природу эха, а считали их проявлением чего-то священного. 


8. «Бизон Хиггса»

Наскальная живопись: «Бизон Хиггса».



Бизон Хиггса представляет собой один из немногих случаев, когда наука была непосредственно «связана» с древними наскальными рисунками. После тестирования ДНК древнего бизона результаты оказались неожиданными. Было обнаружено, что их ДНК не имеет близкого сходства с современными европейскими зубрами. Скорее они были связаны с неким таинственным предком зубров, которого исследователи окрестили «бизоном Хиггса». Здесь было обыграно название «бозона Хиггса» - таинственной частицы, существование которой никак не могли доказать. 


9. Инопланетяне из Чарама

Наскальная живопись: инопланетяне из Чарама.



Индийские археологи внезапно вспомнили такие слова, как «НЛО» и «пришельцы», когда заглянули внутрь пещеры в 2014 году. В деревне Чарама в индийском штате Чхаттисгарх жители не в первый раз сталкиваются с 10 000-летними картинами. Предки рассказывали им о легендах, когда так называемые люди «рохела» приходили в деревню. Эти маленькие люди якобы приземлялись в круглом объекте и общались с несколькими деревенскими жителями перед отлетом. 

В прошлом племя Чарама даже поклонялось картинам, посвященным этому событию. Доисторические изображения показывают гуманоидов, одетых как космонавты, и предметы, похожие на оружие. Изображенные существа были гибкими, оранжеватого цвета и у них не было ртов и носов. Также на стене пещеры было найдено изображение объекта в виде диска с тремя ногами и «антеннами».


10. Загадка неандертальцев

Наскальная живопись: загадка неандертальцев.



В Испании подземная пещера наделала немало шума в сообществе ученых. Стены пещеры Эль-Кастильо были раскрашены красными точками и отпечатками рук. Этим творениям более 40 800 лет, что делает их самыми из известных примеров пещерного искусства. Что самое интересное, их не могли сделать люди. В то время данную область населяли неандертальцы, поэтому, скорее всего, именно они оставили после себя эти знаки. Неандертальцы всегда рассматривались в качестве отдельного вида гоминидов, но подобное искусство может «переквалифицировать» их в расу людей. 

25 янв, 04:00
0 0
Темы с 1 по 10 | всего: 135
Самые обсуждаемые
Любовь напоказ: 16 сексуальных фантазий, запечатленных в скульптуре

Любовь напоказ: 16 сексуальных фантазий, запечатленных в скульптуре

Более 10 лет назад в Южной Корее открылся весьма необычный и даже, можно сказать, скандальный парк Jeju Loveland. Все, что находится на его территории, в о

27 окт 16, 04:59
+314 232
Уже 125 лет миллионы людей смотрят на эту картину Ван Гога. Но ЭТО заметили в ней только сейчас!

Уже 125 лет миллионы людей смотрят на эту картину Ван Гога. Но ЭТО заметили в ней только сейчас!

Оказывается, Винсент Ван Гог был не только гениальным художником, но он также был не менее блестящим ученым. Наука и искусство, казалось бы, понятия противор

16 янв 15, 08:30
+48 80
«Запорожцы» Ильи Репина: почему на картине один казак без рубашки

«Запорожцы» Ильи Репина: почему на картине один казак без рубашки

Пожалуй, большинство видели картину Репина «Запорожцы» (также известную под названием «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») много раз. Но мало кто

23 янв, 04:00
+27 5
Самый быстрый удар в истории боевых искусств у Брюса Ли

Самый быстрый удар в истории боевых искусств у Брюса Ли

Скорость, с которой Брюс наносил удар с расстояния в один метр, составляет всего 0,05 секунды. Для сравнения – это одна двадцатая промежутка времени, за котор

20 дек 14, 12:00
+18 10
Ближе, чем в музее: как выглядит статуя обнаженного Давида на расстоянии вытянутой руки

Ближе, чем в музее: как выглядит статуя обнаженного Давида на расстоянии вытянутой руки

Мраморная статуя Давида работы Микеланджело является одной из самых известных и узнаваемых в мире, и достаточно хотя бы раз увидеть это изваяние своими г

8 дек 16, 04:00
+17 2
Минусовые
На грани фола: провокационные скульптуры, демонстрирующие юмор и сексуальность

На грани фола: провокационные скульптуры, демонстрирующие юмор и сексуальность

«I scream Daddio» - провокационные работы британского скульптора. Центральным культурным событием этого года считается Венецианская биеннале, участие в кото

17 май 15, 04:00
-17 10
7 самых провокационных произведений искусства

7 самых провокационных произведений искусства

Искусство часто рождается на грани провкации. Представляем наш обзор произведений искусства, вызывавших наибольший протест. Обнаженный Вольтер  Cкульп

17 апр 15, 04:30
-1 5
Самые дорогие мертвецы: ювелирное искусство для христианских святых

Самые дорогие мертвецы: ювелирное искусство для христианских святых

Мощи христианских святых, превращенные в предметы религиозного искусства. Идея райской загробной жизни всегда выглядела привлекательно в глазах

13 мар, 04:00
-1 1
10 невероятных витражей самой различной тематики со всего мира

10 невероятных витражей самой различной тематики со всего мира

Исторически витражи имели религиозную направленность. Они широко использовались для украшения церквей и храмов, для создания религиозных образов, иногда

10 янв, 05:00
0 0
Художница-тетрахромат, которая видит в 100 раз больше цветов, чем обычные люди

Художница-тетрахромат, которая видит в 100 раз больше цветов, чем обычные люди

Тетрахроматы способны различать сотни тысяч оттенков цветов, которые недоступны обычному человеческому глазу. Кончетта Антико (Concetta Antico) – художница и

8 мар 16, 04:00
0 0

Сейчас онлайн

  • Юрий Смирнов
  • Larisa Yartseva
  • Сергей Лиморенко
  • uiv72 Юрьев
  • Вадим
  • Иннокентий Боярский
  • Андрей
  • Инга Коваленко
  • Людмила Саратовцева
  • Юрий Шелепов
  • Алексей Селиванов
  • Ольга Кайрова (Леонидова)
  • игорь полянский
  • Игорь Москаленко
  • vert68
Читать

Последние комментарии

Поиск по блогу

Фото
пока ни одного фото