Иван Р предлагает Вам запомнить сайт «Быть умным - это модно»
Вы хотите запомнить сайт «Быть умным - это модно»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Основная статья: Книги

— Я уже умер? — Спросил человек.



— Я уже умер? — Спросил человек.— Угу,— кивнул Демиург, не отрываясь от изучения толстой внушительной книги.— Умер. Безусловно.

Человек неуверенно переступил с ноги на ногу.
— И что теперь?
Демиург бросил на него быстрый взгляд и снова уткнулся в книгу.
— Теперь тебе туда, — он не глядя указал пальцем на неприметную дверь.— Или туда,— его палец развернулся в сторону другой, точно такой же, двери.
— А что там?— поинтересовался человек.
— Ад,— ответил Демиург.— Или рай. По обстоятельствам.

Человек постоял в нерешительности, переводя взгляд с одной двери на другую.
— А-а… а мне в какую?
— А ты сам не знаешь? — слегка приподнял бровь.
— Ну-у,— замялся человек.— Мало ли. Куда там мне положено, по моим деяниям…
— Хм!— Демиург заложил книгу пальцем и наконец-то посмотрел прямо на человека.— По деяниям, значит?
— Ну да, а как же ещё?
— Ну хорошо, хорошо,— Демиург раскрыл книгу поближе к началу и стал читать вслух.— Тут написано, что в возрасте двенадцати лет ты перевёл старушку через дорогу. Было такое?
— Было, — кивнул человек.
— Это добрый поступок или дурной?
— Добрый, конечно!
— Сейчас посмотрим…— Демиург перевернул страницу,— через пять минут эту старушку на другой улице переехал трамвай. Если бы ты не помог ей, они бы разминулись, и старушка жила бы еще лет десять. Ну, как?

Человек ошарашенно заморгал.
— Или вот,— Демиург раскрыл книгу в другом месте.— В возрасте двадцати трёх лет ты с группой товарищей участвовал в зверском избиении другой группы товарищей.
— Они первые полезли!— вскинул голову человек.
— У меня здесь написано иначе,— возразил.— И, кстати, состояние алкогольного опьянения не является смягчающим фактором. В общем, ты ни за что ни про что сломал семнадцатилетнему подростку два пальца и нос. Это хорошо или плохо?
Человек промолчал.
— После этого парень уже не мог играть на скрипке, а ведь подавал большие надежды. Ты ему загубил карьеру.
— Я нечаянно,— пробубнил человек.
— Само собой,— кивнул Демиург.— К слову сказать, мальчик с детства ненавидел эту скрипку. После вашей встречи он решил заняться боксом, чтобы уметь постоять за себя, и со временем стал чемпионом мира. Продолжим?

Демиург перевернул еще несколько страниц.
— Изнасилование — хорошо или плохо?
— Но я же…
— Этот ребёнок стал замечательным врачом и спас сотни жизней. Хорошо или плохо?
— Ну, наверное…
— Среди этих жизней была и принадлежащая маньяку-убийце. Плохо или хорошо?
— Но ведь…
— А маньяк-убийца вскоре зарежет беременную женщину, которая могла бы стать матерью великого учёного! Хорошо? Плохо?
— Но…
— Этот великий учёный, если бы ему дали родиться, должен был изобрести бомбу, способную выжечь половину континента. Плохо? Или хорошо?
— Но я же не мог всего этого знать!— выкрикнул человек.
— Само собой,— согласился.— Или вот, например, на странице 246 — ты наступил на бабочку!
— А из этого-то что вышло?!
Демиург молча развернул книгу к человеку и показал пальцем. Человек прочел, и волосы зашевелились у него на голове.
— Какой кошмар,— прошептал он.
— Но если бы ты её не раздавил, случилось бы вот это,— Бог показал пальцем на другой абзац. Человек глянул и судорожно сглотнул.
— Выходит… я спас мир?
— Да, четыре раза,— подтвердил Демиург.— Раздавив бабочку, толкнув старичка, предав товарища и украв у бабушки кошелёк. Каждый раз мир находился на грани катастрофы, но твоими стараниями выкарабкался.
— А-а…— человек на секунду замялся.— А вот на грань этой самой катастрофы… его тоже я?..
— Ты, ты, не сомневайся. Дважды. Когда накормил бездомного котёнка и когда спас утопающего.
У человека подкосились колени и он сел на пол.
— Ничего не понимаю,— всхлипнул он.— Всё, что я совершил в своей жизни… чем я гордился и чего стыдился… всё наоборот, наизнанку, всё не то, чем кажется!
— Вот поэтому было бы совершенно неправильно судить тебя по делам твоим,— наставительно произнёс Демиург.— Разве что по намерениям… но тут уж ты сам себе судья.

Он захлопнул книжку и поставил её в шкаф, среди других таких же
книг.
— В общем, когда решишь, куда тебе, отправляйся в выбранную дверь. А у меня еще дел по горло.
Человек поднял заплаканное лицо.
— Но я же не знаю, за какой из них ад, а за какой рай.
— А это зависит от того, что ты выберешь,— ответил Демиург.


Иван Р 21 авг, 02:02
+36 7

Что общего у Маргарет Митчелл и Скарлетт О’Хара, или Почему автор «Унесенных ветром» не любила свою героиню


Большинство поклонников романа «Унесенные ветром» знают о его героине Скарлетт О’Хара намного больше, чем об авторе, писательнице Маргарет Митчелл. Многим читателям известно только то, что этот роман был первым и единственным ее произведением. Между тем, жизнь Маргарет Митчелл могла бы послужить основой для сюжета еще не одной книги. На самом деле у писательницы и ее невероятно популярной героини было намного больше общего, чем она сама признавала.





Автор романа *Унесенные ветром*, ставшего мировым бестселлером | Фото: gazeta.ua


Предположения о том, что Маргарет Митчелл писала Скарлетт с самой себя, высказывались неоднократно, но каждый раз писательница категорически отвергала подобные утверждения и даже приходила в бешенство. Она никогда не скрывала своей нелюбви к главной героине романа: «Я старалась описать далеко не восхитительную женщину, о которой можно сказать мало хорошего, и я старалась выдержать ее характер. Я нахожу нелепым и смешным, что мисс О'Хара стала чем-то вроде национальной героини, я думаю, что это очень скверно – для морального и умственного состояния нации, – если нация способна аплодировать и увлекаться женщиной, которая вела себя подобным образом...».



Писательница, которая за всю жизнь издала всего один роман | Фото: margaretmitchell.ru и findagrave.com


На все попытки сравнить ее со Скарлетт Маргарет отвечала: «Она была шлюхой, а я – нет». К тому же главной героиней писательница считала не Скарлетт, а Мелани. Но на самом деле в некоторых чертах характера и жизненных перипетиях у нее было гораздо больше общего с ее скандальной героиней, чем кажется на первый взгляд.



Маргарет Митчелл | Фото: aif.ru


Многие обстоятельства жизни Скарлетт писательница действительно позаимствовала из собственной биографии. Ее родословная очень похожа на историю семьи Скарлетт. Так, например, предки Маргарет по отцовской линии были выходцами из Ирландии, а оба деда сражались на войне между Севером и Югом, и она с детства слушала их рассказы о войне. Маргарет сама была южанкой – она родилась в Атланте, где происходят многие события романа. Писательница была настоящей красавицей и не знала отбоя от поклонников так же, как Скарлетт, хотя в начале романа и утверждалось, что она «не была красива». У Пегги, как ее называли друзья (кстати, первоначальное имя героини «Унесенных ветром» было созвучно – Пэнси), было столько поклонников, что она записывала в специальный альбом тех, кто хотел пригласить ее на свидание. Таких оказалось больше сорока.



Автор романа *Унесенные ветром*, ставшего мировым бестселлером | Фото: margaretmitchell.ru




Писательница, которая за всю жизнь издала всего один роман | Фото: mirlitry.ru и chronoton.ru


В характере Митчелл тоже было очень много похожих черт: кокетство, упрямство, сила духа, авантюрность, своенравность и независимость. Когда ей было 18 лет, на войне погиб ее жених, а вскоре от испанского гриппа умерла ее мать, после чего отец заболел нервным расстройством. Маргарет взяла управление домом в свои руки – так же, как это сделала Скарлетт. Но когда семья Митчелл оказалась в сложном материальном положении, девушка начала искать не выгодную партию, а хорошую работу. Как и у Скарлетт, у нее был мужской характер и мужская деловая хватка. В 17 лет она записала в дневнике, что, если бы родилась парнем, непременно поступила бы в военное училище.



