Иван Р предлагает Вам запомнить сайт «Быть умным - это модно»
Вы хотите запомнить сайт «Быть умным - это модно»?
Да Нет
×

Как испытывали автомобили в Советском Союз

развернуть
Как испытывали автомобили в Советском Союз
Сегодня понятие «автопробег» подразумевает сугубо техническое мероприятие – тест-драйв и презентацию новой техники.
И, как правило, имеет узкий, «корпоративный» формат. А на заре советского автостроения все было совсем иначе.

Но, к сожалению, нынче про автопробеги советских времен россияне могут судить только по ставшими крылатыми высказываниям Остапа Бендера. А ведь это был целый пласт не только демонстрации технических достижений Страны Советов, но и всей советской культуры. Испытания «железных коней» снимали ведущие режиссеры, а писатели посвящали им целые книги.

Увы, сейчас освещение подобных событий стало достоянием небольшого круга автожурналистов, да и масштабность мероприятий сильно сдала. Однако хочется надеяться, что этот год вернет в нашу страну былой размах, все-таки возрожденный «Шелковый путь» из Москвы в Пекин станет самым грандиозным автомобильным событием в автожизни страны. Об этом, рассматривая старые черно-белые фото, мы беседовали с директором музея завода ГАЗ Натальей Колесниковой.
В масштабе всей страны

Безусловно, и на заре советского автомобилестроения главной целью пробегов оставались испытания техники. Но впридачу к этому преследовались политические, научные и даже военные цели. Посему среди участников были не только технари-автомобилисты, но и представители самых разных профессий.

Как испытывали автомобили в Советском Союз

– Иногда автопробеги проводились по инициативе высшего партийного органа, – замечает Колесникова. – Иногда – по инициативе конструкторов и инженеров. При этом эпохальные автопробеги газовской техники (в довоенные годы ГАЗ был флагманом автопрома страны) проходили раз в несколько лет, а менее масштабные – до нескольких раз в год. С точки зрения современного информационного общества, «советские пиар-кампании» были естественной составляющей не только заводской жизни, но и жизни всей страны…

Отдельно стоит поговорить о коллегах-журналистах. На заводе был штатный фотограф, причем долгое время на этой должности работал знаменитый Николай Добровольский, чьи кадры вошли и в историю автомобилестроения, и в историю фотографии. Кстати, во время пробегов он также исполнял обязанности штурмана. Кроме того, работала целая кино-лаборатория, сюжетами которой пользовались и специалисты-заводчане, и широкая публика.
Оппортунист на импортной машине

Самый первый автопробег ГАЗа состоялся 4 июля 1932 года по маршруту Горький-Москва-Псков-Витебск-Смоленск и обратно. В нем участвовали первые грузовики-«полуторки». Пока это была только небольшая «презентация». Самое масштабное событие произошло в следующем году.

Как испытывали автомобили в Советском Союз

6 июля в Москве стартовал знаменитый Каракумский автопробег: около сотни человек двинулись в путь на 23 автомобилях (шесть легковых ГАЗ-А, шесть грузовых полуторатонных ГАЗ-АА, два опытных образца трехосных ГАЗ-ААА, один экспериментальный трехосный НАТИ-ГАЗ, четыре АМО-3, три импортных трехосных Ford — Timken, и один Ford-AA). Их путь составил 9500 километров по маршруту Москва-Горький-Оренбург-Аральск-Ташкент-Самарканд-Бухара-Ургенч-пустыня Каракум-Красноводск- Баку -Тбилиси-Владикавказ-Ростов-на-Дону-Харьков-Воронеж-Тула-Москва. И только 20% пути проходило по шоссейным дорогам. В итоге дистанция была пройдена за 86 суток.

Можно сказать, что это было самое масштабное событие страны. Без всяких анонсов в соцсетях, в каждом населенном пункте участников встречали толпы людей. Есть кадры документалистов, как в Ташкенте от любопытства местные консервативные дамы стаскивают с себя паранджи.

