Иван Р предлагает Вам запомнить сайт «Быть умным - это модно»
Вы хотите запомнить сайт «Быть умным - это модно»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Основная статья: Алексей Толстой

Алексей Толстой: родоначальник советской фантастики

Его боготворили современники и клеймили потомки, критика пела «красному графу» дифирамбы и одновременно порицала за «легкомысленность» и «приспособленчество». Неоднозначный и, вероятно, до конца так и не понятый, он вошел в историю как один из ярчайших и талантливых советских писателей.



Толстой или не Толстой?

Алексей Николаевич официально получил знаменитую фамилию только в 19 лет, когда поступил в Петербургский технологический институт. Его мать, нося под сердцем сына, сбежала от законного мужа графа Николая Толстого к Алексею Бострому – именно его маленький Алеша и будет долгое время считать своим отцом. Некоторые члены большой семьи Толстых ни в момент рождения, ни после, не будут торопиться распахнуть объятия для нового родственника, считая его «ненастоящим Толстым». Биографам останется одно: приводить доводы «за» и «против». Например, по закону генетики у двух голубоглазых родителей – матери писателя и его отца Бострома – не мог родиться кареглазый потомок. Сам же Толстой, похоже, старался оправдать с таким трудом полученный титул и не запятнать знаменитой фамилии. История доказала, что у него получилось – его «Петр Первый» и «Хождение по мукам» стали классикой русской литературы, а «Золотой ключик, или Приключения Буратино» - одной из самых любимых детских книг.






«Русское» чувство

Алексей Николаевич Толстой, похоже, мало полагался на вдохновение. Работал как заведенный, и, казалось, что очередная неурядица только подкидывала угля в его творческую «топку». Он трудился в любой ситуации и при любых обстоятельствах. Известно, что не забросил писательство даже на корабле Одесса-Константинополь, который на долгие годы увозил его с Родины. Ставил на палубе ящик из-под консервов, на него – печатную машинку, сам садился на ящик поменьше и работал. Он намеренно не изучал иностранные языки, считая, что утратит ощущение родного языка. Бунин характеризовал Толстого как человека, который «всё русское знал и чувствовал, как очень немногие». Но в то же время Алексей Толстой написал достаточное количество произведений на основе зарубежных источников.




Не Пьеро, но Буратино

Будущий прозаик и драматург Алексей Толстой начинал как поэт. Он был частым гостем «Башни» Иванова. О его стихах лестно отзывались Бунин, Гумилев, Волошин, Брюсов, Блок, Цветаева. Толстой был в числе тех, кто отрывал легендарный арт-подвал «Бродячая собака». Однако сам он меньше всего вписывался в устойчивый образ поэта Серебряного века. Как верно замечали, в балаганчике русских поэтов Толстой был вовсе не утонченным декадентом Пьеро, а солнечным жизнелюбцем Буратино. Он не считал себя божественным посредником. Разве может «пророк» полдня искать нужную рифму? Он был ярким не только на литературном поприще, но и в жизни – например, выступил секундантом на дуэли Гумилева и Волошина. Но в один момент бросил все и отправился на фронт Первой мировой войны.


Бело-красный граф

Он мог не участвовать в Первой мировой войне (был поврежден лучевой нерв), но отправился на фронт в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей». Февральскую революцию он встретил с энтузиазмом. Временное правительство даже назначило «гражданина графа Толстого» «комиссаром по регистрации печати». Однако дальнейшие события породят в нем беспокойство и чувство подавленности, граничащее, порой, с жестокостью - в одной из своих статей Толстой образно предложит втыкать большевикам под ногти иголки. Позднее, в эмиграции, из трех возможных вариантов: бороться с большевиками, игнорировать их или принять новую власть, он выберет последний. Из письма Толстого: «Большевики – единственные, кто вытаскивает российскую телегу из оврага, куда ее занесли красные кони. Удастся ли вытащить? Не знаю». Сами же большевики увидят потрясающую возможность для пропаганды – им покажется, что «белого графа» будет очень просто превратить в «красного».