Маргарет Митчелл | Фото: liferead.media




Писательница, которая за всю жизнь издала всего один роман | Фото: aif.ru


Часто в прессе заявляли о том, что роман «Унесенные ветром» написала обычная домохозяйка, однако это было не совсем так: домохозяйкой Маргарет стала после того, как успела поработать ведущим репортером издания «Атланта Джорнал» – и это в те времена, когда журналистика не считалась женской профессией. Независимый нрав она унаследовала от матери, которая была суфражисткой. А после того, как в «Манифесте феминисток» была опубликована фотография Маргарет в мужской одежде и ковбойской шляпе, от нее отказалась ее родная бабка.



Вивьен Ли в роли Скарлетт | Фото: liferead.media


Личная жизнь писательницы тоже была довольно бурной. Ее первый муж Бэррен Апшоу, получивший за свою рыжую шевелюру прозвище Ред (созвучно имени Ретта Батлера, прототипом которого его считают), отличался неуемным нравом, часто менял любовниц и места работы, плевал на общественно мнение, пил, транжирил деньги и поднимал руку на жену. Они развелись спустя 10 месяцев после свадьбы. Маргарет не побоялась бракоразводного процесса, хотя в те времена в южных штатах эта процедура считалась скандальной и унизительной. В 1925 г. девушка вышла замуж повторно, за своего давнего поклонника Джона Марша, с которым и прожила все оставшиеся годы. После замужества она ушла из газеты и действительно стала домохозяйкой и писательницей. 



Кадр из фильма *Унесенные ветром*, 1939 | Фото: liveinternet.ru




Кадр из фильма *Унесенные ветром*, 1939 | Фото: liferead.media


Митчелл не верила в успех своего романа и отнесла его в издательство только спустя 2 года после окончания работы над ним. Неожиданная слава и ошеломительная популярность скорее озадачили ее, чем обрадовали. Митчелл отказалась писать продолжение романа и участвовать в его экранизации. До конца жизни она больше ничего не написала, что заставило многих сомневаться в подлинном авторстве «Унесенных ветром». Сомнения были развеяны только после трагической гибели писательницы. В 1949 г. она попала под колеса пьяного таксиста и погибла в возрасте 48 лет. Согласно ее завещанию, муж сохранил черновые записи, свидетельствующие о ее работе над романом.



Вивьен Ли в роли Скарлетт | Фото: liveinternet.ru




Кадр из фильма *Унесенные ветром*, 1939



16 авг, 06:00
0 0

Анна-Лена Лаурен: «У них что-то с головой, у этих русских»


Финская журналистка Анна-Лена Лаурен несколько лет прожила в России, а все свои впечатления о жизни в нашей стране собрала в книге с забавным названием «У них что-то с головой, у этих русских». Авто подчёркивает, что ничего обидного в названии книги нет. Она уверена: русские – сумасшедшие, но в хорошем смысле этого слова. А насколько тонко финке удалось подметить все тонкости, можно оценить по цитатам из её книги.




Видимо, самая тщательно охраняемая тайна России состоит в следующем: женщины не глупее и не слабее мужчин – наоборот. Но никто не говорил об этом мужчинам.

В России избыток красивых, хорошо образованных, компетентных женщин – и недостаток непьющих работающих мужчин.





Мои русские приятельницы очень мало говорят о сексе. Постельные подвиги мужей и бойфрендов не являются у (русских) подруг темой для обсуждения в такой же степени, как, например, в Финляндии. Неразрешимая загадка: почему русские женщины тратят столько энергии на то, чтобы выглядеть сексуально, и при этом никогда не говорят о сексе?





Юбок короче, чем в Москве, я не видела никогда. Вполне естественно, что в стране крайностей должно проживать множество девушек, считающих, что юбке положено еле-еле прикрывать трусы. Даже при минусовой температуре.





Русское общество демонстрирует мужской шовинизм весьма откровенно и устойчиво. Например, в порядке вещей писать объявления о приёме на работу следующим образом: «Требуется секретарь, женщина, до 25 лет, рост не ниже 175 см».





Сами женщины протестуют редко. Они не понимают, к чему на самом деле стремятся участницы женского движения за права женщин. «Мы и так командуем мужчинами. Вся тонкость в том, чтобы убедить мужчину, что он принимает решения»





Большинство русских мужчин очень галантны. На отпуске в Финляндии меня безмерно раздражают эти до ужаса неотесанные и невнимательные финские мужчины, которые в поезде предоставляют мне самостоятельно заталкивать тяжелые сумки на полку. В России такое просто невозможно.





В России… граждане не понимают, зачем им служить обществу, которое не служит им. Государственных и муниципальных служащих глубоко презирают, считается, что их единственная задача – заботиться о собственной выгоде и красть столько, сколько получится.





Моя старенькая «Нокиа-6310», лучшая «Нокиа» из когда-либо производившихся, вызывает весьма странную реакцию: почему иностранная журналистка расхаживает с моделью десятилетней давности? Объяснения вроде того, что я еще не видела телефона с такой долгоработающей батарейкой, встречаются полнейшим недоумением. Дело ведь не в практических достоинствах телефона, а в том, как ты выглядишь с ним в руке!





Москва – город бессердечный и в высшей степени несентиментальный, люди здесь борются за выживание и озабочены одним: заработать деньги… Все ужасно спешат… Жители Нью-Йорка нервно курят в сторонке…





источник

16 авг, 04:02
+47 35

«Меня интересует только чушь…»: Даниил Хармс – гений «чёрного юмора» и «литературы абсурда»



Даниил Хармс: Меня интересует только чушь…


Безумно странный человек по имени Хармс, бунтарь, не признающий никаких рамок и шаблонов. Одна из самых противоречивых фигур в русской литературе. Вокруг его персоны до сих пор возникают споры, одни считают его умалишенным, писавшим откровенную чушь, другие – гением. Он все делал наперекосяк, и жил, и писал - с вывертами и не по правилам. Абсурд, черный юмор, бред и эпатаж – это его стихия.








"Меня интересует только «чушь»; только то, что не имеет никакого практического смысла. Меня интересует жизнь только в своем нелепом проявлении. Геройство, пафос, удаль, мораль, гигиеничность, нравственность, умиление и азарт — ненавистные для меня слова и чувства. Но я вполне понимаю и уважаю: восторг и восхищение, вдохновение и отчаяние, страсть и сдержанность, распутство и целомудрие, печаль и горе, радость и смех". 
31 октября 1937 года

Даниил Ювачев (Хармс) родился в Санкт-Петербурге в 1905 году. Его отец, в прощлом народоволец, проведший долгие годы в ссылке, в конце жизни целиком погрузился в религию, и сына своего, названного именем одного из пророков – Даниил, воспитал глубоко верующим. Мальчик рос очень способным, в пять лет уже вовсю читал, и его было не оторвать от книг. Получил хорошее домашнее образование, окончил престижную школу Петершуле, прекрасно владел немецким и английским языками. 
Несмотря на то, что был очень скромным и застенчивым, Даня с детства отличался бурной фантазией и любовью к розыгрышам, и с возрастом это у него, к счастью, не прошло, как бывает у многих.



Даниил Ювачев 1915 год



Хармс – это псевдоним, который Даниил Ювачев придумал себе еще в школе. На самом деле, псевдонимов у него было множество, более сорока, но этот – наиболее известный. 



Псевдонимы Хармса



Однако жить ему пришлось в суровое время, когда на страну, на его семью и на него самого навалились война, революция, голод, репрессии.

После школы поступил в электротехникум, из которого уже через год был отчислен.

«На меня пали несколько обвинений, за что я должен оставить техникум. Насколько мне известно, обвинения эти такого рода: 
1) Слабая посещаемость. 2) Неактивность в общественных работ. 3) Я не подхожу к классу физиологически».

Социалистический Ленинград того времени представлял собой своеобразную фабрику по производству новых людей, живущих в казармах под лозунгом “Время, вперед !” и охотно принимающих этот лозунг. 

"На баррикады
Мы все пойдем!
За свободу
Мы все покалечимся и умрем !"

