Иван Р предлагает Вам запомнить сайт «Хочу знать»
Вы хотите запомнить сайт «Хочу знать»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Что мне интересно

3 типа страшных проклятий, к…

3 типа страшных проклятий, которые действительно существуют

14 авг, 16:41
0 0
Тест: Выбери мистический чер…

Тест: Выбери мистический череп, и мы все про тебя расскажем

14 авг, 16:21
0 0
Причина запрета киндер-сюрпр…

Причина запрета киндер-сюрприза в США

14 авг, 16:00
0 0

Советские и американские авианосцы: чем они отличались

развернуть
Советские и американские авианосцы: чем они отличались
Авианосцы – любимое детище Пентагона. Советские кораблестроители здесь всегда были на шаг позади. Однако СССР и не стремился превзойти Америку в этом вопросе. У советского флота были иные стратегические задачи.

Печальная судьба

На сегодняшний день только десять стран имеют авианосцы, среди них США с 11 плавучими авиабазами – неоспоримый лидер. В России есть только одно судно такого класса. А ведь в 1980-е годы СССР всего лишь двукратно уступал Соединенным Штатам по этим показателям – 7 против 14.

К сожалению, развал Советского Союза внес свои коррективы. К моменту образования на территории бывшего СССР независимых государств авианосцы оказались никому не нужны, в первую очередь из-за дороговизны обслуживания. Исключение составил авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», перебазировавшийся из Севастополя в Мурманск: тот единственный, который до сих пор находится в составе ВМФ России.

Остальные авианосцы, которые могли оставаться грозным оружием, постепенно превращались в груды металлолома. Впоследствии парк авианосцев, поделенный между Россией и Украиной, был распродан. Три корабля попали в Индию, по два – в Китай и Южную Корею. Один их них – авианосец «Варяг», который так и не был введен в строй, сейчас эксплуатируется как учебно-экспериментальный корабль ВМС Китая, еще одно судно – "Адмирал Горшков" – является боевой единицей ВМС Индии.


Ответ Западу

Авианесущий крейсер «Варяг» возводился на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве (ЧСЗ) – единственном предприятии Союза, которому было под силу осуществлять подобные проекты. На мировом рынке корабль такого класса мог оцениваться в 2-3 млрд долларов, но его продали Китаю за смехотворные 20 млн.

«Варяг» должен был стать достойным ответом американским авианосцам. Китайская делегация, которая в качестве потенциального покупателя посетила это судно, была впечатлена увиденным. Китайцы отметили, что это совершенно новый корабль от брони до начинки. «Варяг» - «это высокие технологии, относящиеся к разряду уникальных», - констатирует Валерий Бабич, который с 1979 по 1990 год был на ЧСЗ начальником конструкторского бюро по авианесущим кораблям.

В отличие от американских аналогов советские авианосцы кроме самолетов несли еще и мощное противокорабельное ракетное вооружение, что сближало их с крейсерами, название которых они и носили. Впрочем, это было связано и с другим фактором. Проливы Босфор и Дарданеллы по международной конвенции являлись закрытой зоной для авианосцев, зато на крейсеры запрет не распространялся.



Упущенный момент

Проекты строительства авианосцев в СССР возникли еще до Второй мировой войны, но с началом военных действий по понятным причинам их заморозили. После 1945 года советское командование решило, что гораздо важнее для флота строить линкоры и крейсеры.

В период холодной войны Кремль сделал ставку на баллистические ракеты и подводные лодки. В условиях усиления береговой и ракетоносной авиации значение авианосцев в нанесении стратегических ударов становилось второстепенным.

Пока в Москве высокомерно относились к американским авианосцам, рассматривая их как показушное средство агрессивной политики империалистов, которое из-за своей низкой маневренности будет уничтожено в первые часы глобального конфликта, в США шла постоянная работа по модернизации авианесущих кораблей.




СССР исповедовал оборонительную доктрину, в то время как Пентагон готовился к локальным мини-войнам, где применение авианосцев давало неоспоримые преимущества. По словам американского историка авиации и флота Нормана Полмара, возможность ВМС США быстро доставлять в любую точку мира 60-70 самолетов, для которых не нужно было разрешение на пролет над территорией других стран и не требовались наземные аэродромы, делала из авианосцев идеальное оружие.

Очень скоро и в Советском Союзе убедились в том, что усиление роли надводного и подводного флотов, а также дальней авиации требовало использования авианосцев. Только с помощью этого плавсредства можно было удерживать господство в воздухе путем развертывания авиагрупп в любой точке Мирового океана.


В погоне за противником

Только в первой половине 1970-х СССР решился пойти по пути американцев, однако к тому времени он безнадежно отстал – авианосный парк США уже насчитывал 15 мощнейших ударных кораблей, три из которых были атомными. В общей сложности на них могли разместиться свыше тысячи самолетов.

