Иван Р предлагает Вам запомнить сайт «Хочу знать»
Вы хотите запомнить сайт «Хочу знать»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Что мне интересно

Зимние проблемы с авто

Зимние проблемы с авто

21 ноя, 15:30
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Кому не следует употреблять хурму

Кому не следует употреблять хурму

21 ноя, 15:28
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Разбился ртутный градусник: …

Разбился ртутный градусник: что делать?

21 ноя, 15:00
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Сколько авторов создавали Повесть временных лет?

развернуть

Повесть временных лет — это одновременно и самый ранний из дошедших до нас летописных источников, и самое раннее исследование по истории Древней Руси. А все прочие дошедшие до нас летописи были лишь ее продолжениями или пересказами.

Проблема в том, что сама «Повесть…» — не есть истина в последней инстанции. Сообщаемые в ней сведения сомнительны, полны противоречий и не во всем совпадают с фактами, о которых мы знаем из других источников.

Один из примеров: согласно «Повести…» первых древнерусских святых князей Бориса и Глеба — убили в 1015 году по приказу Святополка Окаянного, а из скандинавской «Саги об Эймунде» следует, что заказчиком убийства был их благолепный брат, вошедший в историю под именем Ярослава Мудрого. Кому верить? С одной стороны, вроде бы автору «Повести…» Нестору, поскольку он был человеком ученым и благочестивым. С другой — Эймунду, поскольку, в отличие от Нестора, от киевских властей предержащих он никак не зависел, резал кого угодно за деньги, и врать ему вроде бы не было никакого смысла.

Историк из кельи

Что мы собственно знаем о Несторе? В самой «Повести…» ее автор не называется, но упоминается как черноризец Киево-Печерского монастыря. Имя его как летописца звучит в послании другого печерского монаха, Поликарпа, к архимандриту Акиндину, датируемом XIII веком, а также в еще более позднем «Житии преподобного Антония».

altОба источника особых сомнений не вызывают, хотя появились они спустя 100 с лишним лет после кончины самого Нестора. Биография летописца реконструируется на основе все тех же монастырских преданий, а также написанных им работ, к числу каковых помимо «Повести…» относятся «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского».

Известно, что родился Нестор около 1056 года, в 1096 году был свидетелем нападения на монастырь половцев, а в 1106 году хоронил почтенного старца Яна. Скончался в 1114 году, а мощи его покоятся в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры.

Негусто, хотя о других, не менее хрестоматийных деятелях, достоверных сведений порой еще меньше. Например, спустя несколько десятилетий после Нестора в том же монастыре жил инок Илья, который в мирской жизни совершил такие подвиги, что стал прототипом Ильи Муромца. Вот только каково соотношение вымысла и реальности в былинах — неясно.

Возвращаясь к Нестору, отметим, что почти вся его жизнь (1056-1114) пришлась на период, когда после смерти Ярослава Мудрого некогда единое Древнерусское государство распалось на самостоятельные княжества, слегка признававшие власть великого князя Киевского. Правда, за год до кончины летописца власть в Киеве захватил Владимир Мономах, сумевший на некоторое время отстроить вертикаль власти, державшуюся до 1132 года (дата кончины его старшего сына и преемника Мстислава).

Как инок самого почитаемого столичного монастыря, Нестор был человеком весьма осведомленным, так что подробный рассказ о современных ему событиях феодальной раздробленности с фактической точки зрения особых сомнений не вызывает. Другое дело события более ранние — от смерти Ярослава Мудрого (1054) и