Хармс же, даже проживая в коммунальной квартире, умудрялся жить своей особой, независимой жизнью. На общем фоне он выглядел довольно странно - долговязый, похожий на Шерлока Холмса, в кепи, в брюках гольф, с тростью и неизменной трубкой. 

Совершенно неприемлющий для себя физический труд, одевающийся, как аристократ, пацифист, верящий в бога - Хармс оказался совершенно несовместим с советской властью, она ему ничего хорошего не дала, и он ее, мягко говоря, не жаловал. 







Хармс обладал незаурядной внешностью и привлекал представительниц прекрасной половины противоположного пола, к которым и сам был неравнодушен. 

"Я не имею больше власти 
таить в себе любовные страсти. 
Меня натура победила,
я, озверев, грызу удила, 
из носа валит дым столбом 
и волос движется от страсти надо лбом. 

Ах если б мне иметь бы галстук нежный, 
сюртук из сизого сукна, 
стоять бы в позе мне небрежной, 
смотреть бы сверху из окна, 
как по дорожке белоснежной 
ко мне торопится она. 

Я не имею больше власти 
таить в себе любовные страсти, 
они кипят во мне от злости, 
что мой предмет любви 
меня к себе не приглашает в гости. 
Уже два дня не видел я предмета. 
На третий кончу жизнь из пистолета. 

Ах, если б мне из Эрмитажа 
назло соперникам-врагам 
украсть бы пистолет Лепажа 
и, взор направив к облакам, 
вдруг перед ней из экипажа 
упасть бы замертво к ногам. 

Я не имею больше власти 
таить в себе любовные страсти, 
они меня как лист иссушат, 
как башню временем, разрушат, 
нарвут на козьи ножки, с табаком раскурят, 
сотрут в песок и измечулят. 

Ах, если б мне предмету страсти 
пересказать свою тоску, 
и, разорвав себя на части, 
отдать бы ей себя всего и по куску, 
и быть бы с ней вдвоем на много лет в любовной власти, 
пока над нами не прибьют могильную доску".
7 января 1933

Первой его женой была Эстер Русакова, особо не интересовавшаяся его творчеством. Вместе они прожили семь лет, с 1925 по 1932 год, при этом постоянно ссорились, расходились и снова возвращались. Для Хармса это была мучительная любовь.



Эстер Русакова



В конце 20-х годов Хармс знакомится с группой писателей-сверстников, близких ему по духу, любителей гротеска и абсурда В 1927 году они создают группу ОБЭРИУ (объединение реального искусства), ориентирующуюся не на классическую русскую поэзию XIX века, а на авангард. Помимо Хармса, туда вошли Заболоцкий, Введенский, Вагинов, и Бахтерев, сотрудничали с ними также Олейников, Шварц и др. Несомненное влияние на творчество обэриутов оказал один из основателей футуризма Велемир Хлебников, у которого они позаимствовали необычный подход к слову. 

Непонятные абсурдистские произведения обэриутов в полной мере оценить могли лишь они сами, их публичные выступления подвергались резкой критике, как антисоветские. Карнавальное шутовское поведение категорически не приветствовалось. С советской властью шутить не рекомендовалось. Естественно, их нигде не печатали. 



Пригласительный билет на вечер обэриутов




Отец Хармса тоже не понимал чудачеств сына. Подарив как-то ему томик стихов Хлебникова, подписал его так: «Моему чокнутому сыну дарю книгу такого же чокнутого поэта». 

В 1928 году Хармса заметил и пригласил на работу С.Я. Маршак, в те годы заведовавший редакцией детской литературы. И Хармс согласился, чтобы иметь хоть какие-то средства к существованию. 
Детский отдел, располагавшийся на 5 этаже Дома книги, был в те годы, наверное, самым веселым местом в Ленинграде. Здесь выпускали два забавных детских журнала «Еж» (Ежемесячный журнал) и «Чиж» (Чрезвычайно интересный журнал).



Один из выпусков журнала Еж



Собравшиеся здесь писатели очень любили дурачиться, и безумие здесь не осуждалось, а, наоборот, приветствовалось. Хармс попал в свою стихию… 

На двери кабинета редактора висел плакат: “График – на фиг!”. 

«Весь этот пятый этаж ежедневно и в течение всех служебных часов сотрясался от хохота. Некоторые посетители детского отдела до того ослабевали от смеха, что, покончив свои дела, выходили на лестничную клетку, держась руками за стены, как пьяные».

Такого сгустка талантов в Ленинграде больше никогда не было - Маршак, Чуковский, Зощенко, Хармс, Введенский, Олейников, Шварц, Житков, Пантелеев… И потрясающие художники-иллюстраторы – В.Лебедев, Н.Тырца, Н.Радлов и др. Детская книга того времени была лучшей в мире.



Даниил Хармс на балконе Дома Книги. Середина 30-х годов



И хотя Хармс, как он сам признавался, терпеть не мог детей, детские стихи у него выходили очень добрыми, и детям они нравились. А его фееричные выступления, когда он, читая стихи, одновременно показывал различные фокусы, приводили ребятню в восторг. 

“Шарики порхали у него в руках, исчезали в карманах, ботинках, во рту, в ушах, появлялись в самые неожиданные моменты, причем множась на глазах. Часто «выступление» заканчивалось тем, что в руках у Даниила оставался только один шарик, который оказывался… яйцом, сваренным вкрутую. Чтобы доказать, что это не шарик, Хармс чистил яйцо и тут же съедал, посыпав солью, которую доставал из кармана…”.

После этого дети долго ходили за Хармсом с раскрытыми от удивления ртами, разглядывая его, как волшебника. 

В 1931 году выходит постановление, в котором жесткой критике подверглись Чуковский, Маршак и другие детские писатели, но главными врагами были назначены Хармс, Введенский и Бахтерев, которых, продержав полгода в тюрьме и обвинив в антисоветской деятельности, отправили на несколько месяцев в ссылку в Курск.

«Город, в котором я жил в это время, – писал он о Курске, – мне совершенно не нравился. Он стоял на горе, и всюду открывались открыточные виды. Они мне так опротивели, что я даже рад был сидеть дома. Да, собственно говоря, кроме почты, рынка и магазина, мне и ходить-то было некуда… Были дни, когда я ничего не ел. Тогда я старался создать себе радостное настроение. Ложился на кровать и начинал улыбаться. Я улыбался до 20 минут зараз, но потом улыбка переходила в зевоту… Я начинал мечтать. Видел перед собой глиняный кувшин с молоком и куски свежего хлеба. А сам я сижу за столом и быстро пишу… Открываю окно и смотрю в сад. У самого дома росли желтые и лиловые цветы. Дальше рос табак и стоял большой военный каштан. А там начинался фруктовый сад. Было очень тихо, и только под горой пели поезда».



Художник Владимир Лупандин



Вернувшись из ссылки, Хармс издает еще несколько детских сборников, а для себя и друзей начинает писать прозу, которая принесет ему славу лишь после смерти. 

В 1933 году Хармс встречается с Мариной Малич, на которой спустя год женится. И хотя Хармс часто изменял ей, они очень любили друг друга и вместе пережили тяжелейшие времена. 



Марина Малич



"Если встретится мерзавка 
на пути моём — убью! 
Только рыбка, только травка 
та, которую люблю. 
Только ты, моя Фефюлька, 
друг мой верный, всё поймешь, 
как бумажка, как свистулька, 
от меня не отойдешь. 
Я, душой хотя и кроток, 
но за сто прекрасных дам 
и за тысячу красоток 
я Фефюльку не отдам!"

Благодаря ее воспоминаниям, сохранилось много информации о Хармсе.

В 1937 году детскую редакцию закрыли, многие сотрудники были репрессированы. Материальное положение Хармса становится очень тяжелым.

Есть у Хармса такая детская песенка, оказавшаяся для него пророческой:

Из дома вышел человек
С дубинкой и мешком
И в дальний путь,
И в дальний путь
Отправился пешком.

Он шел все прямо и вперед
И все вперед глядел.
Не спал, не пил,
Не пил, не спал,
Не спал, не пил, не ел.

И вот однажды на заре
Вошел он в темный лес.
И с той поры,
И с той поры,
И с той поры исчез.

Но если как-нибудь его
Случится встретить вам,
Тогда скорей,
Тогда скорей,
Скорей скажите нам.

1937 г



Из дома вышел человек...