Конъюнктурщик

В эмиграции он найдет массу хороших знакомых по Петербургу и Москве, будет бывать во многих богатых домах, за глаза называя их хозяев сволочами. Обладая немалым и зорким умом, он, тем не менее, до поры до времени будет играть роль эдакого придурковатого шалопая, с которого «взятки гладки». И в то же время его будет раздражать «пустая» болтовня и праздность эмигрантов (сам он напишет в эмиграции «Детство Никиты» и начнет «Хождение по мукам»). Он отчетливо осознает, что историю страны будут вершить не те, кто находится за ее пределами. Не поверит он и в избранность, великую миссию русской эмиграции, а затем нарушит давнюю традицию русской интеллигенции – противостоять правительству. Напишет, что не может позволить себе этой «роскоши», пока «Отечество стоит на самом краю бездны». Толстой «отрежет» себя от эмиграции, которая поспешно закрепит за ним ярлык «конъюнктурщика».


Нелегкий «Хлеб»

В 1937 году был опубликован роман «Хлеб», который позднее станет «черной меткой» писателя. Сюжет книги повествует об участии Сталина в гражданской войне – критики расценят роман как панегирик «отцу народов». В 1940 году Толстой получит заказ на пьесу об Иване Грозном с требованием показать «историческую прогрессивность жесточайшего тирана русского средневековья». Иван Грозный предстанет «обновленным»: он больше не монарх-деспот, а мудрейший из русских царей, возлюбленный рыцарь и любящий муж. Аналогии, которые стремились провести заказчики, очевидны, но был ли созданный Толстым образ Грозного неверным? Он пойдет еще на одну «сделку»: в составе комиссии по расследованию злодеяний немецких захватчиков «подтвердит», что массовое убийство польских офицеров в Катыни совершено нацистами, а не палачами с Лубянки.




«Простой смертный»

«Советский граф» займет в «обновленной» стране исключительное положение, а после смерти Горького станет «главным» советским писателем, оказавшись «у руля» Союза писателей СССР. Его «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» положат начало советской фантастической литературе, спектакли на его «Заговор императрицы» будут проходить при полным аншлагах, к 10-летию революции он допишет вторую часть «Хождений по мукам», которая будет иметь ошеломляющий успех. В годы Великой Отечественной войны из-под пера Толстого выйдет большое количество материалов на злободневные темы. Публицистика Толстого окажется настолько актуальна, что статьи будут издавать в виде маленьких книжиц, которые удобно положить в карман гимнастерки. Вместе с тем, «товарищ граф» будет подобен балансирующему под куполом цирка канатоходцу, за которым следят и с замиранием сердца ждут «падения». Но он устоит, взяв от жизни все самые «яркие и праздничные куски». Возможно, он будет лукавить, когда напишет, что «эта гимнастика его забавляет». Толстой делился со своим близким знакомым Анненковым: «Я — простой смертный, который хочет жить, хорошо жить, и все тут».


27 фев, 03:30
+8 2

10 цитат и афоризмов Алексея Толстого



• В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть. И сделать это, не заламывая рук с мольбою к справедливости, а ставя человека в подходящие общественные и материальные условия.

• Если бы черта не было на свете, то не было бы и святых!

• Знание — орудие, а не цель.

• Не ошибается тот, кто ничего не делает, хотя это и есть его основная ошибка.

• О храбрости больше всего говорят трусы, а про благородство — прохвосты.

• Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

• Сегодняшний день — в его законченной характеристике — понятен только тогда, когда он становится звеном сложного исторического процесса.

• Там, где труд превращается в творчество, естественно, даже физиологически исчезает страх смерти.

• Язык — живая плоть, которая создавалась миллионами поколений.

• Народ — судья искусству. И задача критики быть выразителем высших художественных требований народа.


11 янв, 05:30
0 0

Сказка Алексея Толстого про Буратино – злая пародия на Блока и театр Мейерхольда?