Как испытывали автомобили в Советском Союз

Также есть кадры, в которых один из участников пишет письмо возлюбленной перед штурмом Каракумов. В нем говорится о тогдашнем импортозамещении и политике партии: «Кольке не повезло, ему досталась иностранная машина, на ней сразу лопнула полуось. Ты с ним не общайся, он оппортунист!».
Кстати, в тяжелых условиях пробега заграничные машины на самом деле показали себя хуже, чем советские.
«Шестерки» не потянули

Также камера выхватила часового с винтовкой на бивуаке. Позже выяснилось, что автопробег охраняли бойцы спецназа ОГПУ, и на то были веские причины: автомобилисты были желанной добычей для банд басмачей. В автопробеге ехало три оператора: Роман Кармен, Эдуард Тиссэ и Михаил Гоморов. Из их съемок потом получился документальный фильм «Москва-Кара-Кум-Москва». Кармен впоследствии написал книгу «Автомобиль пересекает пустыню».

Как испытывали автомобили в Советском Союз

Чуть позже режиссер Алексей Салтыков снял о пробеге художественный фильм «Директор». Эта картина, кстати, стала роковой для актера Евгения Урбанского. На съемках самой эффектной сцены, когда машина прыгает на бархане, автомобиль перевернулся и артист погиб. Позже незаконченный фильм был переснят с уже новым актером: роль досталась Николаю Губенко.

Между прочим, фильм снят не на пустом месте, в автопробеге действительно принимали участие директоры заводов: Сергей Дьяконов с ГАЗа и Иван Лихачев с АМО (впоследствии – ЗиЛ). Наравне со всеми участниками они в песках довольствовались общей нормой воды – два литра в сутки на человека. Ее выдавали назначенные среди экипажей «мирабы» – ответственные за воду.

Как испытывали автомобили в Советском Союз

В контексте современных рыночных реалий поневоле возникает вопрос о цели столь масштабного мероприятия. Первое, что приходит на ум – коммунистическая пропаганда. Но не только она. Помимо испытаний и сравнения отечественных и зарубежных аналогов, автопробег был грандиозным оффроудным тестом шин! Тогда во всем мире они были большим дефицитом, а в СССР только наладили их масштабное производство из натурального и синтетического каучука. Также испытывали шины «сверхбаллон» – прототип того, на чем мы сейчас ездим.

Как испытывали автомобили в Советском Союз

Что касается военных целей, то не даром автопробег сопровождали чекисты: на границе с Афганистаном и Ираном было неспокойно, и параллельно разрабатывались механизмы оперативного подхода войск к границе на автомобилях и размечались пригодные места для возможной дислокации войск. Что интересно, в 1932 году моноприводные легковые автомобили покоряли пески наравне с трехосными грузовиками.
16 отважных

Следующий эпохальный автопробег – Памирский – ГАЗ провел в 1936 году. В газетах писали, что «16 отважных спортсменов горьковского общества «Динамо» бросили вызов пустыням и горам. Они решили испытать отечественные легковые машины в экстремальных условиях и уготовили им серьезный экзамен». Отправлял спортсменов в путь летчик Валерий Чкалов – личность тогда более чем популярнейшая.

Как испытывали автомобили в Советском Союз

За два месяца две «эмки», два ГАЗ-А, два пикапа на его базе и трехосный ГАЗ-ААА преодолели более 12 000 километров. Помимо российских дорог, автопробег прошел по степям Казахстана, пустыням Узбекистана и Туркмении, горным районам Киргизии и Таджикистана. Что интересно, в составе участников не было ни одного профессионального водителя, и автомобили были штатной, заводской комплектации. Среди участников – уже знакомые нам газовский летописец Добровольский и документалист Кармен. От них и остались воспоминания о более чем экстремальном пути.