Так же, как и герой своей детской песенки, Хармс однажды исчез, и больше его не видел никто.
В августе 1941 года, когда Ленинград находился под угрозой захвата немцами, Хармс был арестован, на него поступил донос от Антонины Оранжиреевой, бдительной интеллигентной советской гражданки о распространении «клеветнических и пораженческих настроений».

"Вся комната в дыму, 
А в дверь стучат, 
А в дверь стучат, 
На этот раз - к нему! 

О чем он думает теперь, 
Теперь, потом, всегда, 
Когда стучит ногою в дверь 
Чугунная беда?!"
1969, "Легенда о табаке. Памяти Даниила Хармса", Александр Галич.

Его ждал верный расстрел. Но в его личном деле уже значилось психическое заболевания, которое ему диагностировали во время призыва, перед началом советско-финской войны. Тогда Хармс, чей характер и убеждения были совершенно несовместимы с военной службой, проштудировав кучу работ по психиатрии, убедительно симулировал безумие. 

В результате вместо расстрела он оказался в психиатрической тюремной больнице, где и умер от голода 2 февраля 1942 года. 

"Ведите меня с завязанными глазами. 
Не пойду я с завязанньми глазами. 
Развяжите мне глаза, и я пойду сам. 
Не держите меня за руки, я рукам волю дать хочу. 
Расступитесь, глупые зрители, я ногами сейчас шпыняться буду. 
Я пройду по одной половице и не пошатнусь, по карнизу пробегу и не рухну. 
Не перечьте мне. Пожалеете. 
Ваши трусливые глаза неприятны богам. 
Ваши рты раскрываются некстати. 
Ваши носы не знают вибрирующих запахов. 
Ешьте - это ваше занятие. 
Подметайте ваши комнаты - это вам положено от века. 
Но снимите с меня бандажи и набрюшники, 
Я солью питаюсь, а вы сахаром. 
У меня свои сады и свои огороды. 
У меня в огороде пасется своя коза. 
У меня в сундуке лежит меховая шапка. 
Не перечьте мне, я сам по себе, а вы для меня только четверть дыма". 8 января 1937 

16 авг, 03:00
0 0

Главные ляпы в книге «Архипелаг ГУЛАГ»

В конце 1973 года вышел первый том «Архипелага ГУЛАГ». Страшная правда этой книги оказалась едва ли не страшнее атомной бомбы. Вопрос только, насколько в «Архипелаге» был высок процент правды.
Жертвы репрессий
Основные претензии, конечно, к завышенным цифрам репрессированных – точной цифры в «Архипелаге» Солженицын не приводит, но везде пишет про многие миллионы. В 41-м, на момент начала войны, как пишет Солженицын, у нас были 15-миллионные лагеря. Точной статистики Солженицын не имел, поэтому цифры брал с потолка, на основе устных свидетельств. По последним данным за контрреволюционные и другие особо опасные государственные преступления всего с 1921 по 1954 было осуждено около 4 миллионов человек. А на момент смерти Сталина в лагерях находилось – 2,5 миллиона человек, из них около 27% политических. Цифры и без приписок огромные, но подобная неряшливость в цифрах, конечно, снижает достоверность произведения и дает основания неосталинистам утверждать, что репрессий и вовсе не было, а посадки были по делу.
Беломорканал
А вот статистика Солженицына о жертвах Беломорканала: «Говорят, что в первую зиму, с 1931 на 1932 г., сто тысяч и вымерло – столько, сколько постоянно было на канале. Отчего ж не поверить? Скорей даже эта цифра преуменьшенная: в сходных условиях в лагерях военных лет смертность один процент в день была заурядна, известна всем. Так что на Беломоре сто тысяч могло вымереть за три месяца с небольшим. А еще было одно лето. И еще одна зима». Утверждение основано опять же на слухах. Внутреннее противоречие заметно сразу – если все вымерли, то кто же тогда построил канал? Но и эту цифру Солженицын называет преуменьшенной, что уже вне всякой логики.
Посадили четверть Ленинграда
Также Солженицын утверждает, что во времена массовых посадок в Ленинграде «сажали четверть города». И дальше разжевывает мысль: «Считается, что четверть Ленинграда была расчищена в 1934-35-м. Эту оценку пусть опровергнет тот, кто владеет точной цифрой и даст ее». Солженицынская статистика опровергается очень легко. В 1935 г. население Ленинграда составляло 2,7 млн человек. Репрессиям подвергались в основном мужчины, в 30-е годы женщины составляли не более 7% от общего количества репрессированных, в 40-е, правда, количество репрессированных женщин стало больше от 10 до 20%. Если допустить, что в Ленинграде репрессировали четверть города, то получится - 700 тысяч. Из них мужчины должны были составлять около 650 тысяч (93%), то есть половину от общего количества мужского населения города (не более 1,3 млн). Если вычесть от оставшейся половины детей и стариков (400 тыс. - 30% от общего числа), получим, что в Ленинграде осталось около 250 тысяч трудоспособных мужчин. Подсчеты, конечно, грубые, но солженицынские цифры явно завышены. Спрашивается, кто же тогда работал на ленинградских заводах, кто в 1941-42 отражал натиск гитлеровцев на блокадный город, ведь только в народное ополчение уже к 6 июля 1941-го записалось 96 тыс. человек?
Пропавший лагерь
Смертность в лагерях по Солженицыну была огромной: «Осенью 1941-го Печорлаг (железнодорожный) имел списочный состав – 50 тысяч, весной 1942 – 10 тысяч. За это время никуда не отправлялось ни одного этапа – куда же ушли сорок тысяч? Узнал эти цифры случайно от зэка, имевшего к ним в то время доступ». Здесь опять возникают вопросы: откуда у зэка доступ к списочному составу? Исчезновение же 40 тыс. объяснимо – заключенные Печорлага строили железную дорогу Печора – Воркута, строительство завершилось в декабре 1941-го, а строители были зачислены в Воркутлаг. Да, смертность в лагерях была большой, но не столько, как пишет об этом Солженицын.
Анонимность
Большая часть свидетельств Солженицына основана на анонимных фактах. В первом издании имена 227 авторов, рассказами, мемуарами и свидетельствами которых он воспользовался, Солженицын по понятным причинам не называл. Впоследствии список появился, но не все рассказчики были довольны «Архипелагом». Так, одним из источников Солженицына были устные рассказы Варлама Шаламова. Сам Шаламов впоследствии Солженицына на дух не переносил и даже записал в своих записных книжках: «Запрещаю писателю Солженицыну и всем, имеющим с ним одни мысли, знакомиться с моим архивом».
Из университета – в дворяне
Есть и мелкие недочеты в романе: «Брали дворян по сословному признаку. Брали дворянские семьи. Наконец, не очень разобравшись, брали и личных дворян, т.е. попросту – окончивших когда-то университет. А уж взят – пути назад нет, сделанного не воротишь». То есть по Солженицыну дворянство давали по окончании университета, но против фактов не попрешь – личное дворянство на гражданской службе давали только по достижении IX класса Табели о рангах (титулярный советник). А чтобы получить IX или VIII класс по окончании университета нужно было поступить на гражданскую службу по 1-му разряду, то есть происходить из дворян. По 2-му разряду шли дети личных дворян, духовенства и купцов 1-й гильдии. Прочие шли по 3-му разряду и о IX классе, дающем право на личное дворянство, по окончании университета могли только мечтать. Да и дворянам получить сразу IX класс не всегда удавалось, Пушкин, например, из Лицея вышел коллежским секретарем (Х класс), а титулярным советником стал только 15 лет спустя.
Атомная бомба
Большие вопросы вызывает и сцена, произошедшая якобы на пересылке в Омске: «Когда нас, распаренное, испотевшее мясо, месили и впихивали в воронок, мы кричали надзирателям из глубины: «Подождите, гады! Будет на вас Трумэн! Бросят вам атомную бомбу на голову!» И надзиратели трусливо молчали… И так уж мы изболелись по правде, что не жаль было и самим сгореть под одной бомбой с палачами». Во-первых, за призывы скинуть атомную бомбу на СССР можно было получить надбавку, а заключенные вовсе не дураки, чтобы кричать об этом сотрудникам системы. Во-вторых, об атомном проекте в СССР знали мало, информация об этом засекречивалась – сложно представить простых заключенных, которые бы знали не только об атомном проекте, но и о планах Трумэна.