На американских кораблях развертывались палубные истребители, разведывательные, противолодочные и прочие крылатые машины. Сократить разбег самолетам помогали специальные паровые катапульты, которые разгоняли 35-тонную машину до 250 км/ч за 2,5 секунды на участке в 100 метров. При посадке самолет тормозился специальными натянутыми поперек палубы фалами, за которые истребители цеплялись крюками-аэрофинишерами.

Советский флот на первом этапе отказался от американского варианта, отдав предпочтение самолетам вертикального взлета Як-38. Они не нуждались в длинной взлетно-посадочной полосе, а это в свою очередь позволяло сделать судно более компактным. Леонид Брежнев считал Як-38 гордостью советской авиации.




С учетом особенностей Яков в 1970-1980-е годы были построены первые советские авианесущие крейсеры – "Киев", "Минск", "Новороссийск" и "Адмирал Горшков". Однако после спуска авианосцев на воду стало ясно, что Як-38 не может на равных конкурировать с американской палубной авиацией. Советская машина оказалась менее маневренной, на ее взлет и посадку расходовалось гораздо больше топлива, что ограничивало как радиус ее действия, так и боевую нагрузку.

На появление советских авианосцев американцы отреагировали заносчиво, считая, что это не корабль, а «неизвестно что», как отмечал Аркадий Морин, российский историк судостроения и флота. По его словам, в ходе тренировочных полетов американские палубные истребители McDonnell FH-1 Phantom, имитируя атаку на советские корабли, старались не летать вблизи от неповоротливых и сложных в управлении Яков, опасаясь случайных столкновений. И страхи эти были не напрасны. 15% всех построенных Як-38, говорит Морин, разбились за время несения службы.


«Адмирал Кузнецов» vs «Джордж Вашингтон»

Анализируя свои недоработки, в СССР решили остановиться на классическом авианосце, при этом не отказываясь от мощных противокорабельных ракетных комплексов. Первенцем среди нового поколения авианосцев стал «Адмирал Кузнецов», спущенный на воду в 1987 году. Изначально корабль задумывался как аналог американского атомного авианосца Enterprise, однако вследствие урезанного финансирования на него установили не атомные, а обычные двигатели.

Вместо паровых катапульт на судне появился трамплин – приподнятая носовая часть палубы. Этого хватало для самостоятельных взлетов истребителей класса МиГ-29к и Су-33, которые по летным и боевым характеристикам превосходили американские аналоги.




Длина «Кузнецова» составила 306 метров при водоизмещении в 61 тыс. тонн, мощности в 50 тыс. л.с. Судно развивало скорость до 29 узлов. Экипаж гиганта насчитывал почти 2 тыс. человек, авиационная группа на корабле могла достигать 50 самолетов и вертолетов.

Размеры «Адмирала Кузнецова» поражали очевидцев. Он был высотой с 20-этажный дом, а его коридоры протянулись в общей сложности на 20 км. Внутренне пространство корабля было настолько большим, что некоторые из рядовых членов экипажа могли ни разу не встретиться друг с другом в течение своей срочной службы.

Интересно сравнить "Адмирала Кузнецова" с подобным ему по классу американским авианосцем типа «Нимиц» «Джордж Вашингтон», который был спущен на воду в 1990 году. Длина корабля составляет 332 метра, водоизмещение - 97 тыс. тонн, мощность - 260 тыс. л.с., скорость - 30 узлов. Технические возможности судна позволяют ему нести до 90 единиц авиатехники, экипаж корабля насчитывает около 3 200 человек.



По всем параметрам американский корабль превосходит советский, кроме одной важнейшей детали, которая отличала советские авианосцы. Если на «Джордже Вашингтоне» было только 3 пусковые ракетные установки, то на «Адмирале Кузнецове» их число доходило до 44-х. По мнению специалистов, советские ракеты имели радиус действия до 500 км и могли нести ядерные заряды.

В другом важнейшем компоненте – возможности длительно находиться вдали от базы – советский авианосец уступал американскому, так как у последнего было большое количество ремонтных подразделений и мастерских, напоминавших небольшие ремонтные заводы. Но этот минус оборачивался плюсом, когда речь заходила о цене строительства, стоимость советского судна была заметно ниже.



Эффективность

Что же касается эффективности советских авианосцев, то в этом, как признавали отечественные эксперты, они уступали американским аналогам. Доктор военных наук, капитан первого ранга Константин Сивков, сравнив «Адмирала Кузнецова» и авианосцы типа «Нимиц», установил, что применительно к локальным войнам коэффициент эффективности для американских судов составляет 0,35, а для российских — 0,3. При этом отставание советского корабля по части локальных конфликтов достигает 14%, глобальных — 10%.