Сказочную повесть «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Алексей Толстой написал по мотивам сказки К. Коллоди «Пиноккио». И сюжет, и система образов значительно отличаются от оригинала. Персонажи Толстого были настолько жизнеподобными, что многие его современники узнавали в них известных в то время людей. Некоторые исследователи уверены: это совсем не детская сказка, в образах Пьеро и Карабаса Барабаса писатель высмеял поэта А. Блока и театрального режиссера В. Мейерхольда.





Алексей Толстой | Фото: lichnosti.net


В 1934 г. А. Толстой принялся за перевод сказки К. Коллоди, но в процессе работы герои начали жить своей жизнью. «Я работаю над «Пиноккио». Вначале хотел только русским языком написать содержание Коллоди. Но потом отказался от этого, выходит скучновато и пресновато. С благословения Маршака пишу на ту же тему по-своему», – писал в дневнике Толстой. Сам автор определил свое произведение как «новый роман для детей и для взрослых». 



В. Мейерхольд. Справа – в образе Пьеро | Фото: kino-teatr.ru




В. Мейерхольд – Карабас Барабас театра | Фото: kino-teatr.ru


М. Петровский называет сказку Толстого спором с автором «Пиноккио» и высказывает предположение, что писатель создал пародию на Блока и театр Мейерхольда. Для выдвижения таких предположений действительно есть основания. Одной из самых знаменитых постановок Мейерхольда был спектакль по пьесе А. Блока «Балаганчик». Премьера состоялась в 1906 г. в театре В. Комиссаржевской, режиссер Мейерхольд сам сыграл роль Пьеро. Театр Мейерхольда был закрыт в 1938 г., а до этого времени его постановки пользовались достаточно большой популярностью и активно обсуждались.



В. Мейерхольд. Фото 1924 и 1922 гг. | Фото: kino-teatr.ru


Мейерхольд был известен своим деспотичным характером и, по мнению многих современников, в том числе А. Толстого, относился к своим актерам, как к марионеткам. У К. Станиславского был другой подход, о Мейерхольде он писал: «Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи». 



В. Этуш в образе Карабаса Барабаса, 1975 | Фото: kino-teatr.ru


Мейерхольд носил длинный шарф, конец которого часто засовывал в карман. Карабас у Толстого так же поступает со своей бородой: «Его обронил на дно пруда человек с бородой такой длины, что он ее засовывал в карман, чтобы она не мешала ему ходить». Плетка-семихвостка, с которой не расстается Карабас, – это, по предположению исследователей, намек на маузер, который Мейерхольд носил с собой после революции, и на репетициях клал перед собой.



А. Блок | Фото: imgdepo.com и liveinternet.ru



А. Толстой с неприятием и насмешкой относился к эстетике Серебряного века, символизму и главному и его представителю – поэту А. Блоку. Это дает исследователям основание утверждать, что в образе Пьеро он высмеял и самого поэта, и литературное направление. В тот же период в «Хождении по мукам» Толстой в образе поэта-декадента Бессонова также воплотил шаржированные черты Блока и его многочисленных эпигонов. 



А. Блок | Фото: kpcdn.net


Следует отметить, что в итальянском первоисточнике такого персонажа как Пьеро вообще не было. Мальвина – собирательный образ «романтической возлюбленной» – тоже создание русского писателя, как и неожиданный для сказки мотив беззаветной любви Пьеро к ней. М. Петровский предполагает, что это аллюзия на семейную драму Блока и на «Прекрасную даму», к которой он часто обращается в стихах. Кроме того, Пьеро посвящает Мальвине строки, в которых встречаются обороты, очень напоминающие блоковские (например, «тени на стене» – частый образ поэзии Блока и других символистов). 



*Приключения Буратино*, 1975. В главной роли – Д. Иосифов | Фото: kino-teatr.ru


В изображении двух театров – Карабаса и того, что скрывался за нарисованным на холсте очагом – исследователи видят историю противостояния двух театров и двух режиссеров – Мейерхольда и Станиславского. А помощник Карабаса Дуремар – это помощник Мейерхольда по театру и журналу «Любовь к трем апельсинам» В. Соловьев, носивший псевдоним Вольдемар Люсциниус. Сходство прослеживается не только в именах Вольдемар-Дуремар, но и во внешнем облике: высокий худой человек в длинном пальто.