16 авг, 02:01
+48 31

Вера Инбер: От «юной жеманницы» до «литературной комиссарши», травившей Пастернака

Она была миниатюрной женщиной с агатовыми глазами и губами цвета спелой малины. Немного по-детски восторженная, немного пафосная в своих стихах, нежная и принимавшая все на веру. И имя носила такое же - Вера.




Купеческая дочь

Вера Инбер в молодости./ Фото: poemata.ru



Вера Инбер, урожденная Шпенцер, появилась в семье купца второй гильдии, владельца одной из крупнейших одесских типографий, в 1890 году. Моисей Филиппович возглавлял научное издательство, а мама девочки была заведующей еврейским женским училищем, где преподавала русский язык. 

Двоюродным братом отца Веры был Лев Троцкий (тогда он еще носил имя Лейба Бронштейн), который жил в семье Шпенцеров в течение шести лет, пока учился в Одессе. Именно он позже оказал значительное влияние на формирование политических взглядов племянницы.



Вера Инбер (худ. Роберт Тальсон)./ Фото: проза.ру



В семье была огромная библиотека, в которой девушка проводила все свободное от учебы время, окруженная героями литературной классики. Несмотря на свой маленький рост, Вера обладала сильным характером, который проявился еще в годы учебы на историко-филологическом отделении Высших одесских курсов. Девушка была не только заводилой и организатором в группе, но и писала сценарии студенческих капустников.

Ее первая публикация в газетах города - "жемчужины у моря" относится к 1910 году. Тогда же на ее стихи появились первые песни, которые исполнял великий Вертинский. Чтобы укрепить здоровье дочери, родители отправили девушку сначала в Швейцарию, а затем во Францию, где и начался самый романтический период жизни Веры.


Париж

Вера Инбер, «Как я была маленькая»./ Фото: biografii.ua-ua.com.ua



Будучи очень общительной, в Париже Вера скоро завела знакомство со множеством творческих личностей. Среди ее новых друзей были прогрессивные для того времени писатели, поэты и художники. Окружение очень позитивно сказалось на творчестве начинающей поэтессы. 

Поменяв фамилию на Инбер, она за свой счет издает книгу "Печальное вино". Сборник очень понравился Александру Блоку. Положительную оценку он получил и у Ильи Эренбурга. 





Родив дочь Жанну от любимого мужа Натана Инбера, Вера начала писать детские стихи, на которых потом выросло не одно поколение. Она стала автором ряда шутливых стихотворений, положенных на музыку. 

Песни про Джонни и девушку из Нагасаки до сих пор напевают в нашей стране, не подозревая, кто является автором. В 1914 году Инбер вернется в Одессу, но позже она еще будет посещать город, покоривший ее сердце, в качестве российского корреспондента в Париже.


Возвращение







Незадолго до революции семья Инбер возвращается в Одессу. Здесь Вера много работает: печатается в прессе, читает на поэтических вечерах, пишет сценарии для театральных постановок и сама участвует в спектаклях. Кроме того, она занимается переводами классики.

Вскоре ее семья перебирается в Москву. Важное место в творчестве Инбер в то время занимали театральные постановки для детей. С особым теплом об этом вспоминает актриса Рина Зеленая. Даже в детских пьесах начинает угадываться революционное влияние дяди Веры - Льва Троцкого. Она свято верила, что "поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан".



«Литературный комиссар» Инбер./ Фото: chitaem-vmeste.ru



В 1919 году муж поэтессы вновь покидает Россию, но Вера не смогла долго оставаться в эмиграции. Перемены на родине были пугающими, но, как поэт, она чувствовала новое дыхание времени и хотела писать об этом. Как она вспоминала о тех временах: с корнем был вырван старый календарь. И судьбу свою она решила переписать заново. 

Вторым мужем Веры Инбер стал профессор-химик Александр Фрумкин. Имея такую надежную опору в столице, да еще и покровительство дяди, не последнего человека в правительстве, поэтесса становится очень востребованным человеком в Москве. Инбер много путешествует по стране, посещает молодежные стройки и делится своими впечатлениями с читателем. 



Пластинка Веры Инбер./ Фото: subpic.ru



В начале 20-х годов она работает корреспондентом в Брюсселе, Берлине и Париже. Ее статьи печатаются в "Красной ниве", "Прожекторе" и "Огоньке". Удивляет тот факт, что, когда вершили суд над троцкистами, имя Веры Инбер не только не было упомянуто, но ее даже направляли в заграничные командировки. 

В ее стихах этого периода прослеживается кричащая тоска по Парижу. Изменившуюся Родину она приняла всей душой, и изменилась вместе с ней и сама. И никогда ее не предавала. В 1933 году Инбер в составе группы писателей отправилась в командировку, организованную НКВД. 



Поэтесса Вера Инбер. 01.01.1955 г./ Фото: godliteratury.ru



Авторам будущей книги предложили написать о строительстве на позитивной ноте. Представить работу ссыльных ученых, как увлекательный труд в очень комфортных условиях, где "перековываются умы" на благо великой страны. 

Пафос изданной книги оставляет горький привкус, хотя это и было коллективное творчество очень достойных людей. А по-другому в те времена и быть не могло, иначе можно было оказаться врагом народа. А Вера Михайловна всегда старалась видеть то, во что очень хотелось верить. 


В блокаду

Вера Инбер, «Душа Ленинграда», 1942 г./ Фото: tatfrontu.ru



Война началась тогда, когда Вера Инбер в третий раз вышла замуж. Ее избранником стал профессор Страшун, с которым поэтесса поехала в Ленинград, отправив дочь и внука в эвакуацию. Илья Давыдович всю блокаду проработал ректором Медицинского института, а Вера Михайловна всегда была рядом, поддерживая мужа в тяжелые минуты. 

Она вела дневник, описывая каждый страшный блокадный день. Позже по этим материалам была издана книга. Во время Ленинградской блокады Инбер написала поэму "Пулковский меридиан", которая стала лучшим образцом ее творчества. 





Это произведение было удостоено Сталинской премии. В осажденном городе писательницу постигло горькое известие - умер ее годовалый внук. Оглушительная боль, трагедия. Несколько дней в состоянии прострации, когда задаешься вопросом: как жить дальше. Этот период Вера Михайловна описывает с неизмеримой горечью. И снова с неистовой силой начинает писать, ведь работа для нее - лучшее болеутоляющее средство. 


На закате
После войны Инбер начали называть "функционером". Молодые поэты ее откровенно не любили, а кто-то завидовал тому, что она заняла престижную должность в Союзе писателей, приобрела дачу и большую квартиру в центре Москвы. Писать она стала реже и хуже. А вскоре, в связи с нашумевшим "делом врачей", ее муж попал в психиатрическую больницу. 

Все свое горе женщина начинает изливать на других людей: включается в травлю Пастернака, пишет донос на Мартынова. Миловидная старушка с ангельским взором выплеснула всю жизнь копившийся страх и отчаяние на своих коллег. В последние годы Инбер занималась переводами поэтических произведений с украинского и французского. 



Могила Веры Инбер./ Фото: wiki-org.ru



Умерла в ноябре 1972 года в Москве. Об ушедших вспоминают только хорошее. И Вера Михайловна навсегда останется в памяти читателей одним из мастеров пера, о которых она говорила: "Пока мы работаем, нас ни пуля, ни смерть не возьмет..." 

9 авг, 06:00
0 0

Бацбийцы: чеченцы, которые стали православными

Существуют разные версии происхождения этого малочисленного народа – некоторые исследователи считают, что бацбийцы пришли в Грузию из Ингушетии, другие этнографы выдвигают версию переселения цова-тушинов из Чечни. В самой же Грузии убеждены, что бацбийцы – это всего лишь ветвь грузинского народа.

Единственные вайнахи-православные

Если принять во внимание возраст древних ингушских православных храмов (Тхаба-Ерды, Алби-Ерды и Таргимского), многочисленных археологических находок (христианские книги, кресты), то можно предположить, что распространение христианства среди вайнахских народов, от которых произошли чеченцы, ингуши и бацбийцы, пришлось на XI – XIII века. Чеченская топонимика также указывает на христианское прошлое обитателей этих мест – к примеру, название села Кернстне переводится как «Христианское», а Гоьчачга ага – «поляна святого Георгия».