«Нимиц» – более универсальный авианосец, полагает Сивков. Мощная катапульта позволяет взлетать более тяжелым самолетам, что расширяет возможности как ударного, так и вспомогательного парка. Такие самолеты могут взять на борт более существенную бомбовую нагрузку.


Присутствие трамплина в конструкции советского судна не позволяет разместить на борту габаритные самолеты. Это заставляет обязанности дальнего радиолокационного обнаружения доверить вертолетам Ка-31, которые при всех своих достоинствах ограничены в радиусе перемещения. С другой стороны, отсутствие катапульты привело к снижению массы корабля, повышению внутреннего объема и, в конечном итоге, снижению энергетических затрат.

Российские специалисты спокойно относятся к тому, что сравнение авианосцев далеко не в нашу пользу. Авианосец – это любимая игрушка американских адмиралов, предназначенная для решения стратегических и боевых задач в духе военной доктрины США. Однако российские, как впрочем, и китайские военные постепенно обзаводятся системами вооружений, способных эффективно противостоять американским чудо-кораблям.





Источник →

Ключевые слова: авианосец, ссср
Опубликовано 16.04.2018 в 03:00

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Правда о репрессиях 1937 года

Правда о репрессиях 1937 года

1 апр, 02:02
+1312 1567
Как император Александр III …

Как император Александр III с Европой разговаривал. Несколько особо "выпуклых" цитат

3 май, 05:01
+802 255
В чем "провинился" Кадаффи

В чем "провинился" Кадаффи

3 май, 05:01
+772 580
Сейчас Вы очень удивитесь. В…

Сейчас Вы очень удивитесь. Возможно, здесь приведены всего лишь цифры, но какие! Итак, начнём.

1 дек 17, 02:00
+673 359
Стих 10-летнего мальчика про…

Стих 10-летнего мальчика про Родину. Ну и дааааааа....

1 мар, 08:01
+605 239
Другой взгляд на историю Руси

Другой взгляд на историю Руси

1 апр, 02:02
+467 355
Немецкие солдаты о русских.

Немецкие солдаты о русских.

28 май, 05:00
+393 306
Мужество советского генерала

Мужество советского генерала

28 май, 05:00
+382 208
Почему США не замечают...

Почему США не замечают...

4 май, 03:00
+347 76
"Маузер": вся правда о писто…

"Маузер": вся правда о пистолете комиссаров

29 май, 05:01
+321 163
Удивительный текст, как молитва

Удивительный текст, как молитва

28 май, 05:00
+318 86
Удивительная находчивость ко…

Удивительная находчивость командира разведчиков

4 май, 01:59
+308 51
Почему Сталин вернул погоны …

Почему Сталин вернул погоны в 1943 году

29 май, 05:01
+299 283
ЧИТАТЬ читать и еще раз чита…

ЧИТАТЬ читать и еще раз читать...будет интересно

17 дек 16, 03:21
+288 95
Сотни американских шпионов в…

Сотни американских шпионов в период холодной войны были пойманы в СССР по глупейшей причине

29 май, 05:01
+273 390
Интересные факты о Сталине.

Интересные факты о Сталине.

8 май, 05:01
+253 236
Немного об оружии

Немного об оружии

6 май, 02:01
+245 97
Сохраните и читайте, когда б…

Сохраните и читайте, когда будет плохое настроение!

8 май, 05:01
+231 26
«Моему бывшему хозяину». Пис…

«Моему бывшему хозяину». Письмо раба, написанное 150 лет назад, потрясло полмира

8 май, 05:01
+226 146
Добро пожаловать в ад, инженеры.

Добро пожаловать в ад, инженеры.

6 май, 03:01
+225 215
Такому в школе нас не учили. А жаль!

Такому в школе нас не учили. А жаль!

6 май, 04:01
+214 62
Круто...

Круто...

5 янв, 04:01
+200 56
Что вы никогда не знали о Кр…

Что вы никогда не знали о Красной армии

31 май, 03:01
+199 272
7 «иуд» русской истории

7 «иуд» русской истории

31 май, 02:01
+196 237
Почему воины на Руси были та…

Почему воины на Руси были такими могучими?

6 май, 03:01
+194 152

Сейчас онлайн

  • Сергей Кочетков
  • Yelena Yarkina
  • Герман Кравчук
  • Yuriy Minskiy
  • Олег Шкилёв
  • александр ефремченко
  • Евгений Евтушевский
  • Александр Легков
  • Peter Markov
  • Толик Распутин
  • alexander oberdörfer
  • Василий Панин
  • kon
  • Михаил Чарлин
  • Алексей Савин

Последние комментарии

alexey ciukin
дык оне всегда ими были,а уж сейчас и легально
alexey ciukin За что в 1948 году Сталин выгнал из Калининграда всех немцев
Глеб Глебыч
Глеб Глебыч