Как испытывали автомобили в Советском Союз

В частности, как на 68-градусной жаре «эмки» тонули в барханах Каракумовов; как в горах Памира при разряженном воздухе и минусовой температуре вода в радиаторах закипала при 85 градусах, и невозможно было подкачать шины; как на обратном пути из-за разлива Сырдарьи экспедиция заблудилась в казахских степях без воды и горючего (командор пробега собрал со всех машин остатки бензина и в одиночку отправился на поиски дороги, а остальные участники допивали воду из радиаторов).

Как испытывали автомобили в Советском Союз

Самое интересное, что наилучшую проходимость показали «эмки», а не грузовики. А по возвращению техника проверялась специальной комиссией, созданной Орджиникидзе, которая выяснила, что автомобили вернулись с минимальными техническими неисправностями. Зато шин в пути заменили более сотни.
За железом

Были и более чем специфические автопробеги. В 30-е годы очень не хватало металла для автомобильной промышленности, и эта проблема решалась крайне оригинальным способом: проводились агитационные пробеги, которые так и назывались: «За металл для ГАЗа!». Участники колесили по всем металлургическим предприятиям страны и «выбивали» сырье! Такая вот «прямая закупка» по-советски.


Источник →

Ключевые слова: автомобили, ссср
Опубликовано 11.01.2017 в 05:00

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Владимир Барашкин
Владимир Барашкин Спасибо за материал!!! Текст скрыт развернуть
0
11 января, в 17:23
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1
Правда о репрессиях 1937 года

Правда о репрессиях 1937 года

1 янв, 04:02
+792 948
Самый сильный человек мира с…

Самый сильный человек мира случайно разогнал гей-парад на Украине.

8 дек 16, 03:01
+743 159
Вот за эти "грехи" убили Кадаффи

Вот за эти "грехи" убили Кадаффи

2 янв, 02:02
+589 444
Сейчас Вы очень удивитесь. В…

Сейчас Вы очень удивитесь. Возможно, здесь приведены всего лишь цифры, но какие! Итак, начнём.

11 дек 16, 04:01
+517 281
Стих 10-летнего мальчика про…

Стих 10-летнего мальчика про Родину. Ну и дааааааа....

3 янв, 03:02
+394 158
Любовь напоказ: 16 сексуальн…

Любовь напоказ: 16 сексуальных фантазий, запечатленных в скульптуре

27 окт 16, 04:59
+315 226
Немецкие солдаты о русских.

Немецкие солдаты о русских.

4 янв, 03:01
+291 199
ЧИТАТЬ читать и еще раз чита…

ЧИТАТЬ читать и еще раз читать...будет интересно

17 дек 16, 03:21
+273 92
Экзотика по-африкански: топл…

Экзотика по-африкански: топлес-выставка женской красоты без табу (+18)

5 янв, 04:00
+238 162
Удивительная находчивость ко…

Удивительная находчивость командира разведчиков

22 дек 16, 04:01
+234 41
Редкие цветные фотографии ко…

Редкие цветные фотографии коммуны хиппи

6 янв, 03:02
+230 143
Почему Сталин вернул погоны …

Почему Сталин вернул погоны в 1943 году

8 янв, 03:02
+211 203
Сотни американских шпионов в…

Сотни американских шпионов в период холодной войны были пойманы в СССР по глупейшей причине

5 ноя 16, 02:00
+209 308
Удивительный текст, как молитва

Удивительный текст, как молитва

10 янв, 03:02
+205 66
Другой взгляд на историю Руси

Другой взгляд на историю Руси

16 янв, 04:01
+191 203
«Моему бывшему хозяину». Пис…

«Моему бывшему хозяину». Письмо раба, написанное 150 лет назад, потрясло полмира

13 янв, 03:02
+175 123
Про рухнувший на Украине сам…

Про рухнувший на Украине самолёт, почитайте, интересно!

4 окт 14, 18:53
+169 27
"Маузер": вся правда о писто…

"Маузер": вся правда о пистолете комиссаров

15 янв, 03:02
+165 65
Мужество советского генерала

Мужество советского генерала

1 дек 16, 03:00
+158 141
Отгадайте, кто этот человек?