Предки вайнахов поддерживали связь с Грузинской Церковью до нашествия Тамерлана, после чего христианизация горцев надолго прекратилась, и эти народы стали тяготеть к языческой культуре. А в XVII – XVIII веках вайнахи в большинстве своем приняли ислам. Только лишь бацбийцы остались православными и исповедуют эту религию доныне.



На «задворках» Грузии

На сегодняшний день численность бацбийцев (их еще называют цова-тушинами) порядка трех тысяч человек. Они проживают в Тушетии (северо-восточная горная область Грузии), больше всего бацó в селе Земо-Алвани. У бацбийцев есть свой язык (письменность на нем отсутствует), православные вайнахи также владеют грузинским и русским языками. Этот народ ассимилируется с грузинами, быт и культура бацбийцев во многом напоминают особенности жизни соседнего с ними этноса.

Бацбийцы испокон веков скотоводы, летом они пасут стада в горах, а на зиму спускаются в свои селения.



Дружелюбны, но самостоятельны

Бацó стремятся поддерживать связи с исторической родиной – в частности, жители пограничных районов Ингушетии активно контактируют с некоторыми родами бацбийцев.

Этот народ старается сохранить свою самостоятельность в пику официальной политике Грузии, направленной на тотальную грузинизацию проживающих в стране этносов. Начало такому «обобществляющему» процессу положил еще Звиад Гамсахурдиа. В свое время бацбийцы имели самоуправление и представляли собой, по сути, средневековое государственное образование. Автономию бацó потеряли в XVI веке, когда кахетинский царь Александр II захватил земли Тушетии. В первой половине ХХ века бацбийцев власти Грузии пытались переселить вглубь Кахетии, в сороковые годы в ходе сталинских репрессий часть бацó высылали с обжитых мест.

Все эти перипетии, а также массовое заселение Тушетии грузинами в 70-х годах ХХ века способствовали постепенной утрате бацбийцами многовековых связей с чеченцами и ингушами.


Чтят религиозные традиции

Тем не менее, исторически-родственное единение чеченцев, ингушей и бацбийцев наблюдается и поныне, хотя различия между вайнахами-мусульманами и вайнахами-христианами в плане соблюдения религиозных обрядов коренным образом отличаются. К примеру, сидя за одним столом с чеченцами, бацó может спокойно есть свинину, предварительно перекрестившись перед трапезой, как и положено православному.

Окормляет бацбийцев Грузинская Православная церковь. Вайнахский народ воцерковляется все активнее, хотя еще в конце XIX века у цова-тушинов (главным образом, среди молодежи) были сильны языческие традиции: молодые девушки и женщины в Великий пост частенько «подслушивали чертей» – угадывали по определенным признакам, какое в конкретном доме бацбийского селения должно произойти событие – радостное или горестное.

7 авг, 04:00
0 0

Легендарный одессит: Как Сигизмунд Розенблюм стал английским шпионом и одним из прототипов Джеймса Бонда


Его называли королем шпионажа, а сам о себе он говорил: «Я был в миллиметре от того, чтобы стать властелином России». Одни считают его выдающимся разведчиком, а другие – не менее выдающимся авантюристом. Одно остается несомненным – это был действительно очень талантливый и отчаянный человек, который, по одной из версий, послужил прототипом Джеймса Бонда.



Разведчик Сидней Рейли в молодости | Фото: jewish.ru



В биографии Сигизмунда (по другим источникам – Соломона) Розенблюма белых пятен больше, чем достоверных фактов. Это объясняется и секретным характером его деятельности, и его склонностью приукрашать реалии и преувеличивать свою роль в историческом процессе. Если верить большинству источников, он родился в Одессе в семье обедневшей дворянки и еврейского маклера Розенблюма. Какие причины заставили его сымитировать самоубийство и покинуть родной город – загадка. По одной из версий, он вступил в марксистский кружок и бежал от политических преследований, по другой – причиной был семейный конфликт. Как бы то ни было, однажды он оставил записку с советом искать его тело на дне моря и больше не вернулся домой.



Сидней Рейли | Фото: aif.ru



Розенблюм отправился в Южную Америку и сменил там несколько работ. Однажды он устроился поваром в команду английских географов и во время экспедиции спас жизнь командиру. Как оказалось, под прикрытием географической экспедиции работала британская разведка, и Розенблюму предложили стать одним из них. Так появился человек по имени Сидней Рейли. 



Легендарный разведчик Сидней Рейли | Фото: jewish.ru



В Порт-Артур он прибыл под видом торговца лесом. Там ему удалось войти в доверие к командованию российских войск и выкрасть у них оборонительный план Порт-Артура и других фортификационных сооружений. Добытые сведения он продал японцам, после чего прибыл в Санкт-Петербург, где получил должность помощника военного атташе. После начала Первой мировой войны он отправился в Америку, откуда поставлял оружие в Россию. На самом деле проверить эти факты сложно. Достоверно известно лишь то, что Сидней Рейли работал на британскую разведку в 1918 г., а сотрудничал ли он с ними до этого – сказать с уверенностью нельзя.



Сэм Нил в роли Сиднея Рейли в сериале *Рейли: ас шпионов*, 1983 | Фото: aif.ru



В 1917 г. он снова вернулся в Россию, чтобы установить здесь английскую агентурную сеть и свергнуть власть большевиков. Ему удалось завербовать многих влиятельных лиц. По некоторым данным, он даже добился тайной встречи с Лениным, во время которой передал ему письмо от премьера Англии. В 1918 г. он помог Керенскому покинуть Россию на английском эсминце. В Москве и Петрограде Рейли продолжал строить заговоры против большевиков, называя их «полночным ужасом цивилизации».






Сидней Рейли в 1918 и в 1925 гг. | Фото: odessa-memory.info



Рейли планировал совершить переворот, подкупив охрану Кремля и личную охрану Ленина, а затем ликвидировать большевистских лидеров. В историю этот план вошел как «заговор послов». Но Рейли попался в ловушку, устроенную сотрудниками ЧК: заговорщики не подозревали о том, что к террористическим действиям их подталкивают чекисты. Заговор провалился, Рейли чудом избежал расстрела. В одежде священника от сбежал в Ригу, а оттуда – за границу. 



Легендарный разведчик Сидней Рейли | Фото: odessa-memory.info



В 1925 г. маститый шпион снова попался на удочку советских спецслужб. Чекисты создали фальшивую подпольную антисоветскую монархическую организацию в качестве приманки. Сидней Рейли якобы поверил в иллюзию антисоветского подполья и принялся с ними сотрудничать. Так британский разведчик оказался в руках чекистов. 5 ноября 1925 г. его вывезли в лес и расстреляли. 



Предполагаемый труп Рейли. Сфотографирован в штаб-квартире ОГПУ, 1925 | Фото: aif.ru


Существует также версия, согласно которой британского шпиона Сиднея Рейли никогда не существовало, а был советский разведчик Сидней Реллинский, разоблачивший заговор послов. И в 1925 г. он просто получил приказ вернуться на родину, где была инсценирована его гибель. Впрочем, все сведения о легендарном шпионе носят характер догадок и предположений. 



Джеймс Бонд в исполнении Шона Коннери | Фото: kinoafisha.info



Точно известно то, что Сидней Рейли пользовался большой популярностью у женщин и с легкостью покорял самых неприступных красоток. И даже после того, как он их бросал, они оставались ему верны. Он даже несколько раз был женат. Так, фамилию Рейли он получил от первой жены-ирландки. Не оформив с ней развода, он в Петербурге женился вторично. А потом, снова не расторгая брачных уз, он женился на английской актрисе. Британцам он объяснил, что исповедует ислам и может позволить себе нескольких жен одновременно.



Актеры, воплотившие образ Джеймса Бонда на экране | Фото: bravedefender.ru



Впрочем, во всей этой истории слишком много поводов для сомнений в ее достоверности. Книги разных авторов о Сиднее Рейли настолько расходятся в описанных фактах, как будто речь идет о разных людях. Наверное, всю правду о себе знал только сам «король шпионажа». 

4 авг, 05:00
+3 0

Почему воины на Руси были такими могучими?


На Руси все мужчины считались воинами, эта традиция шла ещё со времён эпохи так называемой «военной демократии». Были, конечно, и специально подготовленные витязи, которые посвящали всю свою жизнь войне, но владели военными навыками все юноши и взрослые мужчины, будь то горожане, землепашцы, охотники.

