Российский телескоп оказался в тысячу раз точнее «Хаббла»
Снимки рекордно высокого качества получила российская космическая обсерватория «Радиоастрон». Изображения обладают предельно высоким угловым разрешением, которого ранее не достигал никто, говорится в статье, опубликованной в журнале The Astrophysical Journal.

Радиотелескоп использовался для наблюдений за блазаром BL Lacertae в активном ядре созвездия Ящерицы. Вокруг этой сверхмассивной черной дыры, которая окружена аккреционным диском плазмы температурой в несколько миллиардов градусов, образуются джеты – струги газа длиной в несколько световых лет.

Теоретически вращение черной дыры и диска должно было образовывать спиральные структуры из линий магнитного поля, и они ускоряли бы поток вещества в джетах. Эти структуры российские специалисты смогли увидеть в радиотелескоп, а также получить изображения зон ударной волны в области формирования джета.

Исследования позволили астрофизикам понять суть работы наиболее мощных источников излучения во Вселенной. Кроме того, они поставили рекорд: во время сеанса наблюдений на наиболее короткой длине волны интерферометра (1,3 см) специалисты, используя данные пятнадцати наземных радиотелескопов, добились углового разрешения на уровне 21 микросекунды дуги.

Это более чем в тысячу раз лучше разрешения космического телескопа «Хаббл», оптический телескоп с таким угловым разрешением мог бы разглядеть спичечный коробок на поверхности Луны.
Юрий Ковалев,