Отгадайте, кто этот человек?

17 янв, 03:02
+154 89
Немного об оружии

Немного об оружии

11 ноя 16, 02:02
+146 80
Такому в школе нас не учили. А жаль!

Такому в школе нас не учили. А жаль!

15 ноя 16, 18:48
+136 40
Сохраните и читайте, когда б…

Сохраните и читайте, когда будет плохое настроение!

13 ноя 16, 03:58
+133 11
Почему США не замечают...

Почему США не замечают...

1 сен 14, 12:13
+132 34
Найдите лошадь..... головоломка

Найдите лошадь..... головоломка

16 ноя 16, 07:49
+132 239
Сколько денег украли у Росси…

Сколько денег украли у России Англия, Франция, США

14 ноя 16, 01:58
+128 49
15 загадок с подвохом

15 загадок с подвохом

17 ноя 16, 19:47
+127 71
Как советские военные с легк…

Как советские военные с легкостью вычисляли немецких шпионов под Ленинградом

23 ноя 16, 03:01
+124 126
Добро пожаловать в ад, инженеры.

Добро пожаловать в ад, инженеры.

21 ноя 16, 02:12
+116 113
Тайна вьетнамских подземных партизан

Тайна вьетнамских подземных партизан

21 авг 14, 10:21
+113 51
Интересные факты о Сталине.

Интересные факты о Сталине.

24 ноя 16, 03:01
+107 101
7 «иуд» русской истории

7 «иуд» русской истории

22 ноя 16, 02:00
+105 141
Почему русская военная техни…

Почему русская военная техника называется так, как она называется?

7 дек 14, 12:00
+105 32
Эта история произошла во вре…

Эта история произошла во времена ярой дружбы СССР и Кубы

27 ноя 16, 03:01
+102 23
Всадница. Задание для глаз

Всадница. Задание для глаз

6 дек 16, 04:01
+100 191
Почему американцев называют …

Почему американцев называют пиндосами

25 ноя 16, 02:00
+99 46
Подвиг Зины Портновой

Подвиг Зины Портновой

26 ноя 16, 03:00
+97 47
Фото по стилю Сальвадору Дал…

Фото по стилю Сальвадору Дали. Обман зрения.

28 ноя 16, 04:01
+97 24
Вечный двигатель, которому 2…

Вечный двигатель, которому 25 тысяч лет: почему его исследования подавляются?

30 ноя 16, 02:01
+95 89
Почему воины на Руси были та…

Почему воины на Руси были такими могучими?

5 дек 16, 02:01
+93 90
Уникальный вертолет «Чёрная акула»

Уникальный вертолет «Чёрная акула»

2 дек 16, 03:01
+92 19
Нетривиальное применение хоз…

Нетривиальное применение хозяйственного мыла

29 ноя 16, 03:01
+89 34
Что нужно знать о Черном море

Что нужно знать о Черном море

4 дек 16, 02:01
+88 29
Совершенство женского тела н…

Совершенство женского тела на черно-белых снимках фотографа из России

3 дек 16, 00:02
+83 60
Военные хитрости для мужчин

Военные хитрости для мужчин

7 дек 16, 03:01
+80 17
Гигиена Средневековья: как г…

Гигиена Средневековья: как горожане маскировали свое нежелание мыться

1 сен 15, 05:00
+75 51
Опасные для компьютера файлы.

Опасные для компьютера файлы.

15 сен 14, 10:32
+72 19
Просто фото или не просто фото

Просто фото или не просто фото

3 авг 14, 14:52
+71 7
Круто...

Круто...

1 сен 14, 12:45
+71 19
Это ответные санкции, что ли ?

Это ответные санкции, что ли ?

8 авг 14, 10:16
+70 43
Читать
Читать

Поиск по блогу

Люди

8394 пользователям нравится сайт knowledgeblog.ru