Древняя звезда (в рамке слева) и один из первых звездных взрывов во Вселенной в представлении художника (основное изображение)

©National Astronomical Observatory of Japan

Переоценить открытие очень сложно. Для анализа процессов, происходивших сразу после зарождения Вселенной, приходиться смотреть в глубины космоса. Сейчас же на затворках нашей галактики астрономы нашли следы взрыва одной из самых первых звезд. Это поможет ответить на вопросы о формировании Вселенной.

Набор химических элементов указывает на то, что звезда сформировалась вскоре после Большого Взрыва. Открытие может подтвердить версию, согласно которой взрывы древних сверхмассивных звезд влияли на формирование галактик. Первые звезды могли быть в 300 раз массивней нашего Солнца и их взрывы имели колоссальную силу.

Группа ученых под руководством Вако Аоки (Wako Aoki) из японской Национальной астрономической обсерватории обнаружила остатки взрыва звезды SDSS J0018-0939, что в созвездии Кита. Остатки находятся на удалении одной тысячи световых лет от нашей планеты.

Ученые нашли в свете звезды восемнадцать химических элементов и совсем мало железа. Дело в том, что на заре существования Вселенной газовые облака состояли из незначительного количества элементов. Отметим также, что найденная звезда состоит из химических элементов с четным значением атомного числа – они образуются в результате сверхмощных взрывов древнейших звезд. Все это подтверждает гипотезу о том, что SDSS J0018-0939 может быть одной из первых.

Звезда не является древнейшей из всех. Ведь сама она появилась в результате взрыва, который по своей мощности многократно превышает взрывы сверхновых звезд. По мнению специалистов, открытие позволит установить то, какие процессы имели место в недрах самых древних звезд. По мнению Волкера Бромма (Volker Bromm) из Техасского университета в Остине, открытие подтверждает тезис о том, что взрывы первых звезд влияли на формирование галактик и могли изменить их облик.

Что же до самой SDSS J0018-0939, то некоторые ученые все же сомневаются в ее возрасте. По мнению Стэна Вусли (Stan Woosley) из Калифорнийского университета в Санта-Круз, данная ситуация также могла стать следствием взрыва обычной сверхновой. Дать окончательный ответ на этот вопрос помогут новые исследования.