Надо помнить, что взросление в ту пору происходило быстрее, мужчина в 14-16 лет считался вполне взрослым и мог начать самостоятельную жизнь, жениться. Для землепашца всей общиной строили дом, боярский сын поступал на военную службу, юный князь получал в управление град.

Кроме того, люди той поры сильно отличались от нынешних, и сравнение будет не в нашу пользу. Практически все они были психически и физически здоровы. Все болезненные дети умирали в первые годы или при рождении – действовал естественный отбор. Выживали самые здоровые, в дальнейшем постоянный тяжелый физический труд землепашца, ремесленника, охотника, воина укреплял их. В обществе Руси отсутствовали нынешние пороки индустриального и постиндустриального обществ – алкоголизм, наркомания, проституция, блуд, ожирение от недостатка движения, переедание и т. д.

Первым этапом в становлении мужчины было посвящение, переход из возраста младенчества в состояние ребёнка (отрока) – в 2-3 года. Этот рубеж был отмечен постригом и сажанием на коня. Надо отметить, что этот обычай бытовал у всех социальных слоёв. Этот священный обряд восходит ко времени седой языческой древности. Только позднее церковь взяла обряд пострига на вооружение. Обряд пострига прослеживается у всех народов индоевропейского корня, в христианской Европе он сохранился, как ритуал посвящения в рыцари.

Это очень важный психологический рубеж, он создавал в мальчиках особый настрой, закладывал основные принципы бытия. Мальчиков настраивали на то, что они защитники своей семьи, общины, города, области, всей «Светлой Руси». В них закладывали стержень, который определял их судьбу. Очень жаль, что эта традиция почти утрачена в нынешней России. Мужчин воспитывают женщины – дома, в садиках, школе, в вузах, в итоге в стране очень мало «мужского начала», русские перестали быть Воинами. Только в критической ситуации, на войне, у части русских просыпается родовая память, и тогда русским нет равных в бою. Частично подобное воспитание сохранилось у кавказских народов, в Чечне, но в извращенном виде, там свой народ считается избранным, а остальные принижаются (своеобразный нацизм).

Основным в воспитании воина является воспитание Духа, это прекрасно знали наши предки. Это знали и великие русские полководцы, например, А. Суворов, его «Наука побеждать» – плоть от плоти наследие предков.

В Восточной Руси не было специальных школ (по крайней мере нет известий об их существовании). Их заменяла практика, традиция, ученичество. С самого раннего детства мальчиков приучали к оружию. Археологи находят много деревянных мечей, их форма соответствовала настоящим мечам. Это не нынешние пластиковые игрушки – деревянным мечом опытный боец мог противостоять врагу, вес деревянного дубового меча почти соответствовал железному. В набор юного воина также входили: деревянные копья, ножи, лук со стрелами (простой лук).

Существовали игрушки, игры, развивающие координацию движений, ловкость, быстроту – качели, всевозможных размеров мячи, вертушки, санки, лыжи, снежки и т. д. Многие из детей, особенно из знати, уже малыми детьми получали боевое оружие – ножи, мечи, топорики. В летописях описаны случаи, когда они их и использовали, убивая врага. Нож был с мужчиной с самого детства.

Вопросами существования особой школы боя на Руси занимался А. Белов, он создал систему – «Славяно-горицкая борьба». Он подтверждает, что боевая подготовка проходила в форме народной игры, а затем «форма» поддерживалась регулярными состязаниями, которые проходили по праздникам, большинство из них имели дохристианские корни (Купала, день зимнего солнцестояния и другие). Одиночные кулачные бои, бои «стенка на стенку» были обыкновенным явлением вплоть до 20 века. Дети впитывали эту культуру боя чуть ли не «с пелёнок».

Обучение велось и на уровне учитель – ученик, сравните: на Руси до 18 столетия университетов не было, но города и храмы строили, пушки и колокола отливали, книги писали, уровень образованности населения в X-XIII века был намного выше европейского (как и уровень гигиены). Навыки передавались от учителей к ученикам на практике, чтобы стать мастером-зодчим русский человек шёл не в специальную школу, а становился учеником мастера, в военном деле также.

Важнейшую роль играла практика, Русь вела постоянные войны с соседними народами, часто шли и междоусобные войны. Недостатка в реальных боевых условиях не было, молодые воины могли на практике проверить себя. Естественно, война брала свою «дань», но те кто выживал, получали уникальный урок. Ни в одной школе таких «уроков» не получишь.

В мирной жизни боевые навыки поддерживались не только народными игрищами, но и еще одной важной сферой – охотой. Это в настоящее время зверь почти не имеет шансов против человека с огнестрельным оружием. Тогда борьба шла почти на равных – когти, клыки, мощь, развитые чувства против умений человека и холодного оружия. Настоящим воином считался тот, кто добыл медведя. Представьте себя с охотничьим копьём (рогатиной) против медведя! Охота была отличным тренингом для поддержания Духа, боевых навыков, учёбой по преследованию, выслеживанию врага. Недаром Владимир Мономах в своём «Поучении» с одинаковой гордостью вспоминает о боевых походах и охотничьих подвигах.

Подведём итог: мальчика делали Воином, защитником Рода, Родины на основе психических установок (по-современному – программ), которые внедряли с рождения (и даже до рождения, т. н. предродовое обучение), традиций народных детских и взрослых игр, празднеств, постоянной практики. Именно поэтому Русы считались лучшими бойцами планеты, даже китайских императоров охраняли не бойцы их монашеских орденов и школ, а воины русы.


Иван Р 4 авг, 03:01
+170 134

Какие виды русского кваса самые лучшие

Первое упоминание кваса можно найти в «Повести временных лет». По случаю крещения киевлян Владимир велел угощать народ «пищей, медом и квасом». Квас варили в каждой семье по своим «секретным рецептам», ежегодное потребление кваса сводилось к 200-280 литрам на душу населения - вспоминается пушкинское «Им квас как воздух был потребен».

Из более 150 рецептов квасов мы выбрали 7 самых-самых.
Монастырский




Русские монастыри славились своим квасом, возможно, потому, что приготовлению любой пищи в них предшествовала молитва. Сегодня готовят монастырский квас так: берут стакан квасного солода, 2 столовые ложки изюма, лимон и яблоко, стакан ржаной муки, столовую ложку межа, чайную ложку высушенных листьев малины и 2 литра воды. Ржаную муку заварить крутым кипятком и дать остыть. Яблоко, лимон и изюм промыть и пропустить через мясорубку. Листья малины измельчить, добавить мед, солод, яблочно-лимонно-изюмную кашицу, заваренную муку и оставшуюся воду. В качестве ароматизаторов можно использовать анис, тмин, шалфей или другие пряности. Тщательно перемешать и оставить в теплом месте на пару дней для брожения. Процедить, охладить – монастырский квас готов.


Старинный русский



На 4 литра воды берут по стакану ржаной и пшеничной муки, а также по стакану ячменного и ржаного солода, столовую ложку жидких дрожжей и горсть свежих листочков мяты. Смешивают ржаной и ячменный солод, ржаную и пшеничную муку, обливают кипятком до влажности муки. Настаивают час, разводят горячей водой и дают остыть. Затем вмешивают дрожжи, половину листьев мяты, накрывают салфеткой и ждут появления пены. Жидкость сливают, добавляют вторую часть мяты и – в холодильник (на лед). Через 3-4 дня отменный квас готов!


Народный




Готовят дрожжевую закваску из 70 граммов муки, столовой ложки жидких дрожжей, 0,1 литра воды и 30 граммов меда. На один килограмм ржаного солода потребуется 1,3 килограмма ржаной муки и 0,7 стакана дрожжевой закваски. Квас готовят так: ржаной солод и ржаную муку грубого помола замешивают на холодной воде и ставят тесто в хорошо разогретую духовку. Через сутки духовку снова нагревают и оставляют тесто еще на сутки. Затем перекладывают тесто в емкость и разводят 4 литрами теплой воды, при этом вливают воду тонкой струйкой, постоянно перемешивая. Получившееся сусло выстаивают под крышкой в теплом месте в течение 15-20 часов. Затем добавляют дрожжи и мед, перемешивают и вновь ставят в теплом месте на 12-16 часов. Ядреный квасок разливают в бутылки, которые рекомендуется хранить горизонтально.