В. Басов в роли Дуремара, 1975 | Фото: kino-teatr.ru


Некоторые исследователи заходят еще дальше: в Мальвине пытаются угадать одну из актрис театра Станиславского и утверждают, что Буратино – карикатурное изображение Максима Горького, а итальянская сосна, на которую Буратино взобрался в минуту опасности – это итальянский остров Капри, куда Горький уехал после революции. Впрочем, в данном случае оснований для проведения параллелей все же недостаточно. 



Алексей Толстой | Фото: aria-art.ru




Сказка А. Толстого – многослойное произведение с символическим подтекстом



24 окт 16, 03:30
0 0
Показаны все темы: 3

Последние комментарии

Геннадий Кирьянов
Валерий Штормовой
Да, звезда сильнее креста и свастики!
Валерий Штормовой Почему большевики сделали звезду символом СССР
Михаил Анохин
Выбрали из демонов сильнейшего!
Михаил Анохин Почему большевики сделали звезду символом СССР
Самые обсуждаемые
Алексей Толстой: родоначальник советской фантастики

Алексей Толстой: родоначальник советской фантастики

Его боготворили современники и клеймили потомки, критика пела «красному графу» дифирамбы и одновременно порицала за «легкомысленность» и «приспособленчеств

27 фев, 03:30
+8 2
10 цитат и афоризмов Алексея Толстого

10 цитат и афоризмов Алексея Толстого

• В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть. И сделать это, не заламывая

11 янв, 05:30
0 0
Сказка Алексея Толстого про Буратино – злая пародия на Блока и театр Мейерхольда?

Сказка Алексея Толстого про Буратино – злая пародия на Блока и театр Мейерхольда?

Сказочную повесть «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Алексей Толстой написал по мотивам сказки К. Коллоди «Пиноккио». И сюжет, и система обра

24 окт 16, 03:30
0 0
Минусовые
10 цитат и афоризмов Алексея Толстого

10 цитат и афоризмов Алексея Толстого

• В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть. И сделать это, не заламывая

11 янв, 05:30
0 0
Сказка Алексея Толстого про Буратино – злая пародия на Блока и театр Мейерхольда?

Сказка Алексея Толстого про Буратино – злая пародия на Блока и театр Мейерхольда?

Сказочную повесть «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Алексей Толстой написал по мотивам сказки К. Коллоди «Пиноккио». И сюжет, и система обра

24 окт 16, 03:30
0 0
Алексей Толстой: родоначальник советской фантастики

Алексей Толстой: родоначальник советской фантастики

Его боготворили современники и клеймили потомки, критика пела «красному графу» дифирамбы и одновременно порицала за «легкомысленность» и «приспособленчеств

27 фев, 03:30
+8 2

Сейчас онлайн

  • Эдуард Волков
  • Татьяна Ильина
  • Эколог Ооо
  • Владимир Семёнов
  • Вера Мезенцева
  • Rina_1101 исмаилова
  • Людмила Сдвижкова
  • Раиса Аванесова
  • Фаина Чеботарева
  • Раиса Захариади
  • Екатерина Вишневская
  • михаил аднодворцев
  • станислав грохольский
  • александр золотухин
  • Николай Фролов
Читать

Последние комментарии

Геннадий Кирьянов
Валерий Штормовой
Да, звезда сильнее креста и свастики!
Валерий Штормовой Почему большевики сделали звезду символом СССР
Михаил Анохин
Выбрали из демонов сильнейшего!
Михаил Анохин Почему большевики сделали звезду символом СССР
Александр Сергеевич
сальвадор
Ну так Бандере поставили,легионерам в Прибалтике поставили.
сальвадор Сколько русских воевало на стороне фашистов?
сальвадор
Михаил Анохин
alshi
Comandor Comandor
*
Comandor Comandor Топ-13 самых смертоносных ошибок
Зима

Поиск по блогу

Фото
пока ни одного фото