Крестьянский




Берется пол кило ржаного и 200 граммов ячменного солода, а также 300 граммов ржаной муки, 100 граммов ржаных сухарей, 50 граммов ржаного черствого хлеба, 700 граммов патоки и 40 граммов меда. Квас получается темно-красный, с небольшой пеной. Прелесть кваса, приготовленного по этому рецепту, еще и в том, что он может храниться в холоде до нескольких месяцев. Итак, замешивается солод и мука в 3 литрах воды. Тесто выстаивают 10-12 часов. Затем перекладывают в эмалированную емкость, накрывают крышкой, ставят в горячую духовку и кипятят на протяжении 3 часов. После этого перемешивают, соскабливая со стенок, заливают кипятком доверху и снова в духовку на сутки. Далее – переложить в большую емкость, залить 9 литрами воды, добавить сухари и хлеб, перемешать и отстаивать 8 часов. Как только гуща осядет и начнется брожение сусла, его необходимо сцедить, а гущу снова залить 8 литрами горячей воды, размешать и отстоять 2-3 часа. Затем снова сцеживают, заливают 4 литрами кипятка, размешивают, отстаивают и сливают. В полученное сусло добавляют мятный настой, патоку и оставляют бродить, при этом дрожжей добавлять не следует. Часов через 20 убирают в холодное место, а когда брожение затихнет, опять добавляют патоку и плотно закрывают. Через 3 дня обладающий шикарным кисло-сладким вкусом квасок готов.

Петровский




Этот квас готовят на основе рецепта русского хлебного кваса. Килограмм черного хлеба режут на мелкие ломтики и подсушивают в духовке. Сухарики заливают 6 литрами кипятка, а через 10-12 часов процеживают. 25 граммов дрожжей и столовую ложку пшеничной муки размешивают в небольшом количестве приготовленного настоя на сухариках, вливают в настой и ставят в теплое место. Когда смесь подойдет в ней заваривают 10 граммов мяты, кипятят, добавив 300 граммов сахара. Затем накрывают салфеткой и ставят в теплое место. Ждут появления густой пены, аккуратно снимают ее, процеживают, разливают в бутылки (не до краев!). Затем плотно закупоривают бутылки и убирают в холодное место. Через 12 часов русский хлебный квас готов. Петровский же квас получается в результате добавления в подогретый русский хлебный квас по 100 граммов хрена и меда, а в каждую бутылку - по 2-4 изюминки и по горсточке промытого пшена.


Клубничный




Этот рецепт отлично подойдет тем, кто хочет попробовать необычный квас. На пол килограмма клубники потребуется 8 чайных ложек сахара, 2 грамма лимонной кислоты и 2 столовые ложки меда. Ягоды укладывают в эмалированную емкость, заливают водой и нагревают до кипения. Затем снимают с огня и выдерживают 10 минут. Отвар процеживают, добавляют мед, сахар, лимонную кислоту и размешивают. Затем повторно процеживают и разливают по бутылкам, добавив в каждую 3-5 изюминок. Бутылки следует наполнить на 10 сантиметров ниже горлышка, заткнуть пробками и поставить в холодное место. Через 7-10 дней «яркий» квас созреет.
Медовый отличного вкуса




А вот рецепт из поваренной книги 1845 года: «Положи в кадочку 1 фунт (400 г) перебранного изюму и пяток изрезанных кружочками лимонов. Облей 4 фунтами хорошей патоки. Потом налей туда бутылок 30 кипятку (15 л) и дай остыть. Между тем, подболтав чайную чашку дрожжей тремя ложками муки, выложи это в остывший квас, а на другой день можно в оный прибавить еще 5 или 6 бутылок холодной воды. Когда изюм с лимоном всплывут на поверхность, то сними их, разлей квас в бутылки, которые надо хорошенько закупорить и поставить в холодное место». А как вы готовите домашний квас?

3 авг, 05:00
+2 0
Темы с 1 по 10 | всего: 708

Последние комментарии

Fedor Sergeev
Начало о татарском иге ставит под сомнение все остальное
Fedor Sergeev Какие русские фамилии на самом деле татарские
Tolik Tolik
Всему своё время.....
Tolik Tolik Редкие цветные фотографии коммуны хиппи
anatolii660 reznikov
Самые обсуждаемые
Немецкие солдаты о русских.

Немецкие солдаты о русских.

Из книги Роберта Кершоу «1941 год глазами немцев»: «Во время атаки мы наткнулись на легкий русский танк Т-26, мы тут же его щелкнули прямо из 37-миллиметр

Иван Р 1 авг, 02:01
+357 292
Другой взгляд на историю Руси

Другой взгляд на историю Руси

Война против России идёт уже очень давно и очень, очень успешно. Разумеется, не на полях сражений, где мы всех всегда били и очень больно, а там, где Запад все

Иван Р 2 авг, 04:02
+312 296
Почему воины на Руси были такими могучими?

Почему воины на Руси были такими могучими?

На Руси все мужчины считались воинами, эта традиция шла ещё со времён эпохи так называемой «военной демократии». Были, конечно, и специально подго

Иван Р 4 авг, 03:01
+170 134
Главные ляпы в книге «Архипелаг ГУЛАГ»

Главные ляпы в книге «Архипелаг ГУЛАГ»

В конце 1973 года вышел первый том «Архипелага ГУЛАГ». Страшная правда этой книги оказалась едва ли не страшнее атомной бомбы. Вопрос только, насколько в &

16 авг, 02:01
+48 31
Анна-Лена Лаурен: «У них что-то с головой, у этих русских»

Анна-Лена Лаурен: «У них что-то с головой, у этих русских»

Финская журналистка Анна-Лена Лаурен несколько лет прожила в России, а все свои впечатления о жизни в нашей стране собрала в книге с забавным названием «

16 авг, 04:02
+47 35
Минусовые
10 сексуальных традиций древнего мира, которые могут шокировать

10 сексуальных традиций древнего мира, которые могут шокировать

Хотя консерваторы утверждают, что современное общество стало слишком свободным в своих нравах в сравнении с благочестивыми предками, некоторые из сек

24 янв 15, 06:30
-187 143
«Письмо Сталину от русской швеи Анны Павловой, за которое её расстреляли»

«Письмо Сталину от русской швеи Анны Павловой, за которое её расстреляли»

В марте 1937 г. простая русская женщина Анна Алексеевна Павлова, 1894 г. рождения, портниха из Санкт-Петербурга, получившая образование до 1917 г. в сиротско

17 июл, 04:01
-83 292
Кто сегодня может претендовать на российский престол

Кто сегодня может претендовать на российский престол

Несмотря на то, что монархии в России нет почти 100 лет, монархисты продолжают ломать копья в спорах о том, кто имеет больше прав на российский престол

19 июл, 02:02
-22 31
Кто сегодня может претендовать на российский престол

Кто сегодня может претендовать на российский престол

Несмотря на то, что монархии в России нет почти 100 лет, монархисты продолжают ломать копья в спорах о том, кто имеет больше прав на российский престол.

9 дек 15, 03:00
-8 9
Хотел ли Горбачев продать немцам Калининград

Хотел ли Горбачев продать немцам Калининград

На Потсдамской конференции 1945 года, во дворце Цецелиенхоф, американская и британская делегация подтвердили согласие о передаче Кенигсберга СССР со всем

25 июл, 02:01
-4 0

Сейчас онлайн

  • Лариса какаяразница
  • Олег Белков
  • Олег Золотухин
  • Александр Шкаруба
  • Татьяна Салеева (Шагалова)
  • марина ахтямова
  • Сергей Золотых
  • Valentina Obozova
  • Геннадий Рогов
  • Эдуард Стейблис
  • Ольга Баталова
  • василий дубовицкий
  • Георгий Ефремов
  • Вера Выхованец (Чалкина)
  • tsk777 irina
Читать

Последние комментарии

Fedor Sergeev
Начало о татарском иге ставит под сомнение все остальное
Fedor Sergeev Какие русские фамилии на самом деле татарские
Tolik Tolik
Всему своё время.....
Tolik Tolik Редкие цветные фотографии коммуны хиппи
anatolii660 reznikov
ВЛАДИМИР КВАЛЬ-ВОЛКОВ
boris.voditel Пётрушкин
Фото в заголовке не советских времён.
boris.voditel Пётрушкин Какие районы в советской Москве были самыми криминальными
Аркадий Сотников
Алекс Фрст
Сергей Моисеев
Владимир Васильевич Бушминский
Gera Din

Поиск по блогу

Фото
пока ни одного фото